Первому туристскому шагу способствовало стремительное развитие дорожных (водных, железнодорожных путей) путей сообщения и связанной с ними инфраструктуры. В частности, в Англии - законодательнице «технических мод» 19 столетия , в 1825 году состоялся пробный пуск детища инженера Стефенсона - первого поезда, благополучно доехавшего из г.Стоктона в г.Дарлингтон. Значение железнодорожных поездок для возникновения туризма имело огромной значение. Аналогичные транспортные достижения последовали во Франции и США (1827г.), Германии и Бельгии (1835г.). В числе пионеров железнодорожных освоении была и Россия. Первая российская магистраль связала Царское Село с Санкт-Петербургом (1836г.).
Первые пассажирские перевозки побудили англичанина Томаса Кука испробовать необычный бизнес - организовать массовую «железнодорожную прогулку». Таким историческим фактом и стала первая туристская поездка шестисот человек.
Предприниматель понес большие предварительные затраты на рекламу и покупку большой партии проездных билетов. Т.Кук организовал поездки в г.Ливерпуль (1845г.), в другие города Англии, по Северной Америке (1847-1852г.г.). Основанная удачливым бизнесменом фирма на протяжении последующих десятилетий провела еще и несколько путешествий по Европе (Швейцария в 1863г.), но и обратилась к пароходным вояжам. Первым туристским плаванием стал рейс в Северную Америку (1868г.), за ним последовали другие маршруты. Среди них наиболее примечательна «кругосветка Кука» (1882г.), ставшая хронологической вехой популярных пароходных, а в настоящее время и многочисленных теплоходных круизов.
Анализ начальной деятельности уникального многопрофильного турпредприятия «Томас Кук и Сын» представляет интерес не только методикой первых в мире массовых организованных путешествий , но и практикой приобретения услуг отелей, пароходных и железнодорожных компаний, кафе и ресторанов, другой продукции с целью ее продажи (по существу перепродажи) появившейся туристской клиентуре. Уже тогда фирма разрабатывала маршруты и экскурсионные программы, бронировала места в отелях, изучала конъюнктуру услуг на транспортном, гостиничном, ресторанном и других рынках.
Вскоре у Кука нашлось много последователей, увидевших в новом виде бизнеса существенную перспективу.
Стремление познать древнейшие цивилизации определяло намерение путешественников посетить Италию, поклонников изящных искусств влекли Франция и Германия, любителей горных прогулок манила Швейцария. Модным увлечением для обеспеченной публики стало пребывание на целебных водах Авсро-Вегрии, Чехии, Швейцарии, Англии, а также на прибрежных морских курортах Италии, Франции и других европейских государств. Это направление, в дальнейшем трансформировалось в бальнеологический туризм.
В конце 19 столетия зародился и еще один вид популярного туризма - поездки для участия или посещения национальных, международных или всемирных выставок и ярмарок. Начало этому виду туризма , а это деловой туризм, положено организацией визита более двадцати тысяч англичан на Всемирную выставку в Париже (1867г.). Работу эту также провела туристская фирма «Томас Кук и Сын».
Организацией путешествий в конце прошлого века начало заниматься все большее количество посредников, а затем и созданные ими фирмы. Со временем некоторые их этих фирм превратились в крупные предприятия по производству комплексной туристско-экскурсионной услуги (КТЭУ - термин в системе профсоюзного туризма в 80-е годы). По сей день успешно функционируют «Дойче Райзенбюро» в Германии, «Транстур» во Франции, «Америкой Экспресс» в США и другие.
Еще в то время , когда только создавалась методика путешествий, уже стали задумываться о подготовке специалистов - «разработчиков» туристских услуг. Увеличивающиеся объемы путешествий обусловили необходимость подготовки профессионалов.
Первое учебное заведение, в котором преподавалось гостиничное дело и организация туристских поездок открылось в Швейцарии (1893г.), затем в Берне, Женеве, Цюрихе и в других «туристских странах». Параллельно были открыты школы переводчиков во Франции и в Англии (1898-1899г.г.), затем в Италии, скандинавских странах.
Успешное развитие организованных путешествий привлекло к этому делу многих предпринимателей, а затем и власти. Это привело к появлению коммерческих, общественных, а затем и государственных организаций, призванных регулировать вопросы туризма. Такие организации возникли прежде всего в Европе. Одной из первых организаций стала национальная правительственная организация «Туристская ассоциация Дании» (1888г.).
К началу XX столетия туризм стал формироваться в крупную, быстроразвивающуюся отрасль, требующую особых экономических и организационных форм, структур, решений. Определились и виды туризма:
отдых и развлечения, лечение, познавательные поездки, посещение выставок и ярмарок и т.д. С точки зрения использования транспортных средств наиболее привлекательными были железнодорожные и морские путешествия. География поездок была ограничена из-за ограничения транспортных путей сообщения. Преобладали путешествия в соседние государства.
Отечественный туризм своими корнями уходит в 18 столетие. Постараемся осмыслить особенности и достоинства туризма в России и показать преемственность в нем передовых веяний и традиций русской материальной и духовной культуры прошлых веков.
История туризма и экскурсий тесно переплетаются с развитием педагогики, краеведения, познанием своей страны. Первым и удачным опытом стала организованная поездка компании школьных учителей в г.Тифлис (1859г.). Этот единичный случай принято считать точкой отсчета хронологии организованного отечественного туризма.
Идеи русских мыслителей на рубеже 18 и 19 веков о «родиноведении» побуждали к изучению и постижению России. В трудах известного педагога К.Д.Ушинского указывалось, что экскурсии - активный метод педагогического процесса. Ибо экскурсии помогают расширить представление о внешнем мире, развить чувство реальности в познании бытия, осознанности различных природных и житейских явлений.
Рекомендации Ушинского и его коллег в конце 70 годов 19 столетия нашли отражение в деятельности некоторых коммерческих и высших учебных заведений. Их преподаватели проводили экскурсии в своих городах и их окрестностях. В отдельных случаях организовывались туристские выезды, по инициативе учителей народных училищ: в Крым, на Кавказ, из Москвы в Санкт-Петербург.
В 90-е годы 19 века туризм и экскурсии все больше входили в учебные программы коммерческих училищ и частных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Коснулось это и других регионов Российской империи, и в первую очередь реальных училищ городов: Киева, Одессы, Чернигова, Минска, Витебска.
Окончание 19 столетия ознаменовано возникновением любительских объединений и кружков, связанных со спортом, туризмом и экскурсиями. Были созданы первый альпинистский клуб в Тифлисе (1877г.), Крымский горный клуб (1890г.). В его работе участвовали не только учащиеся, но и взрослые. Клуб выпускал издания информационно-методического характера, в которых описывались маршруты путешествий , а также отчеты о туристских экспедициях.
Из первых любительских туристских и экскурсионных обществ наибольший интерес представляло «Общество любителей естествознания». Основное направление - природно-познавательная работа, первые шаги по организации путешествий фенологических, общегеографических и этнологической тематики. Такие организации возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Одессе, Ялте, Томске и др.
Велась работа по организации путешествий по родному краю. «Общество любителей естествознания» Тифлиса привлекло на Кавказ жителей других местностей и помогало проводить путешествия в горной местности.
С известными именами русской интеллигенции связана история «Уральского общества естествознания». В нем участвовали Д.Н.Мамин-Сибиряк, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев, И.П.Павлов, Н.М.Пржевальский и другие. Благодаря их стараниям и усилиям среди учащейся молодежи и вообще населения появился интерес к познавательному туризму.
Примечателен тот факт, что, развиваясь, культурное туризм объективно вбирал в себя достояние общества. Началось посещение частных коллекций известных деятелей искусства и культуры, музеев и выставок. Это. В свою очередь, помогало созданию других различных экспозиций и открытию на их базе музеев доступных населению. Существовавший ранее для узкого круга Исторический музей - «хранитель памятников старины русского народа» -открыли для всех посетителей (1873г.), а с 1892г.- Третьяковской галереи и экспозиций Исторического и Политехнического музеев.
Интересу к туризму способствовало и «Русское горное общество». В его создании (1900г.) приняли участие видные ученые и общественные деятели:
В.А.Гиляровский, В.И.Вернадский, Д.А.Анучин и др. Практическая сторона деятельности общества находила отражение на страницах «Ежегодника Русского горного общества».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 189.