Важнейшим условием (элементом) конкурентоспособности товара, работ, услуг (далее -товара) является качество.
В соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей»1(далее - Закон о защите прав потребителей) под качеством товара понимается совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).
Обеспечению качества товара служат следующие средства:
технические - разработка и внедрение в производство новой техники и технологии;
экономические-экономическая поддержка и стимулирование субъектов предпринимательской деятельности;
организационные - деятельность государственных и иных органов по организации и обеспечению функционирования государственной системы стандартизации, сертификации и единства измерений;
правовые -установление законодательных требований к качеству товаров.
Требования к качеству товара устанавливаются в законодательстве, в договоре, либо сложившимися обычаями
§ 2. Понятие и правовые основы стандартизации
Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1993 г. «О стандартизации»1(далее - Закон о стандартизации). Он содержит в основном нормы публичного характера, которые регулируют вертикальные отношения, что обусловлено сущностью стандартизации как деятельности государства в лице уполномоченных органов.
В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации стандартизация (нормирование) - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик (в дальнейшем - требования) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
единства измерений;
экономии ресурсов, повышения энергоэффективности и снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг;
безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций;
обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
Нормативные документы по стандартизации (стандарты) представляют собой документы, содержащие правила, общие нормы, принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов по стандартизации.
В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:
государственные стандарты Республики Беларусь (далее -государственные стандарты);
государственные строительные нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);
государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь (далее - классификаторы);
отраслевые нормативные документы по стандартизации;
стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования; - технические условия.
В Республике Беларусь применяются также международные (региональные) стандарты, нормы и правила, национальные стандарты, нормы и правила других государств, иные документы по стандартизации. Правительством Республики Беларусь одобрена Программа «Создание системы технического нормирования и стандартизации, гармонизированной с нормами и требованиями Всемирной торговой организации и Европейского Союза». Цель программы -достижение к 2003 г. 70 % уровня гармонизации белорусских стандартов с международными. Следует отметить, что гармонизация национальной нормативной документации с международной - одно из условий вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.
Государственные стандарты, строительные нормы, классификаторы утверждаются Комитетом по стандартизации. Их создание определяется ст. 6 Закона о стандартизации.
Государственные стандарты устанавливают два вида требований к качеству товаров:
1) обязательные для применения всеми органами государственного управления и субъектами хозяйствования. Перечень обязательных требований предусмотрен ч. 3 ст. 6 Закона о стандартизации. В него входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг Для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, Для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и требует конкретизации некоторых требований, например, о технической и информационной совместимости;
2) необязательные для всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации.
Государственные стандарты являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблюдению на всей территории Республики Беларусь.
Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию отраслево-1 го значения. Они не замыкаются на системе конкретной отрасли, а распространяются на всю совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, разрабатывающих и (или) производящих аналогичную по потребительскому или функциональному значению продукцию. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм.
Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются, субъектами хозяйствования самостоятельно. Они также не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.
Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах, но в соответствии с последними.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о стандартизации нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг.
В целях обеспечения широкого применения субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, классификаторов технико-экономической и социальной информации и других нормативных документов по стандартизации Постановлением Кабинета Министров
республики Беларусь от 24 июня 1996 г. утверждено «Положение о Национальном фонде стандартов»1. В соответствии с п.1 указанного Положения Национальный фонд стандартов представляет собой совокупность нормативных документов по стандартизации на бумажных и магнитных носителях, включающих:
государственные стандарты, классификаторы технико-экономической и социальной информации Беларуси и документы, представляемые разработчиками для утверждения государственных стандартов и классификаторов;
межгосударственные, международные, региональные стандарты;
национальные стандарты зарубежных стран;
правила, нормы, рекомендации и другие нормативные документы по стандартизации с их справочно-поисковым аппаратом (базами данных, указателями, каталогами, картотеками).
Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, которому принадлежит также исключительное право официального опубликования нормативных документов в области стандартизации.
§ 3. Понятие и правовые основы сертификации
Правовые основы сертификации продукции, работ, услуг (далее - продукции) установлены Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «О сертификации продукции, работ, услуг»2(далее -Закон о сертификации). В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона сертификация продукции представляет собой специальную процедуру подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Эта процедура проводится независимыми от производителя и потребителя органами и субъектами хозяйствования. Следовательно, сертификация - это способ объективного контроля за качеством продукции.
Сертификация продукции осуществляется с целях:
обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;
подтверждения соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкретным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;
создания условий для участия изготовителей (продавцов) продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;
защиты республиканского рынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.
Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация проводится для подтверждения соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Белстандартом 30 декабря 1996 г. и действует с учетом послед, изм. и доп. Участниками обязательной сертификации в соответствии со ст. 7 Закона о сертификации являются:
Комитет по стандартизации;
органы по сертификации проводящие работы по сертификации и представляющие заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;
аккредитованные испытательные лаборатории (центры), которые осуществляют испытания конкретной продукции либо проводят конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации;
изготовители (продавцы) продукции, обязанности которых определены в ст. 9 Закона о сертификации.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите-; ля на условиях договора между ним и органом по сертификации.
Соответствие продукции требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации подтверждается сертификатом соответствия и знаком соответствия.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации. Получение изготовителем сертификата соответствия дает ему право маркировать продукциюзнаком соответствия, который представляет собой зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации (ч. 6, 7 ст. 3 Закона о сертификации). В Республике Беларусь действует Национальная система сертификации, созданная Комитетом по стандартизации, в рамках которой проводится как обязательная, так и добровольная сертификация. Кроме нее могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о сертификации продукция, на которую в нормативных актах и конкретных стандартах или других нормативных документах по стандартизации установлены требования безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации исключительно в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.
§ 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
Для обеспечения требований, предъявляемых к качеству продукции, важное значение имеет состояние средств измерений ее различных параметров. Другими словами, необходимо обеспечение единства измерений для сопоставления их результатов, выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств.
Единство измерений обеспечивают государственные метрологические службы и метрологические службы субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями и нормами, установленными нормативными документами, действующими в Республике Беларусь.
Основы законодательной метрологии и обеспечение единства измерений, правильную правовую защиту субъектов хозяйствования и потребителей от последствий неточных и неправильных измерений Устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «Об обеспечении единства измерений»1(далее - Закон об измерениях).
Обеспечение единства измерений достигается различными способами. К применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц величин, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Международной организацией законодательной метрологии.
В качестве исходных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин с целью передачи их размера другими средствами измерений применяются эталоны единиц величин.
Все средства измерений подлежат Государственному метро-)логическому надзору, который представляет собой деятельность органов государственной метрологической службы по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм при производстве, применении, ремонте средств измерений, используемых в сферах деятельности и для целей, указанных в ст. 7 Закона об измерениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона об измерениях в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений: государственные испытания средств измерений; утверждение типа средств измерений; метрологическая аттестация средств измерений; поверка средств измерений;
проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Правила выполнения перечисленных видов надзора, а также порядок его проведения устанавливается Комитетом по стандартизации.
Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших государственных испытаний или метрологической аттестации, в результате которой устанавливаются метрологические свойства средств измерений и выдается документ с указанием полученных данных. В результате проверки средств измерений определяется и подтверждается их соответствие установленным требованиям. Положительные результаты метрологической аттестации (проверки) удостоверяются клеймением средства измерения, отметкой в паспорте или формуляре либо выдачей свидетельства.
Метрологическому контролю, т. е проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм, подлежат средства измерений, используемые в сферах деятельности, не указанных в ст.7 Закона об измерениях. Правила и порядок проведения метрологического контроля устанавливаются субъектом хозяйствования.
В ч.2 ст. 11 Закона об измерениях установлены следующие виды метрологического контроля:
испытания средств измерений;
- метрологическая аттестация средств измерений;
- поверка средств измерений;
калибровка средств измерений, представляющая собой совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик.;
проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Все средства измерений могут использоваться только при условии прохождения метрологического надзора и метрологического контроля и подлежат государственным испытаниям с утверждением их типа.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.