Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшим условием (элементом) конкурентоспособности това­ра, работ, услуг (далее -товара) является качество.

 В соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей»1(далее - Закон о защите прав потреби­телей) под качеством товара понимается совокупность характе­ристик товара, относящихся к его способности удовлетворить уста­новленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безо­пасность, функциональная пригодность, эксплуатационные харак­теристики, надежность, экономические, информационные и эстети­ческие требования и др.).

Обеспечению качества товара служат следующие средства:

технические - разработка и внедрение в производство новой техники и технологии;

экономические-экономическая поддержка и стимулирова­ние субъектов предпринимательской деятельности;

организационные - деятельность государственных и иных органов по организации и обеспечению функционирования государ­ственной системы стандартизации, сертификации и единства изме­рений;

правовые -установление законодательных требований к ка­честву товаров.

Требования к качеству товара устанавливаются в законодатель­стве, в договоре, либо сложившимися обычаями

 

 

§ 2. Понятие и правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1993 г. «О стандартизации»1(далее - Закон о стандартизации). Он содержит в основном нормы публичного характера, которые регулируют вертикальные отношения, что обусловлено сущностью стандартизации как деятельности государства в лице уполномоченных органов.

В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации стандартиза­ция (нормирование) - это деятельность по установлению и приме­нению норм, правил и характеристик (в дальнейшем - требования) в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

технической и информационной совместимости, а также взаи­мозаменяемости продукции;

единства измерений;

экономии ресурсов, повышения энергоэффективности и снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг;

безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска воз­никновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычай­ных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности государ­ства.

Нормативные документы по стандартизации (стандарты) представляют собой документы, содержащие правила, общие нормы, принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов по стандартизации.

В Республике Беларусь действуют следующие виды стандар­тов:

государственные стандарты Республики Беларусь (далее -государственные стандарты);

государственные строительные нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);

государственные классификаторы технико-экономической ин­формации Республики Беларусь (далее - классификаторы);

отраслевые нормативные документы по стандартизации;

стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования; - технические условия.

В Республике Беларусь применяются также международные (ре­гиональные) стандарты, нормы и правила, национальные стандар­ты, нормы и правила других государств, иные документы по стан­дартизации. Правительством Республики Беларусь одобрена Про­грамма «Создание системы технического нормирования и стандар­тизации, гармонизированной с нормами и требованиями Всемирной торговой организации и Европейского Союза». Цель программы -достижение к 2003 г. 70 % уровня гармонизации белорусских стан­дартов с международными. Следует отметить, что гармонизация национальной нормативной документации с международной - одно из условий вступления Республики Беларусь во Всемирную торго­вую организацию.

Государственные стандарты, строительные нормы, классифика­торы утверждаются Комитетом по стандартизации. Их создание оп­ределяется ст. 6 Закона о стандартизации.

Государственные стандарты устанавливают два вида требований к качеству товаров:

1) обязательные для применения всеми органами государствен­ного управления и субъектами хозяйствования. Перечень обязатель­ных требований предусмотрен ч. 3 ст. 6 Закона о стандартизации. В него входят требования, устанавливаемые государственными стан­дартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг Для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, Для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и требует конкретизации некоторых требований, например, о технической и информационной совмести­мости;

2) необязательные для всеобщего применения. Они носят ре­комендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или техни­ческой документации.

Государственные стандарты являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблюдению на всей территории Республики Беларусь.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию отраслево-1 го значения. Они не замыкаются на системе конкретной отрасли, а распространяются на всю совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и формы собствен­ности, разрабатывающих и (или) производящих аналогичную по по­требительскому или функциональному значению продукцию. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются, субъектами хозяйствования самостоятельно. Они также не должны противоречить обязательным требованиям государственных стан­дартов.

Технические условия разрабатываются и утверждаются субъек­тами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установлен­ных в этих стандартах, но в соответствии с последними.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о стандартизации нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Респуб­лики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использова­нию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг.

В целях обеспечения широкого применения субъектами пред­принимательской деятельности всех форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, классификаторов техни­ко-экономической и социальной информации и других нормативных документов по стандартизации Постановлением Кабинета Министров

республики Беларусь от 24 июня 1996 г. утверждено «Положение о Национальном фонде стандартов»1. В соответствии с п.1 указанного Положения Национальный фонд стандартов представляет собой со­вокупность нормативных документов по стандартизации на бумаж­ных и магнитных носителях, включающих:

государственные стандарты, классификаторы технико-эконо­мической и социальной информации Беларуси и документы, пред­ставляемые разработчиками для утверждения государственных стан­дартов и классификаторов;

межгосударственные, международные, региональные стан­дарты;

национальные стандарты зарубежных стран;

правила, нормы, рекомендации и другие нормативные доку­менты по стандартизации с их справочно-поисковым аппаратом (ба­зами данных, указателями, каталогами, картотеками).

Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, которому принадлежит также исключительное право официального опубликования нормативных документов в об­ласти стандартизации.

 

§ 3. Понятие и правовые основы сертификации

Правовые основы сертификации продукции, работ, услуг (далее - продукции) установлены Законом Республики Беларусь от 5 сен­тября 1995 г. «О сертификации продукции, работ, услуг»2(далее -Закон о сертификации). В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона сертификация продукции представляет собой специальную про­цедуру подтверждения соответствия продукции требованиям, уста­новленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Эта процедура проводится независимыми от производителя и потребителя органами и субъектами хозяйствования. Следователь­но, сертификация - это способ объективного контроля за качеством продукции.

Сертификация продукции осуществляется с целях:

обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

подтверждения соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкретным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;

создания условий для участия изготовителей (продавцов) про­дукции в международной торговле и повышения конкурентоспособ­ности продукции;

защиты республиканского рынка от некачественной и небезо­пасной продукции, поступающей по импорту.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обяза­тельная сертификация проводится для подтверждения соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательством Республи­ки Беларусь. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Белстандартом 30 декабря 1996 г. и действует с учетом послед, изм. и доп. Участниками обязательной сертификации в соответствии со ст. 7 Закона о сертификации являются:

Комитет по стандартизации;

органы по сертификации проводящие работы по сертифика­ции и представляющие заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;

аккредитованные испытательные лаборатории (центры), кото­рые осуществляют испытания конкретной продукции либо проводят конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для це­лей сертификации;

изготовители (продавцы) продукции, обязанности которых оп­ределены в ст. 9 Закона о сертификации.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите-; ля на условиях договора между ним и органом по сертификации.

Соответствие продукции требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации подтверждается сертифика­том соответствия и знаком соответствия.

Сертификат соответствия – документ, выданный по прави­лам системы сертификации для подтверждения соответствия серти­фицированной продукции требованиям нормативных актов и конк­ретных стандартов или других нормативных документов по стандар­тизации. Получение изготовителем сертификата соответствия дает ему право маркировать продукциюзнаком соответствия, который представляет собой зарегистрированный в установленном по­рядке знак, которым по правилам системы сертификации подтверж­дается соответствие маркированной им продукции требованиям нор­мативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации (ч. 6, 7 ст. 3 Закона о сертификации). В Республике Беларусь действует Национальная система серти­фикации, созданная Комитетом по стандартизации, в рамках кото­рой проводится как обязательная, так и добровольная сертифика­ция. Кроме нее могут действовать созданные другими юридически­ми лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обя­зательной сертификации не предусмотрено. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о сертификации продукция, на которую в нормативных ак­тах и конкретных стандартах или других нормативных документах по стандартизации установлены требования безопасности для жиз­ни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации исключительно в На­циональной системе сертификации Республики Беларусь.

§ 4. Правовые основы обеспечения единства измерений

Для обеспечения требований, предъявляемых к качеству продук­ции, важное значение имеет состояние средств измерений ее раз­личных параметров. Другими словами, необходимо обеспечение единства измерений для сопоставления их результатов, выполнен­ных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств.

Единство измерений обеспечивают государственные метрологи­ческие службы и метрологические службы субъектов хозяйствова­ния в соответствии с требованиями и нормами, установленными нор­мативными документами, действующими в Республике Беларусь.

Основы законодательной метрологии и обеспечение единства из­мерений, правильную правовую защиту субъектов хозяйствования и потребителей от последствий неточных и неправильных измерений Устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «Об обеспечении единства измерений»1(далее - Закон об измерениях).

Обеспечение единства измерений достигается различными способами. К применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц величин, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Меж­дународной организацией законодательной метрологии.

В качестве исходных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин с целью передачи их размера другими средствами из­мерений применяются эталоны единиц величин.

Все средства измерений подлежат Государственному метро-)логическому надзору, который представляет собой деятельность ор­ганов государственной метрологической службы по проверке соблю­дения установленных метрологических правил и норм при производстве, применении, ремонте средств измерений, используемых в сферах деятельности и для целей, указанных в ст. 7 Закона об из­мерениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона об измерениях в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений: государственные испытания средств измерений; утверждение типа средств измерений; метрологическая аттестация средств измерений; поверка средств измерений;

проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Правила выполнения перечисленных видов надзора, а также по­рядок его проведения устанавливается Комитетом по стандартиза­ции.

Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших государственных испытаний или метрологи­ческой аттестации, в результате которой устанавливаются метроло­гические свойства средств измерений и выдается документ с ука­занием полученных данных. В результате проверки средств изме­рений определяется и подтверждается их соответствие установленным требованиям. Положительные результаты метрологической аттестации (проверки) удостоверяются клеймением средства измере­ния, отметкой в паспорте или формуляре либо выдачей свидетель­ства.

Метрологическому контролю, т. е проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм, подлежат средства измерений, используемые в сферах деятельности, не указанных в ст.7 Закона об измерениях. Правила и порядок проведения метрологи­ческого контроля устанавливаются субъектом хозяйствования.

В ч.2 ст. 11 Закона об измерениях установлены следующие виды метрологического контроля:

испытания средств измерений;

- метрологическая аттестация средств измерений;

- поверка средств измерений;

калибровка средств измерений, представляющая собой со­вокупность операций, выполняемых с целью определения действи­тельных значений метрологических характеристик.;

проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Все средства измерений могут использоваться только при усло­вии прохождения метрологического надзора и метрологического кон­троля и подлежат государственным испытаниям с утверждением их типа.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 210.