Конституционные основы судебной системы Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Как и другие ветви государственной власти, судебная власть обладает рядом специфических черт, в частности именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Конституция РФ в отличие от основных законов ряда зарубежных государств запрещает создание чрезвычайных судов.

Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией: Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ, суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной и т. п. суд, военный суд, Верховный Суд РФ), арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окружной), третейский суд. Судебная система России закреплена в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа, в частности Европейского Суда по правам человека, то его решения являются обязательными для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В отличие от законодательной и исполнительной власти носителем судебной власти является не судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Численность судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем, что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей, последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов, в перспективе – административных судов и т. д., а финансирование судов должно быть предусмотрено именно в федеральном бюджете.

В функционировании судебной власти на любом уровне велика роль судейской общественности, органов судейского сообщества. Членами этого сообщества являются все судьи с момента принесения присяги. В соответствии с Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» систему этих органов образуют:

· Всероссийский съезд судей;

· Совет судей РФ;

· конференции судей субъектов РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов.

Всероссийским съездом судей и конференциями судей субъектов РФ формируются соответственно Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ (которые, однако, не подотчетны сформировавшим их Съезду и конференциям судей).


Правосудие в Российской Федерации независимо от вида судопроизводства и судебного органа осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательстве (схема).

 

Равенство всех перед законом и судом: суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.

Открытость, гласность, публичность судебного процесса. Данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний – в предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и др., могут проводиться и закрытые заседания; а также в целях обеспечения безопасности участников процесса, при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично.

Очность судебного разбирательства: по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины. В практику судопроизводства вошли так называемые «видеопроцессы», особенно при рассмотрении уголовных дел в кассационной и надзорной инстанциях, в ходе которых суд и участники процесса находятся на значительном расстоянии друг от друга и общаются в прямом эфире; в данном случае принцип очности судебного разбирательства соблюдается, хотя отдельные вопросы такая процедура вызывает.

Доступность языка судопроизводства. Общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке Российской Федерации или республики в составе Российской Федерации, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Состязательность и равноправие сторон: стороны в судебном процессе – истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны. Преодоление обвинительного уклона в уголовном процессе – одна из задач осуществляемой судебной реформы в России.

Сочетание коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия: от имени государства может осуществлять правосудие как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном судопроизводстве, например, единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу (только профессиональные судьи, профессиональный судья (председательствующий в заседании) и народные, арбитражные заседатели, профессиональный судья и присяжные заседатели).

Участие граждан в отправлении правосудия. Такое участие возможно в качестве народных заседателей (этот институт постепенно уходит в историю), арбитражных заседателей и присяжных заседателей (сфера применения суда присяжных, напротив, все более расширяется: в настоящее время эти суды должны быть созданы во всех субъектах РФ, кроме Чеченской Республики, (в которой суд присяжных должен быть создан к 2007 году) появляются предложения о введении этих судов в гражданском и арбитражном процессе. Различия в статусе народных, арбитражных и присяжных заседателей заключаются в том, что народные и арбитражные заседатели обладают равными процессуальными правами с председательствующим профессиональным судьей (совместно решают вопросы и факта, и права), а присяжные заседатели решают исключительно вопрос факта, причем в отсутствие председательствующего в совещательной комнате при обсуждении и принятии решения).

Помимо общих принципов правосудия имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства: например, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможность обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещение вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.