Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды.

Нормы конституционного права - это правовые нормы, ко­торые регулируют общественные отношения, составляющие предмет кон­ституционного права.

Нормам конституционного права присущ ряд особенно­стей:

1) регулируют наиболее важные общественные отношения;

2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализа­ции, конкретизации;

3) устанавливают общие правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;

4) являются основополагающими для норм других отраслей права;

5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;

6) регулируют поведение специфических субъектов. Кроме граждан, юриди­ческих лиц, общественных объединений, должностных лиц, субъектами кон­ституционного права являются народ, государство, национально-государствен­ные образования, нации и народности, избирательные объединения и др.

7) Нормы конституционного права имеют структурные особенности. Ес­ли правовые нормы других отраслей, как правило, состоят из трех структурных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, то статьи нормативно-правовых актов, имеющих нормы конституционного права, формулируют­ся, как правило, в виде диспозиции и гипотезы, а санкции содержатся в за­конодательных актах иных правовых отраслей.

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, т.е. классифицировать. Эта классификация может быть произведена по раз­личным признакам.

I. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конститу­ционного права можно разделить на следующие группы:

(1)закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя РФ;

(2)устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина;

(3)закрепляющие федеративное устройство государства;

(4)регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти.

II. По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на:

(1)управомочивающие;

(2)обязывающие;

(3)запрещающие.

III. По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

(1)императивные - такие, в которых однозначно определяется вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах;

(2) диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

IV. По юридической силе подразделяются нормы:

(1) содержащиеся в Конституции;

(2)содержащиеся в иных законодательных актах.

 

Основные этапы конституционного развития России.

Прием в гражданство РФ. Основания отказа для приема в гражданство РФ.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе РФ обладают приблизительно равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Отрешения от должности.

Отставка — это добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с обязанностями Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и иные личные обстоятельства.

В Законе о выборах Президента Российской Федерации установлено, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах Президента, назначенных в связи с отставкой.

В соответствии с Конституцией отрешение Президента от должности возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Инициатива выдвижения обвинения против Президента должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Госу­дарственной Думы, при наличии заключения специальной ко­миссии, образованной Думой.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Обвинение выдвинутое Государственной Думой должно быть подтверждено заключением Верхов­ного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда о соблюдении уста­новленного порядка выдвижения обвинения.

Окончательное решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации большинством в 2/3 голосов от общего числа членов палаты.

Помимо этого, решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент.

Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ = Федеральной Собрание РФ - является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, в то же время его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:

3-х кратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

Объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

Вотум недоверия – это выражение своего отрицательного мнения о работе как непосредственно самого главы страны, так и парламента.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

 

 

Подготовка к рассмотрению и рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, направляются субъектом (субъектами) права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе. Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Государственную Думу, состав субъектов права законодательной инициативы, внесших законопроект в Государственную Думу, сведения о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом Российской Федерации

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в соответствии со статьёй 105 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы. Законопроект, как правило, рассматривается в трёх чтениях (одно из исключений - проект федерального бюджета - рассматривается в четырёх чтениях). При рассмотрении законопроекта в первом чтении рассматривается концепция закона, соответствие его основных положений Конституции РФ, оценивается его актуальность и практическая значимость. После первого чтения возможно внесение поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ после принятия в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для внесения в месячный срок замечаний и предложений, до истечения этого срока законопроект не может быть принят во втором чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект и поправки к нему. После второго чтения осуществляются редакционная правка законопроекта и устранение противоречий. В третьем чтении принимается закон в окончательной редакции. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (установленного Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

 

 

Преодоление разногласий.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию.

В постановлении Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

Согласительная комиссия образуется на паритетных началах из представителей Совета Федерации и Государственной Думы и стремится выработать согласованный вариант законопроекта. Затем Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон в новой редакции. Государственная Дума может также не согласиться с решением Совета Федерации и рассмотреть его в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Подписание и обнародование федеральных законов Президентом РФ. Порядок преодоления разногласий между Президентом РФ и палатами Федерального Собрания.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Главное государственно-правовое управление Президента РФ готовит заключение на федеральные законы об их соответствии Конституции РФ и системе российского законодательства. Президент РФ в течение четырнадцати дней либо подписывает федеральный закон и принимает решение об его обнародовании, либо отклоняет его. По сложившейся конституционной практике Президент РФ возвращает без рассмотрения федеральные законы, принятые с нарушением Конституции РФ. При повторном рассмотрении Государственная Дума может принять федеральный закон в новой редакции с учётом всех или некоторых предложений Президента РФ, снять федеральный закон с обсуждения, принять решение о создании специальной комиссии с участием представителей Президента РФ, Государственной Думы и при необходимости других сторон законотворческого процесса, либо одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции и направить его на повторное рассмотрение в Совет Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Осуществляется в соответствии со статьями 15, 107, 108 Конституции РФ, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Обнародование федеральных конституционных законов, федеральных законов Президентом РФ осуществляется в форме официального опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Собрании законодательства РФ", "Российской газете" или "Парламентской газете". При опубликовании закона указываются его название, даты принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, подписавшее должностное лицо (Президент РФ или исполняющий его обязанности), место и дата подписания, регистрационный номер. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если им самим не установлен иной порядок введения в действие. Только официально опубликованные законы могут применяться на территории РФ.

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства

Согласно Закону о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата и члена палат.

В соответствии с Законом РФ о статусе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они обладают правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами. Депутат и член Совета Федерации принимает личное участие в заседании палаты, депутатом и членом которой он является.

По объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы — к Председателю Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации и заместитель Председателя Государственной Думы — к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации.

Депутат и член Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ.

К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды.

Нормы конституционного права - это правовые нормы, ко­торые регулируют общественные отношения, составляющие предмет кон­ституционного права.

Нормам конституционного права присущ ряд особенно­стей:

1) регулируют наиболее важные общественные отношения;

2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализа­ции, конкретизации;

3) устанавливают общие правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;

4) являются основополагающими для норм других отраслей права;

5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;

6) регулируют поведение специфических субъектов. Кроме граждан, юриди­ческих лиц, общественных объединений, должностных лиц, субъектами кон­ституционного права являются народ, государство, национально-государствен­ные образования, нации и народности, избирательные объединения и др.

7) Нормы конституционного права имеют структурные особенности. Ес­ли правовые нормы других отраслей, как правило, состоят из трех структурных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, то статьи нормативно-правовых актов, имеющих нормы конституционного права, формулируют­ся, как правило, в виде диспозиции и гипотезы, а санкции содержатся в за­конодательных актах иных правовых отраслей.

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, т.е. классифицировать. Эта классификация может быть произведена по раз­личным признакам.

I. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конститу­ционного права можно разделить на следующие группы:

(1)закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя РФ;

(2)устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина;

(3)закрепляющие федеративное устройство государства;

(4)регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти.

II. По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на:

(1)управомочивающие;

(2)обязывающие;

(3)запрещающие.

III. По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

(1)императивные - такие, в которых однозначно определяется вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах;

(2) диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

IV. По юридической силе подразделяются нормы:

(1) содержащиеся в Конституции;

(2)содержащиеся в иных законодательных актах.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 314.