1. Полезность как экономическая категория. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности. Поведение индивидуальных потребителей зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую полезность приносит им тот или иной товар. Полезность — общественное свойство благ удовлетворять потребности. Полезность - не объективное свойство благ, а субъективное отношение людей к ним. Величину полезности может определить только сам потребитель, полезность одного и того же блага для разных людей различна, даже полезность одних благ в разных порциях различна. Подумайте – все ли блага обладают полезностью? все ли товары обладают полезностью?
Следует различать общую полезность (TU) и ее составляющие - предельные (маржинальные) потребности (МU), которые потребители извлекают из дополнительной единицы блага. Закон Госсена: правило 1. Предельная полезность “по вертикали” падает: предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель; правило 2. Предельная полезность “по горизонтали” также падает: потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных.
2. Моделирование поведения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Суть потребительского выбора формулирует гипотеза о рациональности поведения потребителя: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность товаров в условиях ограниченного дохода.
Для моделирования потребительских предпочтений вводятся предположения о сравнимости любых товарных наборов, о транзитивности и о ненасыщаемости.
Таблица 3 – Пример отношения потребителя к двум товарам Х и У
Товар Х | Товар У | Набор Х + У | Название набора | |||
Количество (Q) | Общая полезность (TU) | Количество (Q) | Общая полезность (TU) | Количество (Q) | Общая полезность (TU) | |
10 | 20 | 47 | 40 | 57 | 60 | А |
30 | 25 | 25 | 35 | 55 | 60 | В |
45 | 38 | 30 | 26 | 75 | 64 | С |
40 | 43 | 20 | 17 | 60 | 60 | Д |
48 | 45 | 5 | 10 | 53 | 55 | Е |
Потребителю предпочтительнее набор С всем другим наборам, поскольку он выражается наибольшей полезностью. Аналогично, из всех наборов самым нежелательным будет набор Е. Наборы А, В и Д обладают равной полезностью, к их выбору потребитель равнодушен, ему все равно, безразлично какой из них выбрать. При объединении одинаково желаемых товарных наборов получают кривые безразличия.
Кривые, все точки-наборы на которых обладают равной полезностью, называют кривыми безразличия (рис. 15).
Рис. 15. Карта кривых безразличия
Их свойства:
1. Отрицательный наклон, т.е. чтобы сохранить уровень полезности уменьшение товара Y следует компенсировать увеличением товара Х;
2. Кривые безразличия, расположенные выше, правее показывают больший уровень полезности, более предпочтительны;
3. Параллельность кривых. Множество кривых одного семейства называют картой.
4. Выпуклость к началу координат. Угол наклона кривой безразличия к оси Х показывает предельная норма замены (MRS). Предельная норма замены показывает то максимальное количество У от которого готов отказаться потребитель чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х.
3. Бюджетные ограничения потребителя и потребительский выбор. Закон равновесия потребителя. Далее следует рассмотреть бюджетные ограничения потребителя I = Px + Py. Их график представлен на рис. 16.
Рис. 16. Линия бюджетных ограничений
Угол наклона линии бюджетных ограничений есть отношение цен товаров Х и Y.
Совместив кривые безразличия и линию бюджетных ограничений (рис. 17) получим условие (правило) максимизации: для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить денежный доход, чтобы последняя денежная единица, израсходованная на каждый товар, приносила равную (определенную) полезность MU (англ. marginal utility ):
Рис. 17. Равновесие потребителя
Литература
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. –М.: ИНФРА-М, 2005. — Т. 2, Гл. 23.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. – М.: МГУ, “ДИС”, 2007. – Гл. 9, 10.
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Т. 1, ч. 2, гл. 3, 4.
Вопросы для самопроверки
1. Какова взаимосвязь спроса и полезности, полезности и цены товара?
2. Охарактеризуйте закон убывающей предельной полезности. Покажите его относительность.
3. Какие допущения делают экономисты для моделирования поведения потребителя?
4. Дайте определение кривой безразличия и охарактеризуйте ее свойства.
5. Что показывают бюджетная линия и от чего зависит угол ее наклона?
6. Почему точка касания бюджетной линии и кривой безразличия есть равновесие потребителя?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 265.