Учебные вопросы темы
2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности
2.2 Темперамент: определение и сферы проявления
2.3 Соотношение темперамента и характера
2.4 Способности личности
2.5 Направленность личности
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что означает словосочетание «структура личности»?
2. Что такое система? Каковы её характеристики?
3. Какова структура личности по К. К. Платонову?
4. Чем отличаются интегративные подструктуры личности от иерархических?
5. Что такое характер? Как он формируется?
6. Каковы акцентуации характера?
7. В каких отношениях состоят личность и характер?
8. Что такое способности и какими они бывают?
9. Что такое направленность, из чего она состоит?
Вопросы и задания для размышления и обсуждения
1 Зачем знать структуру личности?
2 Как вы относитесь к высказыванию В. Шекспира: «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник»? Дайте развернутый ответ. Какие еще психические процессы и состояния могут выполнять роль садовника?
3 Опираясь на знание природы личности, как вы могли бы прокомментировать следующие слова Н. Заболоцкого: «Я – только краткий миг чужих существований»?
4 Опираясь на знание о системообразующей роли совместной деятельности в становлении личности и ее анализе, как вы могли бы прокомментировать слова Х. Л. Хикса: «Я есть то, что я есть благодаря контексту, в котором нахожусь»?
5 Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение, говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер?
6 Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является объективной предпосылкой расхождения характера и личности?
7 Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи просвещения: К. Гельвеция и Д. Дидро. Что вы думаете по поводу данной дискуссии?
К. Гельвеций: «Все люди с нормальной психической организацией обладают одинаковыми умственными способностями».
Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»
8 «Тот, кто хочет и верит, тот (рано или поздно) может». Какие психические свойства обозначают выделенные слова в данном афоризме Н. Козлова? Какие бы еще глаголы вы добавили в этот афоризм?
9 Как вы прокомментируете следующие утверждения, цитаты?
- К.К. Платонов: «Чтобы учесть возможно более полное число элементов личности как системы, был составлен список слов, которые могут рассматриваться как названия свойств личности в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Оказалось, что из 52000 слов этого словаря около 1500 могут рассматриваться как элементы личности. Было установлено также, что в грузинском языке этих слов более 4000, а в болгарском – около 2500. Надо отметить, что, во-первых, эти слова были введены в обиход не психологами, а народом и обозначают чаще не элементарные свойства, а весьма сложные особенности личности, которые обычно называют чертами. Во-вторых, заслуживает внимания, что народу надо было почти в 2 раза больше слов, более дифференцированно обозначающих отрицательные свойства. И в-третьих, свойств личности еще больше, т.к. многие из них не могут быть определены одним словом».
- Ф.М. Достоевский: «Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно».
- С.Л. Рубинштейн: «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества» .
- Р. Рильке: «Если мои дьяволы оставят меня, то, боюсь, мои ангелы тоже разлетятся кто куда».
- А. Шопенгауэр: «…Талант похож на стрелка, попадающего в цель, которая недостижима для других, тогда как гений похож на стрелка, попадающего в цель, которую другие не в состоянии даже видеть».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 307.