Из истории церкви Святой Троицы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из истории церкви Святой Троицы

Первое упоминание о Крестцах имеется в летописи в 1393 году (6901 год от сотворения мира ). В летописи говорится , что в этом году в « Хрестьцах » заложили церковь во имя Пречистой Девы Марии . Церковь закладывали , конечно , не на пустом месте в поле : здесь уже давно жили люди , может быть и церковь у них была , может быть сгорела , и стали строить новую . Где была построена церковь - не известно . Учёные спорят об этом : одни говорят , что древняя церковь стояла немного южнее того места , где ныне стоит храм , другие , что она находилась у холма летнего сада , третьи - что стояла она на Святом ключике . Определить это место точно пока нет никакой возможности .

В первой писцовой книге Деревской пятины , составленной около 1495 года , упоминается Крестецкий погост . На 413 листе этой книги неизвестный писец сделал запись : « Погост Хрестцовской . На погосте церковь Рождество Пречистые ; двор поп Василей , двор церковной диак Якуш , двор проскурница Катерина , двор церковной сторож Лучка , не пашу ». Из этой записи становиться ясно , что древняя церковь , о которой говорилось выше , была посвящена празднику Рождеству Пресвятой Богородицы . Даются и другие дополнительные сведения , что в ней служил священник по имени отец Василий , псаломщик Яков ( который назван дьяконом , а дьяк в те времена , кроме исполнения обязанностей псаломщика , заведовал всеми церковными книгами и вёл все необходимые записи ). Упоминается ещё просфорница Екатерина , церковный сторож Лука , и подчёркивается , что они не занимались хлебопашеством , и каждый из них жил в собственном доме .

В Х VI веке в 1569 году в конце декабря царь Иван Грозный , разгневанный своеволием и непослушанием новгородцев , пошёл походом на Новгород . По пути государь сжёг много селений , в том числе и Крестцы . Пострадало много крестьян , они убегали в леса , бросали свои дома , селение временно пустело , но церковь оставалась . Летописец указывает :« в погосте церковь Рождества Пречистыя , дворы попа Богдана Фёдорова , церковного дьячка Юшка , пономаря и проскурницы , да три кельи нищих , да три кельи пусты , пашни церковные полобжи ». Из этой записи ясно , что другого священника Рождественской церкви звали отец Богдан , и что он был сыном Фёдора , наверное тоже священника , а также имя псаломщика - Юшка ( Григорий ), а вот имена пономаря и просфоницы не указаны , но важно , что они существуют .

Год .

« в слободе Ямской церковь Никита чудотворец епископ Новгородский , двор ямской пригонный . Не огорожен . Во дворе поп Фёдор , дьячок Гриша ».

Казалось бы всё в порядке . Но на самом деле , что - то произошло за эти 17 лет - ведь церковь поменяла своё название . Поменялся праздник , которому посвящён святой престол - теперь церковь стала называться не в честь Рождества Пресвятой Богородицы , а в честь святителя Никиты Новгородского . Просто так , по чьей - то воле престолы никогда не переименовываются . Объяснение этому одно - церковь была заново перестроена и устроен новый престол с новым посвящением . Почему церковь была перестроена ?

Церковь могла пострадать в 1569 году во время похода Ивана Грозного , а могла и обветшать - ведь с момента постройки её в 1393 году прошло уже 193 года . Но второе предположение всё же вероятнее , потому что в 1569 году , по словам летописца , в обнищавшем селении церковь оставалась на своём месте . Она стала совсем ветхой , её разобрали , построили новую , и Новгородский архиепископ освятил вновь устроенный престол в честь очень почитаемого на Новгородской земле святителя Никиты Новгородского .

В указанной записи названо уже третье имя Крестецкого священника : отец Фёдор , а также имя дьячка Гриша .

В 1777 году в Крестцах был построен Екатерининский Собор . Первоначально был устроен один престол - в честь великомученицы Екатерины . Несколько позже были устроены ещё два престола - с южной стороны в честь святителя Никиты Новгородского , с северной стороны в честь св . Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова . Сообщение об устройстве нового придела в Екатерининском в честь святителя Никиты . Наводит на мысль о том , что Ямская Никитская церковь к этому времени перестала существовать , иначе в таком маленьком селении никто бы не стал устраивать второй одноимённый престол . Эту мысль подтверждает и точный факт : в середине Х I Х века церкви в Ямской слободе не было , а на её месте стояла старообрядческая молельня . Что произошло с деревянной церковью в Ямской слободе , посвящённой святителю Никите . Епископу новгородскому - пока совершенно не известно .

В 1854 году крестецкий помещик Н . Ф . Мусин - Пушкин по собственному доброму почину , на свои средства , решил восстановить Никитскую церковь на месте старообрядческой молельни . Учитывая огромное количество старообрядцев , было решено установить здесь не обычный , а единоверческий храм , т . е . такой в котором бы могли молиться и православные и старообрядцы . Единоверческих храмов в Новгородской губернии были считанные единицы . Их строили в целях постепенного сближения раскольников с православными . В единоверческом храме службы служились священниками по общему чину , но при особом староверском пении . Староверам разрешалось креститься двумя перстами , совершать свои особые поклоны , употреблять лестовки , но при этом они участвовали во всех таинствах православной церкви .

Деревянная церковь , украшенная резьбой в византийском стиле была построена в рекордный срок - за два месяца - с 6 октября по 6 декабря , когда и было совершено её освящение . На нём присутствовали первейшие лица : губернатор Новгорода - Москвин и губернский предводитель дворянства Бахметьев . Произошла новая смена престола . Вновь устроенный престол уже не мог быть посвящён святителю Никите Новгородскому , такой престол существовал в Екатерининском соборе . Поэтому церковь была посвящена великомученику Никите , память которого празднуется 28 сентября . В храме имелась большая старинная икона этого святого , которая впоследствии единственная спаслась из страшного пожара . Её очень почитали ямские староверы .

Величина церкви была в длину - 9 саж ., в ширину - 4 саж ., в высоту под крышу 3 саж ., а вся высота с крестом 8,5 саж . Имя архитектора неизвестно . В церкви служили два священника , дьячок и пономарь . Настоятелем был Иоанн Чистовский , у которого было две дочери Елизавета и Мария . Последняя стала женой второго священника - Александра Леонтьева ( будущего священника Троицкой церкви ). Священник , дьячок , пономарь жили в своих домах , второй священник жил в нанятой за свой счёт квартире . Земли при церкви не было . Приход состоял из 1824 человек .

Скоро стало ясно , что церковь не удобна для служения зимой из - за отсутствия печей и , к тому же , не вместительна , а народа на службы приходило очень много . Жители Ямской слободы стали ходатайствовать перед Новгородским архиепископом о строительстве другой большой церкви . Так началась история собственно Троицкой церкви .

Епархиальное начальство , утвердив проект , дало разрешение начать сбор средств на постройку новой церкви рядом с деревянной . Деньги стал собирать крестьянин Ямской слободы Андрей Васильев - именно он затем стал первым священником Троицкой единоверческой церкви . Нужную сумму собрали быстро , помогли два петербургских купца Мартынов и Мисурин , дав большую часть денег на её строительство , устройство высокого иконостаса , на написание новых икон , на отливку колоколов , расписывание фресками парусов и барабана , на покупку подсвечников и лампад .

Вторым священником стал Александр Афанасьевич Леонтьев (1836-1912) ( ныне его могила восстановлена возле правой паперти ), происходивший из Петербургских ремесленников и закончивший Петербургское Рождественское Уездное училище .

Через семь лет после освящения Троицкой церкви 11 мая 1872 года произошёл страшный пожар , уничтоживший за короткое время всю улицу . Загорелась и резная Никитская церковь . Пожар был настолько огромный , что от сильного жара и огненных искр нагрелись металлические покрытия куполов новой Троицкой церкви , вспыхнули деревянные перекрытия под ними , моментально сгорели , рухнули вниз , а затем загорелся и был полностью уничтожен в огне новый иконостас и всё внутреннее убранство . Когда пожар окончился , все увидели печальное зрелище - нет ни одного целого дома , нет деревянной церкви , а в новой сгорело почти всё , что может гореть . На пожертвования местных жителей , петербургских купцов Мартынова , Мисурина , присоединившихся Дрокина и Еремеева . За три года , с 1872 по 1875 произошло её полное возобновление . В 1875 году 28, 29, 30 октября церковь была вторично освящена .

Но 11 мая 1872 года огонь уничтожил и церковь в честь великомученика Никиты . Сгорело всё полностью , но при этом произошло чудо : древняя икона « Неопалимой Купины Божией Матери », была вытащена из под пепла , не тронутая огнём . Она стала главной святыней города и торжественно была перенесена в Крестецкий Екатерининский собор .

Вместо деревянной церкви решили пристроить к Троицкой каменной церкви зимний придел и посвятить его тому же святому - великомученику Никите . Освящён он был 2 января 1873 года . Немного позже для симметрии такой же придел был пристроен и слева .

В правом Никитском приделе был устроен замечательный иконостас , и там же большая икона святого великомученика Никиты . Придел считался зимним - в нём служили с Покрова и до Пасхи . Левый придел сначала служил помещением для церковного сторожа , а позже 17 марта 1883 года здесь была освящена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери , устроенная полностью на средства священника Андрея Васильева .

В 1878 году вокруг церкви , на пожертвованные купцом Мартыновым , 200 рублей и выделенную приходским попечительством сумму , была устроена ограда с каменными столбиками и деревянными решётками . Которые впоследствии были заменены на железные .

Долгое время дьячком в церкви служил Герасим Богданович Громов ( род .1823 г .) обращённый из раскольников , бывший сначала ямщиком . Пономарями последовательно служили : с 1875 г. крестьянин Ямской слободы Яков Маврушкин , с 1876 г. Иван Яковлев , с 1879 г. Евгений Тополев , с 1881 г . Иван Андреевич Анашкин ( род . 1832 г .) из крестьян .

Старостой на трёхлетие 1878-1880 г . был выбран крестьянин Владимир Тимофеев , а попечителями крестьяне Максим Базанов и Иван Крохин . На другое трёхлетие 1886-1888 г. старостой стал крестьянин Иван Абрамов , а попечителями при нём крестьяне : вновь Максим Базанов и Емельян Егоров .

Однажды в церковь пожертвовали старинную икону , что случалось само по себе очень часто . На иконе были изображены : посередине св . Архистратиг Михаил , по сторонам св . Апостол Пётр и Павел , св . Николай Чудотворец . При близком рассмотрении оказалось , что в иконе , в специальном углублении хранились частицы святых мощей : св . великомученика Дмитрия Солунского , священномученика Неофита , св . Афанасия архиепископа Александрийского , св . Исидора Христа ради юродивого , Ростовского чудотворца и св . преподобного Ефрема Сирина . Частицы святых мощей были изъяты из пожертвованной иконы . Для них был изготовлен небольшой серебряный ковчег , наподобие раки , где они и хранились . На месте же , откуда взяты частицы , в иконе был вставлен св . Крест .

При церкви существовала библиотека и церковно - приходская школа , где учились не только мальчики , но и девочки . Школа помещалась в собственном двухэтажном доме , с квартирой в нижнем этаже для учителя ( сейчас от неё остался первый этаж жилого дома ). Заведующим её состоял священник , законоучителем и учителем диакон Александр Соколов .

До конца Х I Х века в храме служило два священника , но после ухода в 1893 году Андрея Васильева в храме стал служить только один священник , тогда это был Александр Леонтьев . В помощь ему с 1894 года был назначен диакон , при чём последний выбирался обязательно из окончивших Новгородскую семинарию с достаточными знаниями по истории раскола , чтобы он мог вести беседы с многочисленными здесь раскольниками и также преподавать детям в церковно - приходской школе . Первым таким диаконом стал Николай Словцов .

В самом начале ХХ века вновь произошёл страшный пожар . 13 апреля 1900 года за два часа в Ямской слободе было уничтожено 288 жилых домов . Церковь чудом удалось отстоять . В 1910-1914 года штат Троицкой церкви имел священника , диакона и двух псаломщиков .

При церкви продолжала существовать библиотека , насчитывающая к этому времени 59 томов . Оставалась и деревянная часовня на кладбище , совместном со старообрядцами , построенная на средства священника Андрея Васильева в 1889 году .

В 1913 году в Троицкую церковь был назначен новый священник ( третий по счёту ) Василий Павлович Никифоров (1871-1937), уроженец Санкт - Петербурга , закончивший Духовную семинарию . По воспоминаниям жителей дом его находился на Боровической улице . Сам он был женат на Александре Ивановне , имел пятерых детей : дочь Александру , которая родилась в 1916 году и была крещена в Екатерининском соборе протоиреем Александром Быстровым , но умерла в том же году от слабости , сына Александра , дочь Ксению .

Отцу Василию выпало на долю самое тяжёлое время - время полного развала и уничтожения всех устоев , на которых тысячу лет стояла Россия . Он пережил Октябрьский переворот 1917 года и все последующие ужасы , когда никто не мог считать себя в безопасности , но продолжал служить до самого закрытия церкви .

Диаконы . В 1910- х годах в Троицкой церкви служил диакон Александр Лебедев . После него Александр Яковлевич Соколов 1883 г. рождения , из крестьян . Он окончил сначала воскресную второклассную церковно - приходскую школу в Старорусском уезде , затем со званием начального учителя в церковно - приходской школе того же уезда . С 1 сентября 1910 года был переведён в Крестецкий уезд и назначен учителем Ямской церковно - приходской школы . В диакона был рукоположен 6 февраля 1911 года епископом Андроником с Софийском соборе в сослужении соборного духовенства . Долгие годы он служил и преподавал в церковной школе . За 20- летие церковно - приходской деятельности получил серебряную медаль . Он был женат на Елизавете Васильевне и в 1912 году у них родились дочери Антонина и Екатерина .

Псаломщиком с 1893 года служил потомственный псаломщик Александр Яковлевич Громов , 1873 г. рождения . Был женат на Екатерине Васильевне и имел дочерей : Ольгу и Анну . Вторым псаломщиком с таким же жалованием с 1896 года был Василий Павлович Шершнев , 1878 г. рождения из крестьян Ямской слободы . Был женат на Евдокии Михайловне ( род . 1876 г .) и имел детей Николая ( род . 1900 г.), Ольгу (1902 г .), Иоанна (1908 г.), Павла . Звонарём был Иван Лучкин , старостой Василий Савельев .

Неотвратимо приближался коренной перелом , хотя здесь в провинции всё ещё жили размеренным укладом . 21 мая 1917 года отец Василий Никифоров был награждён епархиальным начальством скуфьей за заслуги по духовному ведомству . Но уже вскоре после октябрьского переворота началась упорная и жестокая борьба Советской власти с Православием . В 19128 году были расстреляны без суда и следствия несколько священников Новгородской губернии , и среди них был священник Екатерининского собора Иоанн Лавров .

Год стал временем разгула административного отдела в области закрытия храмов по всей Новгородчины . Где - то в это время в Крестцах были закрыты кладбищенская и тюремная церкви , но Екатерининский собор и Троицкая церковь продолжали действовать .

Священник Василий Никифоров служил до самого закрытия церкви . Арестован он был 16 октября 1937 года и в том же году расстрелян . Такая же судьба постигла сына о . Александра Леонтьева - Николая , который был необычайно талантливым техником , занимался электричеством , сам сделал радио . После расстрела священника и закрытия церкви , начался полный вандализм : её оставшиеся ценности были разграблены , иконостас разрублен , облачения пошли на пошив одежды . Второй этаж церковно - приходской школы был разобран , а на первом стали содержать гусятник , после дом был продан . В помещении храма расположился мебельный склад , затем овощной . Колокола были сброшены , купола стащены тросами и разбиты , ограда разобрана . Старожилы помнят , как долго повсюду валялись разбросанные каменные трубы от ограды , монолит которых не поддавался разборке . На осиротевшей колокольне поселились аисты . Железной крыши храм лишился в 1980 году - по трассе проходила олимпийская велогонка и решено было восстановить купола с крестами , и установить бутафорские леса , во время чего железная крыша была заменена рубероидным покрытием . Из - за этого за 10 лет , когда покрытие почти полностью распалось , влага проникла в храм , и начался стремительный разрушительный процесс , превративший к 1990 году храм в развалины : стены и колонны потрескались сверху донизу , полы сгнили , своды приделов обрушились , стены отошли .

В 1990 году образовалась община верующих , которая была зарегистрирована , был назначен священник . Службы проходили в молельном доме по адресу Ямская , 59. Восстановлением церкви занялась Новгородреконструкция . Бригада собралась неудачная , работа шла очень медленно . Поэтому в 1996 году храм был передан Новгородской епархии . Крестецкая администрация во главе с Николаем Николаевичем Ренкасом на средства района и благотворительную помощь местных предпринимателей , совместно с Новгородской епархией и Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом , организовали всё необходимое для восстановления храма .

Ноября 1996 года храм был вновь освящён Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства и при огромном стечении народа . Летом 1997 года на средства района была сооружена металлическая ограда .

Собор Святой Троицы

Его замечаешь сразу , как только въезжаешь в Ямскую слободу , а ныне улицу Ямскую в Крестцах . Не возможно не заметить этот величественный храм , как будто парящий над посёлком . Его видно отовсюду .

С местом , на котором построен собор Святой Троицы , связана любопытная легенда . Не известно насколько она правдива , но местные старожилы рассказывают , что якобы убили на этом месте юродивого . Кто убил и за что , легенда не донесла , а вот что место это особенное , « заговорённое » жители помнят . Из - за этого , будто , и судьба у собора несчастливая . А история его такова .

В 15 веке велением Ивана III по всему тракту Москва - Новгород через каждые 20-25 вёрст были учреждены станции - ямы . Появились на « государевой » дороге ямы в Валдае , Едрове , Яжелбицах , Крестцах , Зайцеве . Позднее в наиболее крупных ямах стали возникать слободки ямщиков . Появилась такая слобода и в Крестцах . Здесь же была построена и деревянная церковь .

В 1862-1865 годах в Ямской слободе рядом с деревянной церковью был построен каменный собор Святой Троицы . На собранные деньги был нанят малоизвестный архитектор Сверчков . Сведений о нём практически нет , ничего построенного им в Новгородской области не сохранилось . Архитектор выбрал традиционную композицию четырёхстолпного пятиугольного здания с тремя алтарными выступами . С западной стороны к храму примыкает колокольня .

Собор задумывался как единоверческая церковь . Это своего рода компромисс между русскими старообрядцами ( к коим принадлежало большинство ямщиков ) и православной церковью . За первыми сохранялось право совершить богослужения и таинства по своим обрядам , но при условии подчинения православной церкви .

В 1872-1875 годах были достроены два предела каменной церкви Святой Троицы на средства Петербуржского купца I гильдии Василия Фёдоровича Мартынова и собранные пожертвования священника церкви Александра Леонтьева , который с 1864 года прослужил почти 50 лет в храме Святой Троицы и похоронен у стен храма ( могила не сохранилась ).

Просуществовал собор Святой Троицы до революции довольно сносно , прихожане его исправно посещали . Если не считать , конечно , небольших распрей между ним и Екатерининским собором , построенным в 1777 году и претендующим на место главного оплота православия в Крестцах .

В 1996 году под эгидой областной и районной администраций , а также Новгородской православной епархии за дело взялись рабочие из Закарпатья . Работали по 14 часов в сутки . Слух о том , что храм обещают открыть к 10- у ноября 1996 года мгновенно пронося по посёлку . « Божье дело справляют , надо помочь », - и понесли жители одежду и продукты для рабочих , по очереди топили баньку , чтобы смогли реставраторы « размять косточки и попариться », отдохнуть от трудов праведных . Много потрудилась для восстановления храма Крестецкая районная администрация и лично её глава Николай Ренкас . Более тридцати предприятий , организаций , фирм совершили благодеяние , помогая храму в обеспечении строительными материалами , оборудованием и убранством . Сами верующие ежедневно приходили сюда - мыли , прибирали , расставляли , даже субботники проводили . Иконы в храм приносили со всей округи . Есть среди них старые церковные , сбережённые людьми от топора и огня .

Ноября 1996 года на торжество по случаю открытия храма прибыли священники Новгородской епархии во главе с архиепископом Новгородским и Старорусским Львом . Владыка и совершил литургию по освещению собора . Собор Святой Троицы в Крестцах обрёл вторую жизнь . А в посёлке всё чаще стали поговаривать о возрождении и второго храма - Екатерининского собора . Всё должно вернуться на круги своя .

Свято - Троицкая церковь

Устройство храма : паперть ( крыльцо ), сейчас не играет той роли , как раньше ( стояли нищие просили милостыню ); притвор ( коридор ): в притворе справа дверь в придел Антония Римлянина ; слева дверь в церковно - приходскую школу , библиотеку и на колокольню ; прямо - вход в храм . В настоящее время в храме два придела : основной - в честь Святой Троицы и придел , освящённый в честь Антония Римлянина . В приделе Антония Римлянина богослужения в основном проводятся зимой , при малом стечении прихожан . Также здесь проходит и обряд крещения .

Около церкви находится могила протоирея церкви Святой Троицы Леонтьева Александра Афанасьевича , родившегося в 1832 году . В 1863 году 26 мая епископ Старорусский Герасим рукоположил его в диаконы и определил к ещё строящейся Троицкой церкви по избранию прихожан , а служил он временно в Никитской церкви ( находилась рядом со строящейся Свято - Троицкой ). 4 апреля 1864 года он принял сан иерея от епископа Апполония и заведовал ризницей и библиотекой Никитской церкви . После освящения каменной Троицкой церкви , служил в ней вторым священником . 31 декабря 1869 года был награждён набедренником за большие труды по постройке и устройству благолепия новой церкви . 3 апреля 1876 года он был также награждён скуфьей , в 1890 году получил благодарность . Служил в храме до самой смерти 1 ноября 1912 года .

Из истории церкви Святой Троицы

Первое упоминание о Крестцах имеется в летописи в 1393 году (6901 год от сотворения мира ). В летописи говорится , что в этом году в « Хрестьцах » заложили церковь во имя Пречистой Девы Марии . Церковь закладывали , конечно , не на пустом месте в поле : здесь уже давно жили люди , может быть и церковь у них была , может быть сгорела , и стали строить новую . Где была построена церковь - не известно . Учёные спорят об этом : одни говорят , что древняя церковь стояла немного южнее того места , где ныне стоит храм , другие , что она находилась у холма летнего сада , третьи - что стояла она на Святом ключике . Определить это место точно пока нет никакой возможности .

В первой писцовой книге Деревской пятины , составленной около 1495 года , упоминается Крестецкий погост . На 413 листе этой книги неизвестный писец сделал запись : « Погост Хрестцовской . На погосте церковь Рождество Пречистые ; двор поп Василей , двор церковной диак Якуш , двор проскурница Катерина , двор церковной сторож Лучка , не пашу ». Из этой записи становиться ясно , что древняя церковь , о которой говорилось выше , была посвящена празднику Рождеству Пресвятой Богородицы . Даются и другие дополнительные сведения , что в ней служил священник по имени отец Василий , псаломщик Яков ( который назван дьяконом , а дьяк в те времена , кроме исполнения обязанностей псаломщика , заведовал всеми церковными книгами и вёл все необходимые записи ). Упоминается ещё просфорница Екатерина , церковный сторож Лука , и подчёркивается , что они не занимались хлебопашеством , и каждый из них жил в собственном доме .

В Х VI веке в 1569 году в конце декабря царь Иван Грозный , разгневанный своеволием и непослушанием новгородцев , пошёл походом на Новгород . По пути государь сжёг много селений , в том числе и Крестцы . Пострадало много крестьян , они убегали в леса , бросали свои дома , селение временно пустело , но церковь оставалась . Летописец указывает :« в погосте церковь Рождества Пречистыя , дворы попа Богдана Фёдорова , церковного дьячка Юшка , пономаря и проскурницы , да три кельи нищих , да три кельи пусты , пашни церковные полобжи ». Из этой записи ясно , что другого священника Рождественской церкви звали отец Богдан , и что он был сыном Фёдора , наверное тоже священника , а также имя псаломщика - Юшка ( Григорий ), а вот имена пономаря и просфоницы не указаны , но важно , что они существуют .

Год .

« в слободе Ямской церковь Никита чудотворец епископ Новгородский , двор ямской пригонный . Не огорожен . Во дворе поп Фёдор , дьячок Гриша ».

Казалось бы всё в порядке . Но на самом деле , что - то произошло за эти 17 лет - ведь церковь поменяла своё название . Поменялся праздник , которому посвящён святой престол - теперь церковь стала называться не в честь Рождества Пресвятой Богородицы , а в честь святителя Никиты Новгородского . Просто так , по чьей - то воле престолы никогда не переименовываются . Объяснение этому одно - церковь была заново перестроена и устроен новый престол с новым посвящением . Почему церковь была перестроена ?

Церковь могла пострадать в 1569 году во время похода Ивана Грозного , а могла и обветшать - ведь с момента постройки её в 1393 году прошло уже 193 года . Но второе предположение всё же вероятнее , потому что в 1569 году , по словам летописца , в обнищавшем селении церковь оставалась на своём месте . Она стала совсем ветхой , её разобрали , построили новую , и Новгородский архиепископ освятил вновь устроенный престол в честь очень почитаемого на Новгородской земле святителя Никиты Новгородского .

Дата: 2019-02-19, просмотров: 190.