Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Введение в курс. Особенности предмета и методов

План

Экономическая теория: функции, предмет изучения, структура.

Методы экономической теории.

Этапы развития экономической теории.

Предпосылки экономики: субъекты, потребности и ресурсы.

Воспроизводственный цикл и его фазы.

Ограниченность благ и эффективность. Кривая производственных возможностей (КПВ).

1. Экономическая теория: функции, предмет изучения, структура.  Объектом изучения экономической науки является экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. Не существует единства в определении экономической теории. Большинство экономистов в общих чертах определяют экономическую теорию как общественную науку, исследующую проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов.

Причины необходимости изучения экономической теории:

а) дает знание социально-экономической среды, закономерностей развития общества;

б) служит основой конкретных экономических наук и принятия фундаментальных решений в осуществлении экономической политики;

в) обеспечивает управленца-менеджера государственной и муниципальной службы, менеджера фирмы и потребителя необходимой информацией и знаниями для выработки своего поведения.

Функции экономической теории:

1. Теоретическая (познавательная) – она объясняет как функционирует экономика, в чем суть, причины, последствия тех или иных экономических явлений, раскрывает законов функционирования экономики.

2. Практическая (прагматическая) – применение теории в хозяйственной практике, создание основы для экономической политики государства. На основе теоретических обобщений реальных фактов экономика объясняет, что есть и что может быть, формулирует принципы экономического поведения. Это позитивная экономика.

3. Прогностическая – разработка научных прогнозов развития экономики. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика – нормативная экономика.

4. Мировоззренческая – формирование определенной системы взглядов на экономическую жизнь общества.

5. Методологическая – разработка методов, приемов и научного инструментария для прикладных экономических наук.

Экономическая теория формулирует ряд основополагающих экономических целей, среди которых - экономический рост, полная занятость, экономическая стабильность, эффективность, социально справедливое распределение доходов и другие. Как общий итог всему - рост богатства общества и благосостояния его членов.

Функция и структура экономической теории представлены схематично в книге К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю “Экономикс”, т. 1, с. 20.

 

Рис. 1. Схема научного познания

Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе. Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение: экономическая теория – это наука о системах экономических отношений в обществе. Экономика – общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества, поэтому тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, юриспруденцией и т.д.

Проблемы благосостояния и экономических отношений в рыночной экономике изучаются на трех уровнях. Микроуровень - изучение отдельных экономических единиц или частных сегментов экономики; макроуровень - изучение национальной экономики в целом или ее крупных агрегатов и мегоэкономический уровень - изучение мировой экономики в целом, проблем интернациональных экономических связей и отношений.

Исследуя экономику общества, экономическая теория открывает и формулирует научные понятия - категории, принципы, законы, строит графики и модели, отражающие экономические процессы, поведение экономических субъектов.

2. Методы экономической теории (метод – это путь, способ исследования каких-либо явлений). При анализе экономических явлений пользуются общенаучными методами исследования: научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, функциональный анализ, моделирование и экспериментирование и т.п. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции. Слово «абстракция» в переводе означает отвлечение. Его суть – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение  типичного, главного, сущностного. Результатом научной абстракции являются категории, понятия и законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

Анализ - это расчленение исследуемого предмета на составные части и изучение каждой из них в отдельности.

Синтез - это соединение расчлененных элементов системы в единое внутренне взаимосвязанное целое.

Индукция - формулирование общих выводов на основе исследования множества фактов (от частного к общему).

Дедукция - получение частных выводов на основе общих положений (от общего к частному).

Агрегирование - это прием исследования, когда совокупность специфических экономических единиц рассматривается как одна единица.

Экстраполяция - прогноз экономического развития, который делается на основе выявления тенденции с определенной корректировкой на будущее.

Маржинальный («marginal» - предел) анализ - методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических законов и категорий.

Позитивный анализ дает представление об экономике так, как она есть.

Нормативный анализ дает оценочное суждение об экономике, какой она должна быть.

Субъективно-психологический метод исследует экономическое поведение людей, которые в своих решениях делают выбор с их точки зрения наиболее разумный. Суть метода в учете психологии отдельных субъектов, групп людей и общества в целом (общественного сознания) применительно к конкретной экономической ситуации.

Психоанализ раскрывает проблему мотивации человеческой деятельности, создания гармонии между осознанным и неосознанным в поведении человека.

Функциональный анализ - метод, устанавливающий зависимость между двумя переменными величинами, при этом независимая переменная называется аргументом, а зависимая переменная - функцией. Этот метод позволяет широко использовать графики, как иллюстрации экономических моделей.

Экономическое моделирование - это метод исследования, который позволяет в формализованном виде определять принципы изменений в экономике и их последствия.

Метод графических изображений позволяет наглядно изобразить те или иные экономические зависимости. При этом, экономисты (в отличие от математиков), как правило, помещают независимые переменные на оси ординат (вертикальной оси),  а зависимые – на оси абсцисс (горизонтальной оси).

3. Этапы развития экономической теории. Экономика – одна из древнейших наук. Ее истоки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась мировая цивилизация – в страны Древнего Востока 5-3 вв. до н.э. Впоследствии экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель (384 – 322 до н.э.) ввел термин «экономия» (от греч. оikonomia – управление домашним хозяйством, от которого и произошло - «экономика».

Основные этапы развития экономической теории в виде схемы изложены в учебнике Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: Инфра-М, 2000, Стр. 25.

Как наука экономика возникла в XVI - XVIIвв. Первым направлением экономики было учение меркантилизма (от итал. mercante - торговец), в котором содержание богатства общества и личности сводилось к деньгам, а деньги - к золоту. Пути увеличения денежного богатства меркантилисты видели в торговле, в системе денежного, а позднее - торгового баланса. В XVII в. появилось название экономической науки - политическая экономия.

Основоположник классической политической экономии - экономист Адам Смит (1723 - 1790), выпустивший в 1776 г. свою знаменитую книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его учение заложило основы трудовой теории стоимости и рыночной экономики в целом. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в работах немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818 - 1883), создавшего теорию научного социализма в своем многотомном сочинении «Капитал». Идеи А. Смита получили также развитие в работах экономистов австрийской школы, создавших теорию маржинализма, и в работах экономистов математической школы.

В наши дни экономическая наука получила более распространенное название - экономическая теория, а в англо-американской литературе - «экономикс». Термин «экономикс» впервые ввел английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924) в своей книге «Принципы экономики». И ныне в современной англо-американской литературе все три термина -«политическая экономия», «экономическая теория» и «экономикс» рассматриваются как синонимы, отражающие теоретические аспекты современной экономической науки, на что прямо указывает современный американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915 г.).

В современной экономической науке наблюдается синтез старой классической школы и трех новых направлений.

1. Кейнсианское направление, названное в честь его основателя английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946). Кейнсианство и ныне служит теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или уменьшения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Это направление по праву было объявлено «кейнсианской революцией в политической экономии». Кейнсианство в его современном виде   часто именуется неокейнсианством.

2. Неоклассическое направление. Первый этап развития этого направления связан с именем А. Маршалла, который предпринял попытки соединить классическую теорию А. Смита с маржинализмом. Маржинализм - учение, основанное на использовании предельных величин (предельная полезность, предельный доход и т.п.). Второй этап неоклассического направления возник в 70 - 80-в г.г. ХХв. Он представлял собой реакцию на чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. Данное направление ныне развилось в теорию монетаризма, по постулатам которого роль государства в стабилизации экономики сводится лишь к регулированию денежного обращения, и теорию неолиберализма, которая полагает, что вмешательство государства надо свести к минимуму, предоставив максимум свободы предпринимателям и торговцам.

3. Институционально-социологический подход к решению проблем хозяйственной жизни. В пределах этого направления возникли теории праздного класса, прав собственности, общественного выбора, постиндустриального (информационного общества), теория глобалистики и др.

Современная экономическая теория изучает поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

4. Предпосылки экономики: субъекты, потребности и ресурсы.  Участниками (субъектами) экономики являются домохозяйства, деловые предприятия и государство. Домохозяйство – семьи или отдельный человек, участвующий в экономике с целью удовлетворения своих потребностей. Деловое предприятие - это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи с целью максимизации прибыли. Государство представлено правительственными учреждениями, наделенными юридической и политической власть для обеспечения, в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Необходимость постоянно удовлетворять потребности – свойство человеческого общества, каждого отдельного человека. Потребности многообразны. С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это выражается законом возвышения потребностей.

Ресурсы это имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Существуют четыре вида  ресурсов (факторов производства), каждому из которых соответствует определенный вид дохода:

- земля – все естественные ресурсы, включая пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы, снимаемое с земли сырье, недвижимость.  Доход - заработная плата;

- капитал - инвестиционные ресурсы, включая  все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, инфраструктуру (дороги, сооружения, дамбы, мосты, средства связи и т.д.). Обратите внимание – под ресурсом «капитал» не понимаются деньги, последние есть форма реального капитала. Процесс производства и накопления капитала называется инвестированием. Инвестиционные товары отличаются от потребительских тем, что удовлетворяют потребности людей косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров.  Доход - процент;

- труд  - людские ресурсы, совокупность умственных и физических способностей людей.  Доход - рента;

- предпринимательские способности – особая способность людей выступать инициаторами, организаторами, способность брать на себя экономический риск.  Доход - прибыль.

Форма ресурсов может быть натуральная и денежная. Ресурсы ограничены естественным запасом и уровнем развития НТП. Кроме того, материальные потребности общества в целом являются безграничными, поэтому ресурсы, используемые для производства материальных благ, ограничены в принципе.

5. Воспроизводственный цикл и его фазы. Факторы производства функционируют непрерывно. Производственная функция показывает зависимость объема производства от количества используемых ресурсов: Q = f (Х1, Х2,…,Хn),

где Q - объем производства,

Х1, Х2,…, Хn - используемые производственные ресурсы.

 

Рис. 2. Схема воспроизводственного цикла

При таком представлении ресурсы являются входом, процесс производства - центральным звеном, продукт – выходом, личное потребление – целью, восстановление ресурсов – обратной связью.

Производство есть создание продуктов; включает четыре фазы:

Рис. 3. Фазы производственного цикла

Распределение – это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности. Роль распределения в обществе очевидна: несправедливое распределение благ зачастую является причиной конфликтов, может подорвать желание работать. Различают первичное распределение и вторичное – перераспределение.

Обмен – это доставка произведенных продуктов потребителям.

Потребление – процесс удовлетворения потребностей.

Потребление не может прекратиться, поэтому неизбежно повторение процесса производства, что называется воспроизводством.  

Существуют два способа получения благ: 1) сделать их самому и 2) научиться хорошо делать одно благо и обменять его на другое, т.е.специализация. Первый способ определяют как натуральное хозяйство, второй – товарное. При наличии товарного производства обмен происходит путем купли-продажи на рынке. Товар - всё, что предназначено для продажи, включает материальные вещи, услуги, выполненные работы.

Рис. 4. Схема товарного производства

Преимущество товарного производства состоит в большей производительности труда.

6. Ограниченность благ и эффективность. Кривая производственных возможностей (КПВ). Многообразие потребностей при ограниченности ресурсов приводит к тому, что в действительности будут удовлетворены далеко не все из них и, скорее всего, не в полной мере. Следовательно, любое экономическое действие фактически означает выбор удовлетворения потребности.

Количество других продуктов, от которого необходимо отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта, называется альтернативной стоимостью (вмененными издержками) этого продукта. Способность выполнять работу с наименьшей альтернативной стоимостью называется сравнительным преимуществом.

Экономическая эффективность по Парето означает такое состояние рынка, при котором невозможно произвести ни одного изменения в пользу улучшения положения дел без нанесения ущерба кому-либо из участков рынка.

Рис. 5. Кривая производственных возможностей

 

Взаимосвязь ресурсов и производственных возможностей экономики отражает кривая производственных возможностей, все точки которой показывают различные комбинации двух товаров, производимых в условиях полного использования всех ресурсов (рис. 1).

 При этом допускается, что количество и качество ресурсов, а также технология производства неизменны.  Если допускается, что хотя бы один фактор производства не изменен, то речь идет о коротком периоде. В длительном периоде все факторы переменны.

При изменении структуры производства, т.е. в длительном периоде, кривая производственных возможностей может сдвигаться. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо означает экономический рост. Так, может увеличиться предложение ресурсов, улучшиться технология производства и т.д. Сдвиг кривой влево означает уменьшение производственных возможностей экономики. Подумайте, каково практическое применение кривой производственных возможностей?

Литература   

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 2005. - Гл. 1, 2.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЮристЪ, 2004. - Гл. 1, 2, 3.

Курс экономической теории / Под. ред. М.Н. Чепурина. — Киров: АСА, 2007. - Гл. 1, 2, 3.

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В. Сидорович. - М.: МГУ, “ДИС”, 1997. - Гл. 1, 2, 4.

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 1, 2.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом экономической теории?

2. Перечислите функции экономической теории. Какова ее структура?

3. Приведите примеры использования в экономической теории методов индукции и дедукции, тематических и графических моделей исследования.

4. Возможен ли в экономической теории эксперимент как метод исследования? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Приведите примеры позитивного и нормативного анализов в экономической теории.

6. Что представляет собой микро- и макроэкономика?

7. Назовите существующие классификации производственных ресурсов.

8. В чем состоит назначение предпринимательской способности?

9. Что показывает кривая производственных возможностей?

10. При каких условиях происходит сдвиг кривой вправо и влево?

11. Что означает закон роста вмененных издержек (альтернативной стоимости)? Объясните причины роста альтернативной стоимости при изменении структуры общественного производства.

12. Сформулируйте понятие экономической эффективности по Парето.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.