Спецификация
Назначение аттестационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по экономике с целью установления уровня усвоения учебного материала. Результаты промежуточной аттестации могут быть использованы для корректировки учебных знаний учащихся на следующем этапе обучения.
Документы, определяющие содержание аттестационной работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от29.12.2012 N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Обществознание. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.04г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
3. Авторская программа «Экономика». Программа для 10,11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). Авторы программы - Автономов В.С., Азимов Л.Б., Программа опубликована в Сборнике программно-методических материалов по экономике и праву. – М.: Вита - Пресс, 2008. на стр. 87 – 102
4. Учебник: В.С. Автономов Экономика Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. К основным принципам отбора проверки следует отнести: равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в примерных программах и учебниках, использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности.
Характеристика структуры и содержания аттестационной работы.
Общее число заданий в работе – 20, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 18 задание, предполагающее выбор ответа или краткий ответ.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Часть 2 содержит 2 задания с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям
И способам деятельности
Часть 1 содержит 18 заданий.
Задания 1–18 представляют вопросы, которые проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов); определять термины и понятия, соответствующих предлагаемому контексту.
.
Часть 2 состоит из 2 более сложных заданий с открытым ответом. Задания 19-20 направлены на проверку определённых умений. Задание 19 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Задание-задача 20 требует: анализа представленной информации. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Работы в целом
Вариант 1
1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1) открытие нового супермаркета
2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны
3) оказание населению медицинских услуг
4) расширение сети парикмахерских салонов
2. Одной из задач экономической науки является исследование
1) влияния окружающей среды на работоспособность человека
2) закономерностей взаимодействия социальных общностей
3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных
4) факторов, способствующих социальной мобильности
3. Все экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют
1) физическим капиталом
2) факторами производства
3) природными ресурсами
4) спросом и предложением
4. Примером экономического явления, относящимся к макроэкономике, является
1) выпуск крупным предприятием пакета акций и торговля ими
2) снижение авиакомпанией объёма перевозки пассажиров
3) покупка некоторыми предприятиями пищевой промышленности новых технологических линий
4) определение размеров прожиточного минимума в стране
5. Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СИСТЕМЫ |
A) преобладание (господство) государственной собственности Б) свободное ценообразование B) контроль государства за производством и распределением Г) экономическая самостоятельность производителей Д) конкуренция производителей Е) централизованное планирование производства | 1) командно-административная 2) рыночная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
6. По степени экономической свободы выделяют рынок
1) конкурентный
2) равновесный
3) дефицитный
4) избыточный
7. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S1 переместилась в новое положение S2 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара). Это изменение может быть связано прежде всего
1) с совершенствованием технологии разведения рыбы
2) с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств
3) с популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище
4) со снижением налогов на вылов рыбы
5) с повышением цен на другие продукты, содержащие белок
8. На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — величина спроса товара). Перемещение кривой спроса D в новое положение может быть вызвано прежде всего
1) усилением конкуренции производителей
2) резким подорожанием абонентской платы на стационарные телефонные точки
3) совершенствованием технологии производства мобильных телефонов
4) ростом доходов потребителей
5) уменьшением издержек производства
9. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
10. Гражданин сдаёт принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью?
1) капитал
2) прибыль
3) рента
4) процент
11. Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важным фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограничено.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Покупка каких товаров является примером рационального поведения потребителя?
1) наиболее популярных
2) чаще всего рекламируемых
3) модных и дорогих
4) хорошего качества по доступным ценам
13. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
А) оклады администрации Б) сдельная оплата труда наёмных работников В) арендная плата за помещение Г) приобретение сырья Д) проценты по кредитам | 1) постоянные 2) переменные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
14. Бизнесмен организовал на принадлежащем ему участке земли гостиницу для животных. К какому типу относятся его затраты на землю как фактор производства?
1) внешние
2) переменные
3) бухгалтерские
4) внутренние
15. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ
ВИД ЦЕННЫХ БУМАГ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
… | Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия |
Облигация | Ценная бумага, дающая владельцу право требовать её погашения в установленные сроки |
16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют функции центральных банков. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) контроль за деятельностью кредитных учреждений
2) управление золото-валютными резервами государства
3) предоставление потребительских кредитов
4) открытие депозитных вкладов физических лиц
5) эмиссия национальной валюты
6) кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
17. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Предпринимательство — деятельность, которая направлена на получение прибыли. (Б) Его условиями являются ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределённость ситуации. (В) Предпринимательство возникло в эпоху натурального обмена. (Г) Было бы крайне наивно полагать, что за тысячи лет экономической деятельности предприниматели не выработали специфических инструментов, позволяющих эффективно работать в достаточно суровых и жёстких условиях. (Д) Предпринимательская деятельность в современной экономике слабо связана с личностными качествами самого предпринимателя.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Деньги были придуманы человечеством, прежде всего, для облегчения _____(А). Первоначально роль денег играли различные_______(Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства_________(В) рыночной ценности товаров и средства сбережения.
Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством_____(Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование______(Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____(Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) обмен
2) измерение
3) издержки
4) бартер
5) торговля
6) система
7) прибыль
8) предметы
9) инфляция
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
19. Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
20. Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера. Они заняты 40 часов в неделю.
A) Определите производительность труда в пекарне.
Б) Сколько тортов может произвести один кондитер за год, если считать, что в году 50 рабочих недель?
B) Сможет ли данная пекарня выдержать конкуренцию с другой пекарней, где трудятся пять кондитеров по 40 часов в неделю и производят 800 тортов в месяц?
Ответ обоснуйте.
Вариант 2
1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) производство необходимых обществу благ и услуг
2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты
3) исследование причин экономической стагнации
4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг
2. Одной из задач экономической науки является разработка
1) бюджета страны на следующий год
2) ресурсосберегающих технологий
3) путей преодоления социальной апатии в обществе
4) методов использования модели «затраты — выпуск»
3. Свободные блага в экономической теории – это блага,
1) производство которых гарантируется и обеспечивается государством
2) которые для потребления не требуют отказа от других благ и могут потребляться в неограниченном количестве
3) доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя осуществлять выбор предпочтений
4) производимые частными производителями на свой страх и риск
4. На макроэкономическом уровне регулируются показатели
1) объёмов производства продукции фирмы
2) уровня безработицы в народном хозяйстве
3) изменения цен на локальном рынке
4) роста цен на автомобильные перевозки в регионе
5. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
A) экономические пропорции устанавливаются на основе централизованного планирования Б) экономические потребности населения устойчивы и зависят от социальной принадлежности B) решения по основным экономическим вопросам принимает государство Г) производственные технологии не меняются длительное время Д) цены устанавливаются государством | 1) командная экономика 2) традиционная экономика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
6. По территориальному признаку выделяют рынок
1) финансовый
2) насыщенный
3) региональный
4) замкнутый
7. На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара). Это перемещение может быть вызвано прежде всего
1) с выделением субсидий предприятиям химической промышленности
2) наступлением сезона отпусков
3) появлением аналогичных средств на основе природных компонентов
4) сокращением издержек производства бытовой химии
5) слухами о вреде бытовой химии для здоровья
8. На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — величина спроса товара). Изменение спроса может быть вызвано прежде всего
1) ростом числа производителей строительных материалов
2) введением нового налога на производителей
3) совершенствованием технологии
4) ожиданием повышения цен на строительные материалы
5) с ростом доходов населения
9. Общество с ограниченной ответственностью организовало добычу и разлив артезианской воды. К какому фактору производства можно отнести воду?
1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
10. Гражданин вложил часть своих денежных сбережений в акции Сбербанка России. Что будет получать гражданин в виде дохода?
1) ренту
2) процент
3) вексель
4) дивиденд
11. Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.
Б. Труд перестаёт быть фактором производства в связи с компьютеризацией и роботизацией производственных процессов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Росту сбережений домохозяйств в первую очередь способствует
1) снижение безработицы
2) увеличение зарплат и пенсий
3) увеличение ставки налога на доходы физических лиц
4) ухудшение качества товаров и услуг
13. Установите соответствие между видами издержек и затратами фирмы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАТРАТЫ ФИРМЫ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
А) арендная плата за здание Б) расходы на упаковочный материал В) заработная плата бухгалтера Г) сдельная зарплата рабочих Д) расходы на перевозку продукции | 1) постоянные 2) переменные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
14. Владелец кафе домашней кухни «Блинчики и пельмешки» использует под производственное помещение и зал для обслуживания посетителей помещение на первом этаже принадлежащего ему городского дома. Что относится к внутренним затратам его предприятия?
1) оплата коммунальных услуг
2) средства на закупку продуктов питания
3) оплата труда повара и официантов
4) упущенный доход от сдачи помещения в аренду
15. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ
ВИД ЦЕННЫХ БУМАГ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
… | Ценная бумага, письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством; |
Облигация | Ценная бумага, дающая владельцу право требовать её погашения в установленные сроки |
16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют операции коммерческих банков. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) эмиссия ценных бумаг
2) управление золото-валютными резервами государства
3) предоставление потребительских кредитов
4) открытие депозитных вкладов физических лиц
5) эмиссия национальной валюты
6) выдача ипотечных кредитов
17. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В условиях неблагоприятного делового и инвестиционного климата осуществляемая масштабная государственная поддержка малого бизнеса в реальной сфере может оказаться малоэффективной. (Б) В настоящее время она осуществляется посредством льготного кредитования малого бизнеса под поручительство региональных гарантийных фондов. (В) Сегодня поручители не несут финансовой ответственности. (Г) В результате малые производственные предприятия всё чаще берут кредиты на коммерческих условиях. (Д) Развитие малого и среднего бизнеса - необходимое условие подъёма экономики.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Деньги были придуманы человечеством, прежде всего, для облегчения _____(А). Первоначально роль денег играли различные_______(Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства_________(В) рыночной ценности товаров и средства сбережения.
Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством_____(Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование______(Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____(Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) обмен
2) измерение
3) издержки
4) бартер
5) торговля
6) система
7) прибыль
8) предметы
9) инфляция
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
19. Укажите любые три любые типа конкурентных рынков, каждый из которых проиллюстрировав примером.
20. На заводе 200 рабочих собирают в месяц 64 000 велосипедов. В месяце 160 рабочих часов.
A) Определите производительность труда на данном заводе.
Б) Сколько велосипедов могут собрать 10 рабочих за год?
B) Сможет ли данный завод выдержать конкуренцию с другим заводом, где трудятся 300 рабочих в две смены (320 рабочих часов) и собирают 128 000 велосипедов в месяц?
Ответ обоснуйте.
Спецификация
Назначение аттестационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по экономике с целью установления уровня усвоения учебного материала. Результаты промежуточной аттестации могут быть использованы для корректировки учебных знаний учащихся на следующем этапе обучения.
Документы, определяющие содержание аттестационной работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от29.12.2012 N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Обществознание. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.04г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
3. Авторская программа «Экономика». Программа для 10,11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). Авторы программы - Автономов В.С., Азимов Л.Б., Программа опубликована в Сборнике программно-методических материалов по экономике и праву. – М.: Вита - Пресс, 2008. на стр. 87 – 102
4. Учебник: В.С. Автономов Экономика Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. К основным принципам отбора проверки следует отнести: равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в примерных программах и учебниках, использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 449.