Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и использования средств измерения предусмотрена Законом о стандартизации, Законом о сертификации, Законом об измерениях, Законом о защите прав потребителей, КоАП, УК и иными актами законодательства. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, устанавливающих ответственность, выделяют гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственный надзор за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроля за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь (далее -государственный надзор за стандартами и средствами измерений) осуществляется государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений -должностными лицами Комитета по стандартизации и подведомственных ему органов.
В соответствии с Положением о государственном надзоре за ? выполнением стандартов, обеспечением единства измерений и контролем за соблюдением правил обязательной сертификации в Рее-1 публике Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 1998 г. № 13711(далее -Положение о государственном надзоре) целью государственного > надзора за стандартами и средствами измерений является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства.
Объектами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, согласно п. 4 Положения о государственном надзоре, являются:
- продукция, работы, услуги, в том числе подлежащие обязательной сертификации;
- техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги);
единицы измерений, средства измерений, измерения и их результаты, применяемые методики выполнения измерений и методики испытаний.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений, его заместители, а также главные государственные инспекторы областей по надзору за стандартами и средствами измерений и их заместители имеют право выносить постановление о наложении штрафа на субъектов предпринимательской деятельности за:
нарушение требований, предъявляемых к продукции, установленных нормативной документацией по стандартизации;
нарушение правил по обязательной сертификации;
нарушение метрологических норм и правил;
неоднократное совершение вышеперечисленных нарушений;
нарушение запрета органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений.
Размер штрафа за конкретное нарушение установлен под п. 2.3. названного Постановления. В соответствии с под п. 2.7. Указа Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 г. № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)»1штраф взыскивается в доход республиканского бюджета. Указ предусматривает также обязательное указание в контрактах, заключаемых с руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений, мер ответственности руководителя за выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных актов.
Гражданско-правовая ответственность в форме возмещения убытков и компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя предусмотрена Законом о защите прав потребителей. В соответствии с п. 2 ст. 5 названного Закона убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством и договором. Что касается морального вреда, то его компенсация осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
УК устанавливает уголовную ответственность за обман потребителей (ст. 257), незаконное изготовление, использование либо сбыт государственных пробирных клейм (ст. 258), фальсификацию средств измерений (ст. 259).
Подводя итог по данному вопросу и по всей главе в целом, следует отметить, что объективной причиной, детерминировавшей усиление государственного управления в сфере обеспечения качества продукции является необходимость защиты человека, его имущества и окружающей среды от отрицательных последствий, связанных с переходом от одной системы экономики к другой. Этот переход возможен при том условии, что предпочтение будет отдаваться не количественным, а качественным критериям. Опыт стран, занимающих ведущие позиции в мировой экономике, свидетельствует о том, что этого положения они достигли благодаря высокому техническому уровню и качеству продукции.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 293.