Тема 13. Модель совокупного спроса и совокупного предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

Совокупный спрос. Закон совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса

Совокупное предложение. Закон совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения

 

1. Совокупный спрос. Закон совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.  Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. Как вам известно из микроэкономики (см. тему 5), для нормального функционирования рынка необходимо достижение между спросом и предложением, поэтому и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. При этом экономическая теория рассматривает два случая равновесия:

- равновесие при изменяющихся ценах (классическая модель: «совокупный спрос – совокупное предложение») и

- равновесие в условиях постоянных цен (кейнсианские модели: «совокупные расходы – ВНП», «сбережения – инвестиции»).

· Совокупный спрос (AD, англ. aggregate demand) – это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства, на который предъявляется спрос, - обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Причиной обратной зависимости являются три эффекта: 1) эффект богатства (реальных кассовых остатков), который заключается в том, что инфляция сокращает реальную стоимость или покупательную способность финансовых активов с фиксированной стоимостью; 2) эффект процентной ставки, который заключается в том, что удорожание кредита как следствие роста цен и роста спроса на деньги снижает инвестиционный спрос и потребительские расходы; 3) эффект импортных товаров – при росте цен на отечественные товары потребители переключаются на импортные, относительно подешевевшие, объем ВНП падает.

Зависимость описывается кривой совокупного спроса.

Координатами совокупного спроса AD будут: реальный ВНП — ось абсцисс и уровень цен (дефлятор ВНП) — ось ординат. Кривая AD показывает изменение совокупного уровня всех расходов в зависимости от уровня цен (рис. 20). Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровня цен, отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.

 

Рис. 20. График совокупного спроса

 

Кроме уровня цен на совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:

1. Изменения в расходах домашних хозяйств под влиянием:

- изменения реальной стоимости богатства, если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет,

- ожиданий потребителей, естественно ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот,

- задолженностей потребителей, чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше их текущий спрос,

- подоходного налога, очевидно, что повышение налогов сокращает располагаемый доход и спрос, и наоборот.

2. Изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями:

- процентной ставки, чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос,

- ожидаемой нормы прибыли от инвестиций, чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос,

- налогов на предприятия, очевидно, что повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот,

- технологии, появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.-

3. Изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства – растет спрос, уменьшаются – спрос падает.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением:

- национального дохода в зарубежных странах,

- валютных курсов, если курс национальной валюты падает, это значит, что товары для иностранных покупателей становятся дешевле и спрос на них растет.

Под воздействием неценовых факторов происходят изменения совокупного спроса, что иллюстрируется сдвигами кривой совокупного спроса.

2. Совокупное предложение. Закон совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Совокупное предложение (AS, англ. aggregate supply) – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. \более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Кривая совокупного предложения AS отражает изменение совокупного реального объема производства в связи с изменением уровня цен.  Точка Yf характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достижим при «естественном» уровне безработицы. Кривая AS — синтез кейнсианской (по первому и второму участку) и классической (по третьему участку) школ (рис. 21).

 

Рис. 21. График совокупного предложения

 

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

Первый — кейнсианский (горизонтальный) — расширение производства идет без увеличения цен, так как есть резервы в виде недогруженных мощностей, неполной занятости рабочей силы. В условиях высокого уровня безработицы предприниматели нанимают дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату, издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.

Второй участок — промежуточный (восходящий) — расширение объема производства требует увеличения цен для привлечения дополнительных средств. Безработица начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, а предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены.

Третий участок — классический (вертикальный) — расширение объема производства будет невозможно, поскольку задействованы все ресурсы и существует полная занятость (см. тему 12), вырастут только цены. Объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников более высокой заработной платой. Цены повысятся, но увеличение производства на одном месте приведет к сокращению производства в другом (вспомните КПВ, тема 2) и национальный объем производства не изменится.

Под воздействием неценовых факторов (детерминант) совокупный спрос изменяется, что иллюстрируется сдвигом кривой  AS:

- изменение цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

- изменения в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурса означает, что при тех же ресурсах можно получить больший объем производства (предложения);

- изменения в налогообложении предпринимателей. Рост налогов сокращает производство, уменьшение налогов – увеличивает производство.

3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве совокупного спроса совокупному предложению, т.е. графически при пересечении кривых совокупного спроса и совокупного предложения, при равновесном уровне цены и равновесном объеме национального производства (ВНП).

Рис. 21. Модель макроэкономического равновесия

 

Равновесие может изменяться под влиянием колебаний в совокупном спросе и совокупном предложении.

1. Последствия изменений совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения оно происходит:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы, но цены останутся неизменными. Соответственно, сокращение совокупного спроса уменьшит ВНП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;

б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке совокупного предложения приведет к росту ВНП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен. Соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВНП, росту безработицы, но не изменит цены;

в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения приведет не повлияет ни на реальный объем ВНП, ни на уровень занятости (безработица находится на «естественном» уровне), а цены возрастут. При уменьшении совокупного спроса – объем ВНП и уровень занятости останутся постоянными, но цены не снизятся.

Постоянство цен на промежуточном и классическом отрезках совокупного предложения при снижении совокупного спроса называется эффектом «храповика».

2. Последствия изменения совокупного предложения при неизменности совокупного спроса:

а) увеличение совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы и уменьшению уровня цен;

б) сокращение совокупного предложения приведет к снижению ВНП и росту цен, обусловленному ростом издержек производства, т.е. вызовет инфляцию предложения;

Состояние экономики, при котором объем национального производства сокращается, растет безработица и растут цены называется стагфляцией.

 

Литература

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. – М.: МГУ, “ДИС”, 2007. – Гл. 23.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2005. - Т.1, гл. 11.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов он формируется? Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер?

2. Какие факторы неценового характера влияют на совокупный спрос? Что происходит с кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов?

3. Что такое совокупное предложение? Начертите кривую.  Из каких отрезков состоит эта кривая? Охарактеризуйте их.

4. Какие факторы неценового характера влияют на совокупное предложение. Что происходит с кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов?

5. При каких условиях достигается общее рыночное равновесие?

6. Что такое «эффект храповика»?

7. Что такое стагфляция?

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 299.