Т ема «Т ехнология разрешения педагогических конфликтов »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Т ема «Т ехнология разрешения педагогических конфликтов »

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы сущность и признаки конфликта? Проиллюстрируйте их на примерах педагогического конфликта (с учетом вашего профиля подготовки).

2. Каковы этапы (и модели) развития конфликта? (Покажите на примере поэтапную динамику развития конфликта (по одной из моделей).

3. Каковы этапы разрешения конфликта и особенности действий на каждом этапе? (Проследите на конкретном примере).

4. Каковы стратегии и способы (стили) разрешения конфликтов. Чем обусловливается выбор способа разрешения конфликта?

5. Как можно использовать для анализа педагогического конфликта  методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр). Проиллюстрируйте на примере из вашего жизненного опыта (где вы сами являлись участником конфликта).

См материалы, предложенные для изучения (Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие / В.В.Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- С 22-31.).

5. Каковы функции и способы этической защиты в конфликтных ситуациях? (Привести примеры-иллюстрации из педагогической практики). Обратите внимание на отличия этической защиты от психологической. (Выполнение разноуровневого задания 2)

6. Какие способы может использовать педагог для управления эмоциями в условиях конфликта и для изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций (Выполнение Разноуровневого задания 3)

Дополнительный вопрос: Как влияют на развитие конфликта разрушающие переживания? (При ответе используйте знания роли шаблонов губительного мышления и иррациональных убеждений, запускающих эмоциональные переживания; о возможностях «разумных рассуждений»).

К данному занятию следует выполнить и принести два задания ФОС .

Литература.

1. Андриади,  И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Андриади. – М. : Академия, 1999.

2. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев.– СПб. : Речь, 2002.–174 с.

3. Куницина, В.Н. Межличностное общение /В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша.- СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

4. Кибанов, И.Я. Конфликтология / И.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова, М. : ИНФРА-М, 2005. – 302с.

5. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения /А.А.Лобанов. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

6. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М. : Просвещение, 2003. – 304 с.

7. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. –  М. : ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

9. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. – М. : Цента «Педагогический поиск», 2001.

10. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М. : Пед. общество России, 1998. – 250 с.

11. Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие / В.В.Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- 68 с.

Учебно-исследовательские задания по изучению темы

при подготовке к занятию

(принести распечатанные на практическое занятие, а затем представить в портфолио)

Задание 1. Таблица «Способы этической защиты».

Задание  (реконструктивный уровень) – таблица «Способы этической защиты».

Код контролируемой компетенции – ОК-6.

Изучите книгу: Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общество России, 1998. – 250 с. Выпишите способы этической защиты, кратко представьте их характеристику и кратко охарактеризуйте ситуации уместности их применения.

Наименование Характеристика Уместно, если...
     
     

Формулировка задачи: заполните таблицу «Способы этической защиты», осуществив их группировку по двум формам, представив название способа, пример ситуации применения и описание вербальных и невербальных действий по реализации каждого способа.

Процедура оценивания: оценивается преподавателем в соответствии с представленными критериями.

Критерии оценки:

«отлично» – выставляются студенту, если он демонстрирует системные, глубокие знания теории, грамотно оперирует понятиями по теме; заполнены все 4 графы таблицы, содержание таблицы представлено полно грамотно; работа сдана вовремя, носит самостоятельный характер; требований оформлению полностью соблюдены;

«хорошо» – выставляются студенту, если он демонстрирует достаточно полное знание теории, понятий по теме; заполнены все 4 графы таблицы, содержание представлено формально; работа сдана вовремя, носит самостоятельный характер; имеются отдельные неточности в соблюдении требований к структуре и оформлению;

«удовлетворительно» – выставляются студенту, если он демонстрирует знание отдельных теоретических аспектов и понятий по теме; заполнены не все графы таблицы, в содержание имеются неточности; требований оформлению соблюдены частично;

«неудовлетворительно» – выставляются студенту, если задание не сдано или не соответствует требованиям.

Задание 2. ИДЗ 2. Творческое задание «Копилка техник эмоциональной саморегуляции»  (См. ФОС)

Формулировка задания: изучите рекомендованные источники, выделите и опишите 4-5 техник эмоциональной саморегуляции в конфликте, которые наиболее подходящие для вас с учетом результатов самодиагностики.

Выполняется к практическому занятию по теме «Технология разрешения педагогических конфликтов».

Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению.

Соблюдайте следующую последовательность действий:

1) изучите свои эмоциональные состояния, сопровождающие конфликтное взаимодействие, используя предложенные тесты и опросники (или подберите их самостоятельно), сделайте выводы и представьте рекомендации;

2) подберите литературу, содержащую характеристику техник саморегуляции, с учетом предложенных преподавателем источников, составьте список используемой литературы;

3) изучите источники, выберите техники, наиболее подходящие для вас с учетом результатов самодиагностики и предложенных рекомендаций, осуществите конспектирование или тезирование необходимого материала;

4) систематизируйте зафиксированную и отобранную информацию, выделив в каждой выбранной технике название, цель, характеристику (сущность, последовательность действий по ее реализации), ситуации применения данной техники (уместно, если...);

5) опишите 4-5 техник в соответствии с предложенной структурой (можно представить в виде таблицы);

6) проверьте текст и оформление на соответствие требованиям.

Требования к объему: 4-5 техник, 2-4страницы машинописного текста. Технические требования: формат А4, текст шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1.5 (в таблице – 1), все поля по 2 см.

Возможно представление техник с виде таблицы.

Например

Название Характеристика действий Ситуации применения  
       
       
       
       

 

Критерии оценки:

«отлично» – задание сдано в срок; работа носит самостоятельный характер; проявлено творчество; представлены результаты самодиагностики, 4-5 техник; характеристика техник дана точно и полно, использованы четкие, краткие и конкретные формулировки; полностью выполнены требования к структуре, содержанию и оформлению; 

«хорошо» – задание сдано в срок, работа носит самостоятельный характер; представлены результаты самодиагностики, 3 техники; характеристика техник дана достаточно полно, но имеются многословные, нечеткие формулировки, отельные неточности в соблюдении требований к структуре и оформлению;

«удовлетворительно» – задание сдано в срок; представлены результаты самодиагностики и 2 техники, но их характеристика формальная; имеются существенные неточности и ошибки в соблюдении требований к структуре и оформлению;

«неудовлетворительно» – задание сдано не в срок, структура, описание и оформление не соответствуют требованиям.

 

Задание Составить таблицу «Характеристика способов разрешения конфликта (стратегии поведения)» используя книги: 1) Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.; 2) - Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Л.К.Захаров, В.Г.Коновалов / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.

Ключ

№ п/п Соперни­чество (акула) Сотрудни­чество (сова) Компромисс (лиса) Избегание (черепаха) Приспособление (медвежонок)
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

 

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1.  «Анализ конфликта».

Цель: используя методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр), выявить интересы конфликтующих сторон.

Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, опираясь на предварительно составленную карту конфликта: выделить предмет конфликта, свои требования к оппоненту, требования оппонента к себе, свои интересы и опасения и интересы и опасения оппонента, обсудить приобретенный опыт.

Инструкция. Объединиться в пары с другим участником семинара, сесть напротив друг друга. По очереди играть роли психолога и клиента.

Задача клиента - проконсультироваться по поводу возникшего конфликта: описать конфликтную ситуацию; предмет, из-за которого разгорелся конфликт; какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия; потребности и опасения каждой стороны.

 Задача психолога: внимательно выслушивать, оказывать помощь вопросами и замечаниями с анализа конфликта, воздерживаться от оценок, занимать нейтральную традицию. Обсудить предложения по урегулированию, выбрать оптимальные варианты.

Вопросы для рефлексии: 1. Каковы ваши впечатления о проделанной работе? 2. Какую роль в понимании конфликта сыграл анализ интересов сторон? 3. Какой опыт вы приобрели, осуществляя роль психолога-консультанта? 4. Что вы можете сказать о достоинствах данного метода по области его применения и его ограничениях? 5. Какой опыт вы приобрели, выполняя это задания?

Материал к выполнению практического задания «Анализ конфликта»

Цель: изучить методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр) для выявления интересов конфликтующих сторон.

Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, составив карту конфликта.

Методические рекомендации.

Выполните последовательно следующие действия:

1) вспомните конфликтную ситуацию;

2) опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт;

3) опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия;

4) опишите потребности и опасения каждой стороны (перечислить не менее 5-6 пунктов),

5) сформулируйте предложения по урегулированию, учитывая потребности и опасения обеих сторон конфликта.

Карта конфликта

Интересы (потребности): Я

1.

6.

Опасения

1.

2.

 

1.

2.

 

 

Требования к оппоненту

1.

2.

 

Предмет конфликта:

- …

- …

1.

2.

 

1.

2.

Требования к оппоненту

 

Интересы (потребности): О

1.

...

6.

Н               Опасения

1.

2.

           

Анализ конфликта включает выявление следующих элементов.

1. Участники: кто конфликтует, что они за люди?

2. Каковы их требования друг к другу?

3. Какова их мотивация: зачем им все это необходимо и насколько это важно?

4. Какими ресурсами, необходимыми для достижения цели, они обладают. На основе проведенного анализа принимается решение о способе разрешения конфликта и производится последовательная реализация избранной стратегии вплоть до его завершения.

Конфликт характеризуется наличием у частников претензий к действиям друг друга, требований изменить поведение соперника. За этими требованиями всегда можно обнаружить фрустрированные потребности, возможность удовлетворения которых субъект связывает с поведением оппонента. Претензии выражаются в виде готовых решений, предлагаемых оппоненту. Для анализа конфликта нужно вернуться к нуждам, проявляющимся в потребностях и опасениях. Р.Фишер и У.Юри предложили метод ведения переговоров. в основе которого идея о том. что всегда можно найти ряд решений, максимально соответствующим интересам сторон. Для этого надо сосредоточить усилия не на отстаивании своей позиции, а на четырех основных элементах переговоров: люди – их интересы – варианты, удовлетворяющие их интересы – справедливые критерии для принятия таких вариантов.

Таким образом, первая задача анализа конфликтов – выявление интересов. Х.Корнелиус и Ш.Фишер предложили эффективный методический прием анализа конфликтной ситуации – составление «Карты конфликта».

Области применения карты:

- самостоятельное составление при анализе конфликта (помогает обоснованно выбрать стратегию дальнейших действий);

- составление при посредничестве, для подготовки стратегии разрешения конфликта;

- составление в процессе переговоров, в которых принимают участие все оппоненты (помогает налаживать конструктивное взаимодействие между ними, располагает к сотрудничеству).

Методические рекомендации по составлению карты.

1 этап - определение предмета конфликта. Опишите проблему в общих чертах: из-за чего возник спор, по поводу чего высказывались разные мнения? Не надо глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти выход. Опишите предмет конфликта, используя существительные: не то, что надо делать, а что является «яблоком раздора». Предмет может быть не один. На каждый предмет лучше составлять отдельную карту, если только не удается найти общую формулу. Например: «распределение работы», «мытье пола»… Обратите внимание, чтобы предмет не определялся в терминах дихотомического выбора: или «А» – или «Б».

2 этап – определение оппонентов, вовлеченных в конфликт. Решите, кто является главными сторонами в конфликте. Составьте список действующих лиц. Если группа имеет однородные требования, потребности, ее на схеме можно определить как одно лицо (родители, администрация, педагоги…).

3 этап – определение мотивации, стоящей за позициями. Необходимо перечислить потребности оппонентов (подлинные интересы, желания, ценности) в данной ситуации. Можно задать вопрос: «Чего бы я добился, если бы предложение было принять?» Ответ должен быть в терминах позитивного результата. Например: постоянная работа; прибранный дом; позволение держать вещи в беспорядке; признание моих заслуг и т.д. Одна и та же потребность может относиться к нескольким или ко всем участникам. Тогда она записывается всем, свидетельствуя об общности интересов. Нельзя путать потребности с решениями! Помните, что одна и та же потребности может удовлетворяться разными способами.

В графу «опасения» вписывать иррациональные страхи, не обсуждая их реалистичность: тревоги, озабоченность, опасения. Прямой вопрос: «Чего я боюсь?» может уязвить гордость и спровоцировать ответ: «Ничего не боюсь!» Лучше задать вопрос: «Вы предвидите, что, если не будет принять ваше предложение, в будущем может произойти что-то, чего бы вы не хотели. Что может случиться?» Предметом опасений часто бывают: физическая безопасность; финансовые потери (низкая зарплата; переплата за покупку и др.); отвержение, потеря любви, членства в группе, одиночество; потеря контроля (власти); нежелание попадать под влияние, в зависимость от кого-то; потеря уважения; провал, критика, осуждение; унижение; боязнь оплошать; утрата возможности реализовать себя; неинтересная работа и др.

После заполнения рубрик на своем поле следует перейти на поле оппонента. Задайте вопросы: «Что его заставляет настаивать на своем? Что бы испытывали вы, будь на его месте?» Необходимо соблюдать объективность в оценке оппонента. Следует отделять достоверные факты от догадок.

При заполнении карты обратите внимание на следующее: ищите новую информацию и новое понимание; ищите общую «точку опоры» (общие потребности или интересы), общую точку зрения и поддерживайте общие ценности; совмещайте различные ценности и перспективы; ищите скрытые устремления, отметьте их как дополнительные нужды и опасения на карте; выделите наиболее трудные участки; отметьте, чего вы не знали раньше, что нужно подробнее рассмотреть теперь; ищите и стимулируйте предпосылки выигрыша для всех (опознайте, что важно для одной стороны и не связано с большими жертвами с другой); ищите основу для взаимного выигрыша всех сторон; предлагайте решения, включающие элементы выигрыша для всех.

2. Теоретическая информация по изучению «шаблонов губительного мышления»

Цель: изучить иррациональные убеждения, запускающих разрушительные переживания

По мнению Альберта Эллис, эмоция не является простой непосредственной реакцией на ситуацию. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Это – фундаментальное положение когнитивной терапии. Оно иллюстрируется формулой АВС: А – активизирующее событие (ситуации, стимул, обусловливающий процесс реагирования); В – убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы; С – последствия: эмоции чувства, поведение.

Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от «В» - наших мыслей по поводу происходящего. Мышление, запускающее разрушающие переживания – это губительное, засоряющее мышление

А.Эллис выделил 4 типа шаблонов (паттернов) губительного мышления:

1) обвинение людей или себя («Все из-за нее…»; «Это я во всем виноват..»);

2) завышение требований (« Он должен быть добрее..»; «Я обязан был это предотвратить..»);

3) нагнетание страха («А вдруг..», «Это невыносимо, что…»);

4) обесценивание важности происходящего («Ну, и что? Меня это не касается»; «Каму какое дело…»).

Три первых шаблона вызывают негативные разрушающие переживания. Четвертое - самооправдание - блокирует разрядку стресса, побуждая игнорировать его наличие.

Вредоносные (ложные) иррациональные верования (убеждения, установки):

1) все должны меня любить (следствие сильного беспокойства по поводу мнению окружающих);

2) никогда нельзя терпеть неудачу, нужно все делать на «5» (чрезмерно высокие требования к себе);

3) все должно быть таким, как мне хочется (инфантильное ожидания, основанные на «принципе удовольствия»);

4) все мои неприятности из-за плохих людей (тенденция обвинять других, предъявляя к ним завышенные требования);

5) если я буду волноваться, то дела пойдут лучше (проявление чрезмерной тревоги в ситуациях ожидания событий, на которые невозможно повлиять);

6) у каждой проблемы есть единственное наилучшее решение, и мне нужно его найти – и немедленно (могут отвергаться решения «неидеальные», но приводящие к позитивным последствиям);

7) легче избежать трудной ситуации и ответственности за нее, чем потом разбираться с ней (проявление чрезмерной пассивности, избегание риска);

8) если ни к чему не относится серьезно, не придется огорчаться (обесценивание происходящего);

9) причина всего происходящего со мной – в моем прошлом (объяснение неудач событиями прошлого, не влияющими на данный момент);

10)  на свете не должно быть плохих людей и обстоятельств; встреча с ними меня не сильно расстроит.

«Разумные рассуждения», противопоставляемые губительному мышлению:

1) все люди свободны;

2) все люди отвечают за свою жизнь;

3) все люди автономны.

Позитивное мышление ведет к конструктивным выводам.

Свобода. Поскольку все люди свободны, никто не обязан поступать, как мене хочется. Поэтому слова «должен», «обязан» приемлемы только в ограниченных случаях. По-видимому, человек должен выполнять обязательства, которые дал (например, вернуть деньги, взятые в долг), но не должен нарушать основные права других людей: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В остальных случаях «должен» не является абсолютно правомерным. Вернее было бы сказать по отношению к поведению другого человека: «Я ожидал, что она…», «Мне хочется, чтобы он…», «Я бы предпочел, чтобы...»

Перераспределение ответственности. Люди свободны, поскольку могут выбирать. Ответственность – это признание факта, что поступок совершен в соответствии с собственным выбором. Лингвистические конструкции, которые отражают, что инициативы была за рассказчиком: «Я предпочел обидеться» вместо «Меня обиделся; « Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем» вместо «Он – упрямый осел».

Один из наиболее часто встречающихся шаблонов обвиняющего мышления основан на вере в то, что один человек может непосредственно вызвать какие-либо чувства в другом человеке: «Он меня злит (бесит, обижает)». Этому ложному убеждению противопоставляется идея ответственности за свои чувства: «Он хотел меня разозлить (взбесить, обидеть…), и я поддался (не поддался)».

Человек обвиняющий подчеркивает ответственность других, себя представляет жертвой, а свое поведение вынужденным. Принятие ответственности предполагает акцент на имевшемся выборе: «У меня были варианты, но я предпочел (предпочитаю)…»

Автономия. Принцип автономии предполагает, что между людьми существуют границы. Человек, признающий автономию, четко представляет, где кончается он и его права и где начинается ругой человек, обладающий такими же правами. Разные люди имеют разные мнения, оценки, чувства по отношению одним же и тем же вещам. Требуя от другого, чтобы он имел сходные взгляды, вел себя в соответствие с нашими желаниями, мы вторгаемся в автономию другого.

Для вторжение в жизнь другого человека есть 2 основания:

1) если мы обязаны управлять поведением другого, и несем юридическую ответственность за его поведение, в то время как другой такой ответственности не несет;

2) если другой своим поведением нарушает нашу автономию, наши основные права (на жизнь и здоровье, на свободу, на собственность), у нас есть все основания защищаться.

Разумные рассуждения подсказывают, то любой человек вправе распоряжаться собственной жизнью и здоровьем, тем более, когда это не задевает других. Более разумным было бы констатировать факт: «Мне хотелось бы, чтобы он…», «Я бы хотел, чтобы ты… потому что…».

 Разумные формулировки («метод разумного предпочтения») обычно содержат в себе указания на то, что наши предпочтения являются лишь нашим выбором и не вторгаются в границы личности другого. Это важный шаг в снижении враждебности и умиротворения конфликтующих сторон.

Т ема «Т ехнология разрешения педагогических конфликтов »

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы сущность и признаки конфликта? Проиллюстрируйте их на примерах педагогического конфликта (с учетом вашего профиля подготовки).

2. Каковы этапы (и модели) развития конфликта? (Покажите на примере поэтапную динамику развития конфликта (по одной из моделей).

3. Каковы этапы разрешения конфликта и особенности действий на каждом этапе? (Проследите на конкретном примере).

4. Каковы стратегии и способы (стили) разрешения конфликтов. Чем обусловливается выбор способа разрешения конфликта?

5. Как можно использовать для анализа педагогического конфликта  методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр). Проиллюстрируйте на примере из вашего жизненного опыта (где вы сами являлись участником конфликта).

См материалы, предложенные для изучения (Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие / В.В.Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- С 22-31.).

5. Каковы функции и способы этической защиты в конфликтных ситуациях? (Привести примеры-иллюстрации из педагогической практики). Обратите внимание на отличия этической защиты от психологической. (Выполнение разноуровневого задания 2)

6. Какие способы может использовать педагог для управления эмоциями в условиях конфликта и для изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций (Выполнение Разноуровневого задания 3)

Дополнительный вопрос: Как влияют на развитие конфликта разрушающие переживания? (При ответе используйте знания роли шаблонов губительного мышления и иррациональных убеждений, запускающих эмоциональные переживания; о возможностях «разумных рассуждений»).

К данному занятию следует выполнить и принести два задания ФОС .

Литература.

1. Андриади,  И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Андриади. – М. : Академия, 1999.

2. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев.– СПб. : Речь, 2002.–174 с.

3. Куницина, В.Н. Межличностное общение /В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша.- СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

4. Кибанов, И.Я. Конфликтология / И.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова, М. : ИНФРА-М, 2005. – 302с.

5. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения /А.А.Лобанов. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

6. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М. : Просвещение, 2003. – 304 с.

7. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. –  М. : ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

9. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. – М. : Цента «Педагогический поиск», 2001.

10. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М. : Пед. общество России, 1998. – 250 с.

11. Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие / В.В.Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- 68 с.

Учебно-исследовательские задания по изучению темы

при подготовке к занятию

(принести распечатанные на практическое занятие, а затем представить в портфолио)

Задание 1. Таблица «Способы этической защиты».

Задание  (реконструктивный уровень) – таблица «Способы этической защиты».

Код контролируемой компетенции – ОК-6.

Изучите книгу: Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общество России, 1998. – 250 с. Выпишите способы этической защиты, кратко представьте их характеристику и кратко охарактеризуйте ситуации уместности их применения.

Наименование Характеристика Уместно, если...
     
     

Формулировка задачи: заполните таблицу «Способы этической защиты», осуществив их группировку по двум формам, представив название способа, пример ситуации применения и описание вербальных и невербальных действий по реализации каждого способа.

Процедура оценивания: оценивается преподавателем в соответствии с представленными критериями.

Критерии оценки:

«отлично» – выставляются студенту, если он демонстрирует системные, глубокие знания теории, грамотно оперирует понятиями по теме; заполнены все 4 графы таблицы, содержание таблицы представлено полно грамотно; работа сдана вовремя, носит самостоятельный характер; требований оформлению полностью соблюдены;

«хорошо» – выставляются студенту, если он демонстрирует достаточно полное знание теории, понятий по теме; заполнены все 4 графы таблицы, содержание представлено формально; работа сдана вовремя, носит самостоятельный характер; имеются отдельные неточности в соблюдении требований к структуре и оформлению;

«удовлетворительно» – выставляются студенту, если он демонстрирует знание отдельных теоретических аспектов и понятий по теме; заполнены не все графы таблицы, в содержание имеются неточности; требований оформлению соблюдены частично;

«неудовлетворительно» – выставляются студенту, если задание не сдано или не соответствует требованиям.

Задание 2. ИДЗ 2. Творческое задание «Копилка техник эмоциональной саморегуляции»  (См. ФОС)

Формулировка задания: изучите рекомендованные источники, выделите и опишите 4-5 техник эмоциональной саморегуляции в конфликте, которые наиболее подходящие для вас с учетом результатов самодиагностики.

Выполняется к практическому занятию по теме «Технология разрешения педагогических конфликтов».

Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению.

Соблюдайте следующую последовательность действий:

1) изучите свои эмоциональные состояния, сопровождающие конфликтное взаимодействие, используя предложенные тесты и опросники (или подберите их самостоятельно), сделайте выводы и представьте рекомендации;

2) подберите литературу, содержащую характеристику техник саморегуляции, с учетом предложенных преподавателем источников, составьте список используемой литературы;

3) изучите источники, выберите техники, наиболее подходящие для вас с учетом результатов самодиагностики и предложенных рекомендаций, осуществите конспектирование или тезирование необходимого материала;

4) систематизируйте зафиксированную и отобранную информацию, выделив в каждой выбранной технике название, цель, характеристику (сущность, последовательность действий по ее реализации), ситуации применения данной техники (уместно, если...);

5) опишите 4-5 техник в соответствии с предложенной структурой (можно представить в виде таблицы);

6) проверьте текст и оформление на соответствие требованиям.

Требования к объему: 4-5 техник, 2-4страницы машинописного текста. Технические требования: формат А4, текст шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал 1.5 (в таблице – 1), все поля по 2 см.

Возможно представление техник с виде таблицы.

Например

Название Характеристика действий Ситуации применения  
       
       
       
       

 

Критерии оценки:

«отлично» – задание сдано в срок; работа носит самостоятельный характер; проявлено творчество; представлены результаты самодиагностики, 4-5 техник; характеристика техник дана точно и полно, использованы четкие, краткие и конкретные формулировки; полностью выполнены требования к структуре, содержанию и оформлению; 

«хорошо» – задание сдано в срок, работа носит самостоятельный характер; представлены результаты самодиагностики, 3 техники; характеристика техник дана достаточно полно, но имеются многословные, нечеткие формулировки, отельные неточности в соблюдении требований к структуре и оформлению;

«удовлетворительно» – задание сдано в срок; представлены результаты самодиагностики и 2 техники, но их характеристика формальная; имеются существенные неточности и ошибки в соблюдении требований к структуре и оформлению;

«неудовлетворительно» – задание сдано не в срок, структура, описание и оформление не соответствуют требованиям.

 

Задание Составить таблицу «Характеристика способов разрешения конфликта (стратегии поведения)» используя книги: 1) Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.; 2) - Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Л.К.Захаров, В.Г.Коновалов / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.

Дата: 2019-02-18, просмотров: 195.