ОТВЕТ: Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между этими уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной власти в Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы федерализм был реальным, а власть демократически децентрализована, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы региональным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Правовое регулирование вопроса систематизации органов государственной власти субъекта Российской Федерации (помимо Конституции России) осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 2 данного закона составляют:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ - это формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ.
Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены ст. 4. Федерального закона.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 5).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации:
- утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
- утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
- утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;
- устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
- утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
- устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
- устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
- устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
- принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
- оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
- назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
- оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
- утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
- одобряется проект договора о разграничении полномочий;
- назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
- оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:
- осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации и др.;
Законотворческий процесс в законодательном органе субъекта.
Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Законопроекты, внесенные в законодательный орган субъекта высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Для принятия правовых актов субъекта требуется соблюдения следующего требования:
1) конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;
2) законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено законом № 184-ФЗ;
3) постановления законодательного органа субъекта принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено законом № 184-ФЗ.
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
2.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.
3. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа (постановления).
4. В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.
Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.
4.1. В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Президент Российской Федерации проводит соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение месяца со дня отклонения указанной кандидатуры либо непринятия решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае, если:
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды отклонил представленную кандидатуру (представленные кандидатуры) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды не принял решение об отклонении представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о наделении указанной кандидатуры (указанных кандидатур) полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок;
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации после отклонения представленной кандидатуры не принял во второй раз решение об отклонении представленной кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок;
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение об отклонении представленной кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок, а во второй раз принял решение об отклонении представленной кандидатуры.
По истечении месячного срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта, и с учетом результатов проведенных консультаций Президент Российской Федерации вправе внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации. вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.
Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
5. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Органы исполнительной власти субъектов РФ.
Система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ – представляет собой совокупность органов государственной власти, призванных обеспечивать, реализовывать исполнительную власть в субъекте РФ посредством государственного управления и наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, законодательстве субъекта Федерации, соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения данного субъекта и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона — высшим должностным лицом субъекта РФ1.
В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ однозначно определено в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта. В то же время можно говорить и о некотором дуализме исполнительной власти в субъектах РФ, дистанцировании главы региона от коллегиального органа исполнительной власти. В частности, федеральное и региональное законодательства предусматривают возможность отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по инициативе главы региона (т. е. последний может, сохранив собственные полномочия, отправить в отставку возглавляемый им же коллегиальный орган исполнительной власти); нормативно закреплены в качестве самостоятельных полномочия главы региона и высшего исполнительного органа исполнительной власти (в том числе полномочия по осуществлению нормотворчества); в некоторых субъектах РФ правительство субъекта РФ определено в качестве самостоятельного субъекта права законодательной инициативы (наряду с главой региона).
После внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в декабре 2004 г. существенно изменился статус высшего должностного лица субъекта РФ. Теперь он не избирается населением региона (а до принятия Федерального закона 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» применялись и иные схемы наделения полномочиями глав регионов. В частности, в Дагестане, Карачаево-Черкесии они избирались парламентами (представительными органами) республик, в 1995 г. Президент РФ назначил президента Карачаево-Черкесии с согласия республиканского парламента, а наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ о представлению Президента РФ на срок до пяти лет (при этом исключен запрет занимать должность главы региона одному и тому же лицу более двух сроков подряд, что дало возможность главам некоторых регионов занять свои должности в третий и даже в четвертый раз — в Татарстане, Свердловской области и др.). Требования к кандидатам на должность главы региона достаточно мягкие — обладание гражданством РФ и достижение возраста 30 лет.
Порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ установлен Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 160311. Определяющую роль в процедуре отбора кандидатур играют полномочные представители президента РФ в федеральных округах — именно они (после обязательных предварительных консультаций с региональными общественными объединениями) вносят предложения по кандидатурам Руководителю Администрации Президента РФ, который затем представляет их Президенту РФ.
После внесения изменений в федеральное законодательство в декабре 2005 г.2 право предлагать Президенту РФ кандидатуру на должность главы субъекта фактически предоставлено политической партии, победившей на региональных парламентских выборах (или региональному отделению такой партии, если соответствующее полномочие будет закреплено за региональными отделениями уставом партии). Решение о предложении Президенту РФ соответствующей кандидатуры принимается законодательным органом субъекта РФ по инициативе победившей на парламентских выборах партии большинством голосов от числа избранных депутатов (в двухпалатном парламенте — большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат), но поскольку инициирует данный вопрос партия победившая (т. е. получившая наибольшее число депутатских мандатов в законодательном органе субъекта РФ), то ее инициатива практически всегда будет поддержана региональным парламентом (однако при этом данная инициатива остается лишь предложение кандидатуры Президенту РФ, окончательное же решение о внесении кандидатуры главы региона в законодательный орган субъекта РФ в любом случае принимает глава государства).
В новой схеме наделения властными полномочиями глав субъектов РФ определяющая роль отведена Президенту РФ. В случае трехкратного (а в отдельных ситуациях — двукратного) отклонения региональным парламентом представленных главой государства кандидатур (представленной кандидатуры) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица региона своим указом.
К основным полномочиям высшего должностного лица субъекта РФ отнесено: представление субъекта РФ в отношениях с федеральным центром, с региональными органами государственной власти, с органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей (при этом именно глава региона уполномочен подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ); обеспечение координации деятельности исполнительных органов субъекта РФ с другими региональными органами государственной власти, а также организация взаимодействия исполнительных органов субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; формирование в соответствии с региональным законодательством высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и принятие решения о его отставке; участие в законодательном процессе на региональном уровне. Реализацию своих полномочий глава субъекта РФ осуществляет посредством издания актов — указов (постановлений) и распоряжений, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.
В некоторых субъектах РФ учреждена должность (или должности) вице-главы (вице-президента, вице-губернатора, вице-мэра), однако эти должностные лица не имеют какого-либо особого порядка наделения полномочиями — будучи должностными лицами Высшего исполнительного органа субъекта РФ, они назначаются главой региона (в некоторых субъектах РФ — с согласия парламента).
Высший исполнительный орган субъекта РФ (правительство, кабинет министров, администрация) формируется главой региона. Вместе с тем законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия парламента субъекта на назначение некоторых должностных лиц в системе исполнительной власти региона. В то же время недопустима ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа.
Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными, исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне. Именно региональное правительство (администрация) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, исполнению регионального бюджета и выполнению региональных программ, управляет и распоряжается региональной собственностью, участвует в проведении единой государственной политики в области экономики, финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и т. п., осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Выполняет региональное правительство (администрация) и некоторые надзорные полномочия: в частности, оно (она) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления привести изданные ими правовые акты в соответствие с федеральным и региональным законодательством (при наличии соответствующей коллизии), а также вправе обратиться в суд.
Структурно высшие коллегиальные органы исполнительной власти субъектов РФ состоят из функциональных и отраслевых подразделений — министерств, комитетов, департаментов, отделов и т. п. При этом формирует иные (т. е. не высшие) органы Исполнительной власти субъекта РФ именно правительство (администрация) субъекта РФ. (Подчеркнем, что в субъекте РФ могут формироваться не только отраслевые и функциональные, но и территориальныеорганы исполнительной власти — в районах, городах, нескольких районах, округах и других административно-территориальных единицах региона.) Акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (постановления) подписываются, как правило, главой региона (распоряжения могут издаваться и другими должностными лицами), и они (как и указы, постановления и распоряжения главы региона) также имеют подзаконный характер.
Органы судебной власти субъектов РФ.
С принятием Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Принципиально новым для судебной системы республик является создание конституционных судов. Такие суды созданы в Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Саха (Якутии), Тыве. В Татарстане и Северной Осетии - Алании действуют Комитеты конституционного надзора, в Адыгее - Конституционная палата.
Конституционные суды в республиках создаются в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя республики. Они проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов республики, решают вопросы о конституционности политических партий, дают заключения о действиях главы государства, разрешают споры о компетенции, дают толкования республиканских конституций, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав и др. Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных судов не одинаков, в целом их компетенция весьма схожа с компетенцией Конституционного Суда РФ.
В отличие от судов Комитеты конституционного надзора не выносят окончательных решений о неконституционности законов, считая, что это позволяет парламенту самому решить соответствующий вопрос.
Состав конституционных судов и комитетов колеблется от 3 (Бурятия) до 7 человек (Кабардино-Балкария), их назначают или избирают законодательные органы республик.
Конституции устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т. д., причем часто закрепляемые условия отличаются от тех, которые закреплены в федеральных законах.
В других субъектах РФ (края, области и др.) судебные органы и требования к судьям закрепляются в соответствии с федеральным конституционным регулированием. Эти субъекты РФ, как и республики, стали проявлять интерес к созданию судов, имеющих функции конституционного контроля.
Такие суды, проверяющие соответствие законов уставу данного субъекта РФ, называют уставными. Состав, формирование и компетенцию Уставного суда можно рассмотреть на примере главы 7 Устава Санкт-Петербурга, закрепляющего судебную систему. В соответствии со ст. 49 на территории Санкт-Петербурга действуют федеральные суды и суды Санкт-Петербурга. Судебная система Санкт-Петербурга является составной частью судебной системы Российской Федерации. К судам Санкт-Петербурга относятся Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.