Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

- территории ее субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

 

37.Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта.

ФКЗ от 17.12.01.г. " О принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ".

Принятие в РФ нового субъекта Образование в составе РФ нового субъекта
- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.
- осуществляется на добровольной основе в соответствии с Конституцией РФ, международными (межгосударственными) договорами РФ, ФКЗ "О принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ", а также ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. - осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ "О принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ", а также ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта.

Должны быть соблюдены гос. интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Условия принятия/образования в РФ нового субъекта

1. В качестве нового субъекта в РФ м/б принято ин. гос-во или его часть. 2. Осущ-ся по взаимному согласию РФ и данного ин. гос-ва в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта ин. гос-ва или его части (далее – м/н договор), заключенным РФ с данным ин. гос-вом. 3. В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта ин. гос-ва этому субъекту предоставляется статус республики, если м/н договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. 4. В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта части ин. гос-ва - статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с м/н договором. Образование в составе РФ нового субъекта -может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации; -может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.
ü Инициатором предложения о принятии и заключении м/н договора является ин. гос-во. ü Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем обе палаты парламента, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. ü После подписания м/н договора Президент РФ обращается в Конст. Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ договора. ü Договор ратифицируется обеими палатами Парламента РФ. ü Одновременно с м/н договором в Гос. Думу вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта. ü Необходимо согласие не менее 2/3 субъектов. ü Вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ. ü Устанавливается переходный период для перехода на валюту, паспорта, гражданство и др. РФ ü Инициатива образования принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект ФР (далее - заинтересованные субъекты РФ). ü Совместное предложение законодательных (представительных) органов гос. власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов гос. власти) заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ. ü Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем обе палаты парламента, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. ü Проводятся референдумы во всех заинтересованных субъектах РФ. ü В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов РФ референдумы будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах РФ может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта РФ о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными. ü Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ. ü ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ (Совер Федерации – ¾ и Гос. Дума – 2/3). ü Вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.