Всякое устное выступление строится по законам мышления и законам ораторского искусства. Существует четыре конструктивных вопроса, на которых базируется система устного выступления и технология ораторской деятельности докладчика.
1. Зачем говорить? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть тему выступления, т.е. осмыслить задачу, уяснить концепцию, сформулировать конкретную цель выступления.
2. О чем говорить? Этот вопрос предполагает выбор основной ("царствующей") мысли, которую выступающий хочет донести до слушателей.
3. Сколько говорить? Этот вопрос обязывает ограничить предмет речи, т.е. отобрать самое существенное для обоснования избранной идеи: необходимое и достаточное. Для выступления на защите отводится 10-15 минут. Ориентиром для отбора материала выступления служит цель курсовой работы.
4. Как говорить? Важно помнить, что между тем, что вы говорите, и тем, как вы говорите, существует расхождение. Сформулируем несколько правил построения устного выступления.
Необходимо выбрать громкость голоса. Окружающим кажется, что если человек говорит громко, значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем громкость голоса не является эффективным средством воздействия на других людей. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо большее внимание, чем сказанное еще громче.
Необходимо выбрать ритм и темп речи. Речь должна быть не слишком быстрой и не слишком медленной.
Необходимо уметь держать паузу. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.
Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Обращение «Уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагаются результаты исследования по теме …»
Начало речи должно быть уверенным. Вступление должно быть кратким и состоять из одного или двух предложений.
Существует четыре варианта подготовки выступления и его устного изложения.
1. Написать весь текст выступления, а затем прочитать его слушателям.
2. Написать текст выступления, выучить его и прочитать по памяти, заглядывая иногда в рукопись.
3. Подготовить только краткие записи.
4. Выступать без каких-либо подготовленных материалов.
Мы рекомендуем, прежде всего, второй и третий варианты. Еще древние говорили: «Не написав, хорошо не скажешь. Письмо - лучший помощник языку». Начинающему выступающему целесообразно полностью записать текст будущего выступления не для чтения с трибуны, а для поиска разговорных выражений.
Вместе с тем выступающий должен заботиться о безупречном соблюдении языковых норм в грамматике, словоупотреблении и произношении. Приведем примеры выражений, позволяющие избежать ошибок речи.
Неправильно говорить: | Правильно говорить: |
Вперед Обратно Фактор Это не играет значения Он выполняет роль Благодаря его Согласно плана Исходить от этой проблемы Свойственно для них | Сначала Опять Факт Не имеет значения Играет роль Благодаря ему Согласно плану Исходить из этой проблемы Свойственно им |
Главная часть выступления содержит систематизированный материал, основные мысли, положения, выводы, расположенные в логической последовательности. Отдельные важные проблемы следует разделить в выступлении на частные вопросы. Начало каждого абзаца должно быть логически связано с окончанием предыдущего. Для переходов между отдельными предложениями, мыслями можно воспользоваться такими словами и выражениями, как: вследствие того, стало быть, исходя из…, с другой стороны, с этих позиций и т.д.
Готовя основную часть выступления, обязательно надо иметь в виду главную цель: донести до слушателей авторский вариант решения проблемы, раскрыть сущность исследования, увлечь перспективой его реализации.
Выступление можно выстроить, исходя из логики
- структуры работы, т.е. давая характеристику основного содержания каждой главы исследования;
- решаемых в работе задач.
Целесообразно иллюстрировать выступление раздаточным материалом, схемами, таблицами, данными эксперимента, работами учащихся и т.д.
Завершить выступление возможно общим выводом по итогам проведенного исследования. Следует помнить, что финал – это заключительный акт, направленный на то, чтобы слушатели, поняв оратора, поверили ему, почувствовали завершенность, законченность, целостность исследования, изложенного в выступлении.
Приложение 1
Примерные темы курсовых работ по педагогике
1. Методы воспитания в учебно-творческом процессе.
2. Методы психологической диагностики личности при выявлении индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Формы развития творческого мышления.
4. Средства мотивации к учебно-творческой деятельности.
5. Дополнительное образование как фактор развития личности.
6. Общие закономерности развития творческой личности.
7. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми в условиях учреждения дополнительного образования.
8. Основные направления и формы воспитательной работы с обучающимися в учреждениях дополнительного образования.
9. Роль учителя в развитии способностей одаренных детей.
10. Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации учеников.
11. Социально-педагогическая деятельность образовательных учреждений по приобщению детей к здоровому образу жизни.
12. Социально-педагогическая деятельность в условиях центров дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
13. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при работе с творческим коллективом.
14. Организационные формы преподавания специальных дисциплин для детей дошкольного возраста (4-6 лет).
15. Организационные формы преподавания специальных дисциплин для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
16. Организационные формы преподавания специальных дисциплин для детей среднего школьного возраста (11-15 лет).
17. Методы и приемы обучения в процессе освоения дисциплин специального курса.
18. Учет возрастных особенностей в развитии исполнительских качеств участников творческого коллектива.
19. Формирование творческой активности участников художественного коллектива.
20. Творческая деятельность как фактор развития креативной личности.
21. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.
22. Организация самостоятельной деятельности участников в творческом коллективе.
23. Значение психологического климата в деятельности творческого коллектива.
24. Творческий подход педагога к организации учебно-воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
25. Роль личности педагога в образовательном процессе.
26. Проблема взаимопонимания педагога и детей с девиантным поведением.
27. Технология проблемного обучения в творческом процессе.
28. Средства эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования.
29. Конфликт в творческом коллективе, способы его устранения.
Приложение 2
Государственное казенное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
ПЦК «Гуманитарных и информационно-коммуникационных дисциплин»
Дата: 2019-02-19, просмотров: 179.