Конституция РФ рассматривает федерацию не только в качестве формы государственного устройства страны, но и как одну из основополагающих основ конституционного строя России. В федеративной организации России проявляется ее демократизм как государства.
В России федерализм выступает, прежде всего, в качестве формы государственной организации национальных отношений.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.
Российский федерализм обеспечивает также свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории РФ, что получило свое выражение в создании форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.
Однако российский федерализм – это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.
Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитарным государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизма в управлении государством.
В статье 5 Конституции закреплены следующие принципы федеративного устройства России:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств, государственно-территориальных и национально-территориальных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ. Вместе с тем это единство является одним из важнейших проявлений суверенитета государства. Единство системы государственной власти выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ. В то же время Конституция не дает четкого определения понятия «самоопределения», что порождает разного рода спекуляции на этом понятии.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают равными правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны. В то же время этот принцип, закрепленный пунктом 4 ст.5, расходится с положением пункта 1 этой же статьи, в котором говорится в целом о равноправии субъектов РФ. Однако пункт 2 особо выделяет республики как государства в составе РФ.
Противоречивость ряда положений ст.5 не позволяет сформировать оптимальную модель федерации в нашей стране.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.