Конституционный строй Российской Федерации: понятие и основы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

1.Конституция Российской Федерации: понятие, функции, сущность, юридические свойства, структура и содержание.

ОТВЕТ: Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

основополагающий характер;

народность;

реальность;

стабильность.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

Конституция - Основной закон государства.

Юридическое верховенство конституции.

Конституция - база текущего законодательства.

Прямое действие конституции.

Правовая охрана конституции.

Особый порядок изменения конституции.

Структура Конституции рф

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);

институт государственного (территориального) устройства;

институт (систему) государственных органов;

государственную символику;

механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т. д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.

Права и свободы человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина - это те способы, закрепленные в Конституции и законах, которые обеспечивают реализацию физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод, предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их нарушение.

Во-первых, следует подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях. Во-вторых, конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина можно разделить на две группы.

Первую группу составляют конституционные гарантии общего характера. К ним относятся следующие положения Конституции РФ:

- в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией;

- осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

- государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется;

- каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

- все равны перед законом и судом и другие.

Федеральное собрание Российской Федерации: структура и внутренняя организация палат Федерального собрания Российской Федерации

ОТВЕТ: Внутренняя организация палат Федерального Собрания определена Конституцией РФ, регламентами палат.

Каждая палата избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Председатель палаты представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, государственными деятелями и парламентариями зарубежных государств, международными парламентскими организациями. Председатель Государственной Думы также организует работу Совета Государственной Думы.

Совет Государственной Думы играет большую роль в организации работы этой палаты. Он создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц и т.д. В Совет Государственной Думы входят ее Председатель, руководители фракций и депутатских групп.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Они образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу (с включением и депутатов от этого избирательного объединения, избранных по одномандатным округам), именуются фракциями. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы либо не входить в депутатские объединения.

Большую роль в деятельности парламента играют комитеты и комиссии палат. Комитеты и комиссии палат – постоянно действующие органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции. Они, однако, не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат. Будучи одной из форм организации работы депутатов, комитеты и комиссии палат способствуют ее действенности, осуществлению прав и обязанностей депутатов. Комитеты палат осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Палаты создают комитеты по широкому кругу вопросов применительно к разным сферам государственной и общественной жизни (с учетом специфики каждой палаты). Совет Федерации создал, в частности, Комитеты по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экономической политики; по делам Севера и малочисленных народов и т.д.

Все депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, за исключением председателей палат и их заместителей, а также руководителей депутатских объединений Государственной Думы, обязаны состоять в одном из комитетов соответствующей палаты.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

1.Конституция Российской Федерации: понятие, функции, сущность, юридические свойства, структура и содержание.

ОТВЕТ: Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

основополагающий характер;

народность;

реальность;

стабильность.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

Конституция - Основной закон государства.

Юридическое верховенство конституции.

Конституция - база текущего законодательства.

Прямое действие конституции.

Правовая охрана конституции.

Особый порядок изменения конституции.

Структура Конституции рф

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);

институт государственного (территориального) устройства;

институт (систему) государственных органов;

государственную символику;

механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т. д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.

Конституционный строй Российской Федерации: понятие и основы.

ОТВЕТ: Конституционный строй- система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Принципы конституционного строя Российской Федерации:

1) Основы организации государственной власти:

- суверенитет народа - признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами общества и государства (ст. 1-4 Конституции РФ);

- федерализм - децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (ст. 1, 5);

- республиканская форма правления - избрание или назначение высших органов власти на определенный срок; сфера компетенции органов власти разграничена (ст. 1);

- разделение властей - законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий (ст. 10, 11);

- правовое государство - установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод (ст. 1, 4, 15, 18);

- приоритет международного права - подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15).

2) Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина:

- признание человека, его прав высшей ценностью - соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства (ст. 2);

- демократическое государство - признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 3, 30, 32).

3) Основы организации жизни гражданского общества:

- социальное государство - создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп (ст. 7);

- светское государство - отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным (ст. 14, 28);

- идеологический и политический плюрализм - установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). Основа для утверждения в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции, для утверждения в стране многопартийности (ст. 13);

- многообразие и равноправие форм собственности - признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы (ст. 8, 9).

Согласно основным принципам конституционного строя, закрепленным в Конституции РФ, Россия по форме правления является республикой, а по форме государственно-территориального устройства — федерацией.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.