Понятие и конституционные принципы организации местного самоуправления в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Местное самоуправление – это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления согласно Конституции Российской Федерации не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К числу конституционных принципов организации местного самоуправления можно отнести следующие:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

2. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления и многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

3. Самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;

4. Законность при осуществлении местного самоуправления;

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации.

5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

6. Организационное обособление местного самоуправления и его органов системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

7. Осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

8.Допустимость изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

9. Государственная гарантированность местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления подразумевает прямой запрет для органов государственной власти и их должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления, а также образовывать органы и назначать должностных лиц местного самоуправления. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы социально-экономического развития. Население самостоятельно определяет конкретные формы осуществления местного самоуправления и структуру муниципальных органов.

Финансовую основу местного самоуправления составляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ).

Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку, как следует из Закона о принципах местного самоуправления, местное самоуправление осуществляется только в границах муниципального образования.

Данный Закон предусматривает пять видов муниципальных образований:

– два вида поселений – сельское и городское;

– муниципальный район;

– городской округ;

– внутригородская территория города федерального значения.

Необходимость учитывать исторические и иные местные традиции является требованием, которое последовательно реализуется в законодательстве РФ о местном самоуправлении. Базовое положение определяется в п. 1 ст. 131 Конституции РФ, где указывается, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и па других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Закон о принципах местного самоуправления содержит определенные требования к организационной структуре органов местного самоуправления:

1) обязательным является наличие не только представительного органа, но и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), главы муниципального образования, контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия), избирательной комиссии муниципального образования;

2) предусматривается запрет на совмещение главой муниципального образования должности главы местной администрации и руководителя представительного органа муниципального образования. Если глава муниципального образования избирается непосредственно населением, устав может определять, что он входит в состав представительного органа и является его председателем либо что он является главой местной администрации. Если же глава муниципального образования избирается согласно уставу муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, он может быть только руководителем представительного органа.

Вместе с тем указанные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения и внутригородской территории города федерального значения, в которых может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Это позволяет решить кадровую проблему в сельских поселениях;

3) устанавливается контрактная система найма главы местной администрации, который осуществляется на конкурсной основе;

4) для представительного органа муниципального района предусматривается два способа его формирования: делегирование и прямые выборы.

5. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. На деятельность органов местного самоуправления распространяется закрепленный в ст. 15 Конституции РФ принцип законности: "...органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Права и свободы человека в соответствии со ст. 18 Конституции РФ должны определять смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления.

Реализация принципа законности обеспечивается посредством таких форм, как контроль и надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина, а также путем обжалования неправомерных решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления в судебном порядке.

Обязательная государственная регистрация уставов муниципальных образований обеспечивает контроль за соответствием уставов действующему законодательству. Государственная регистрация уставов муниципальных образований осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

6. Гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления. Гласность – важнейший принцип демократического устройства местного самоуправления, обеспечивающий открытый характер функционирования органов местного самоуправления, систематическое информирование населения муниципального образования об эффективности принятых в его интересах решений.

7. Запрет на ограничения прав местного самоуправления. В ст. 133 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в России гарантируется:

– правом на судебную защиту;

– правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

– запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В связи с этим на государственные органы возлагаются функции обеспечения, охраны и защиты местного самоуправления. К ним, в частности, относятся разработка правовой основы организации и деятельности местного самоуправления; установление правовых гарантий экономической, финансовой и организационной самостоятельности местного самоуправления; соблюдение принципов взаимодействия муниципальных органов и органов государственной власти.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 201.