Учебно-методическое пособие
Для слушателей курсов гражданской обороны города Серпухова
Тема №17
Действия руководителей гражданской обороны и РСЧС организаций при приведении органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в готовность.
Нормативные и правовые документы:
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» от 3 сентября 2011 год ПР № 2613.
Федеральные законы
1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12.94 г. №68-ФЗ.
2. «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. №28-ФЗ.
Постановления правительства
1. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.03 г. №794.
2. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.99 г. №782.
3. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 08.11.2013 №1007.
4. «Об утверждении Положения о приведении в готовность ГО РФ и выполнении первоочередных мероприятий по ГО» от 03.06.11 г. №437-13 .
Документы МЧС
1. «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» приказ МЧС от 23.05.2017 №230.
2. «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях МЧС России» приказ МЧС от 14.11.2008 №687.
Законы Московской области
«О защите населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.05.2005 г. №110/2005-03.
Постановления Правительства Московской области
Общие положения
Перевод ГО с мирного на военное время состоит:
- в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- сохранении объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Военное время – период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий. Военное время истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Основная цель гражданской обороны - защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Она может быть достигнута только в результате постоянной подготовительной деятельности, осуществляемой в мирное время в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».
Деятельность в области ГО разделяются на два основных периода:
- подготовка к ведению ГО в мирное время;
- ведение ГО в военное время, а так же при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
В мирное время проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих подготовку к ведению ГО (планирование мероприятий, обучение в области ГО и др.)
Основным предназначением руководителей ГО и органов управления ГОЧС всех уровней в мирное время является обеспечение высокой готовности ГО к выполнению всех возложенных на нее задач на соответствующей территории или в ведомстве при угрозе или с началом войны.
Органы управления и силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач и, прежде всего, внезапно возникающих, в предельно короткие сроки, а население - к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.
Для решения этих задач необходимо, организовать и обеспечить перевод системы гражданской обороны с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГО мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного характера, с учетом возможных способов и средств ведения современной войны.
Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, и аварийно-спасательных формирований, но и всего населения.
Выполнение мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность может быть:
- планомерным приведением системы гражданской обороны в соответствующие степени готовность заключающимся в последовательном выполнении первоочередных мероприятий первой, второй и третьей очереди.
- в условиях внезапного нападения противника – приведение ГО сразу в полную готовность (перечень первоочередных мероприятий третьей очереди). При этом все равно необходимо сначала выполнить первоочередные мероприятия первой и второй очереди.
Работа органов управления ГОЧС строится в зависимости от условий обстановки.
Первый учебный вопрос.
Органы управления, силы РСЧС, а также население должны информироваться через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители соответствующих уровней отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы, о чем так же сообщается населению.
(см. текст в предыдущей редакции)
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
· сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
· планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
· проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
· ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
· введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
· уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
· приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
· восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
· непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
· оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
· проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
· организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Полная готовность - это такое состояние органов управления и сил ГО, при котором они способны в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
Доведение распоряжения о вводе Планов ГО и защиты населения в действие осуществляется установленными сигналами по техническим средствам связи.
Уточнение задач по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться, в зависимости от обстановки, на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления в организации представителей соответствующих органов ГО.
При вводе в действие Планов ГО главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода Планов ГО и защиты населения в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.
Важнейшей обязанностью руководителей и всех органов ГО (территориальных, ведомственных) в этот период является приведение в полную готовность систем управления, оповещения и связи. При этом, особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность запасных пунктов управления, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оперативных групп и расчетов органов управления и обеспечение своевременного занятия ими установленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности органов управления ПУ-дублеров.
Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подготовка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого, в мирное время до подчиненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГО и защиты населения на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы. Уточняется календарный план основных мероприятий. Руководитель ГО, органы управления ГО, руководители и специалисты отделов ГОЧС организаций, руководители спасательных служб изучают личные планы-графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные документы и справочные материалы, необходимые для работы.
Второй учебный вопрос.
Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога» и Катастрофическое наводнение для оповещения гражданских организаций, населения и органов управления ГО на территориях, не отнесенных к группам по ГО.
Сигнал «Воздушная тревога» подается при непосредственной угрозе противника. Сигнал до населения доводится при помощи сирен, повторяется несколько раз и дублируется прерывистыми гудками на предприятиях, транспортом и с помощью мобильных звуковых средств. Население по этому сигналу немедленно укрывается в ближайших защитных сооружениях или естественных укрытиях. При укрытии в негерметичном ЗС или на местности надеваются средства индивидуальной защиты.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается, если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности. Население покидает ЗС и возвращается к местам проживания или работы.
Сигнал «Радиационная опасность» подается при непосредственной угрозе (вероятность заражения в течение 1 часа) радиоактивного заражения или его обнаружении. По этому сигналу необходимо надеть защитное средство и укрыться в ЗС или другом, приспособленном под укрытие, месте. Также необходимо принять йодистый препарат, а тем, кому предстоит преодолевать зараженные участки местности, желательно принять радиопротекторы.
Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения. По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, средства защиты кожи и укрыться в ЗС или другом герметизируемом помещении, отключив приточно-вытяжную вентиляцию и кондиционеры. Если предстоит работа на зараженной ОВ территории ввести антидот от ФОВ из КИМГЗ «Юнита», а при бактериальном заражении – противобактериальное средство.
При обнаружении заражения территории объекта руководитель организации самостоятельно подает соответствующий сигнал оповещения и докладывает об этом старшему начальнику.
Оповещение о начале эвакуации населения организуется установленным порядком по месту работы, учебы и жительства руководителями организаций и начальниками жилищно-эксплуатационных органов.
Во всех случаях сигналам и информации оповещения предшествует передача единого предупредительного сигнала «Внимание всем!», основным средством доведения которого является непрерывное звучание электросирен (в течение 3-х минут). По этому сигналу население и персонал организаций обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радиоприемники и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения, а руководители различных уровней приводят в готовность на оповещаемой территории городские и сельские узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные станции, включают сети наружной звукофикации. Средства приема информации должны быть включенными в течение всего периода ликвидации ЧС.
В том случае, когда руководители ГО и руководители органов управления ГОЧС будут располагать каким-то, хотя бы минимальным временем до непосредственного нападения противника (до объявления «Воздушной тревоги»), в первую очередь, должны быть приняты меры по приведению в готовность систем оповещения о воздушной опасности, доведению до населения порядка укрытия с объявлением воздушной тревоги, по занятию городских запасных пунктов управления хотя бы сокращенными расчетами органов управления, а также по предотвращению крупных аварий на производстве, энергетических и коммунальных сетях. Если обстановка будет позволять, могут осуществляться и другие первоочередные мероприятия.
При нападении противника главной задачей органов управления ГО всех уровней является обеспечение немедленного доведения сигнала «Воздушная тревога» до населения и организация его укрытия в имеющихся защитных сооружениях, подземных пространствах, подвалах и других заглубленных помещениях в соответствии с заблаговременно разработанными планами. Одновременно принимаются меры по безаварийной остановке (переводу на безопасный режим работы) производственной деятельности предприятий с непрерывным циклом производства, прекращению движения всех видов транспорта.
Личный состав органов управления ГОЧС, если ему не удалось заблаговременно занять соответствующие запасные пункты управления, укрывается по месту нахождения его при объявлении сигнала «Воздушная тревога».
Ряд мероприятий по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться после нападения противника (после сигнала «Отбой воздушной тревоги») и осуществляться в соответствии со сложившейся обстановкой.
При наличии времени принимаются меры по отправке оперативных групп на ближние запасные пункты управления, а также по приведению в готовность соответствующих ПУ-дублеров.
По сигналу «Воздушная тревога» личный состав органов управления и сил немедленно укрывается в защитных сооружениях. Личный состав, находящийся на открытой местности, укрывается в оврагах, балках, канавах.
Личный состав формирований охраны общественного порядка направляет в убежища и укрытия население, принимает меры к пресечению паники и совместно с личным составом по обслуживанию убежищ и укрытий поддерживает установленный порядок в защитных сооружениях.
Личный состав формирований по обслуживанию убежищ и укрытий по указанию соответствующих начальников закрывает двери защитных сооружений и прекращает доступ в них людей, поддерживает установленный режим пребывания людей. Все укрывшиеся в защитных сооружениях должны оставаться в них до сигнала «Отбой воздушной тревоги» или до разрешения органов гражданской обороны на выход.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается по сохранившимся радиотрансляционным сетям и местным радио- и телевизионным станциям. Кроме того, разрешение на выход из защитных сооружений может быть передано с помощью громкоговорящих установок и других средств. По этому сигналу органы управления и силы и население выходят из убежищ и укрытий и продолжают выполнять поставленные задачи.
По сигналу «Радиационная опасность» начальники органов управления и сил определяют порядок действий личного состава, проверяют готовность дозиметрических приборов, усиливают радиационное наблюдение, проводят мероприятия по подготовке защитных сооружений и средств индивидуальной защиты к использованию, а также по защите воды, продовольствия и других материальных средств от радиоактивного заражения и продолжают работы по выполнению поставленных задач.
Личный состав формирований защиты сельскохозяйственных животных и растений загоняет животных в подготовленные помещения или укрытия, плотно закрывает все двери и люки, проверяет герметизацию животноводческих, подсобных и других помещений.
Сигнал «Радиационная опасность» подается по местной радиотрансляционной сети и дублируется частыми ударами в звучащие предметы (колокола, подвешенные куски рельс и др.).
Действия органов управления и сил, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, определяются распоряжениями старшего начальника или вышестоящим органом управления ГОЧС в зависимости от обстановки. При этом распоряжение на использование средств защиты отдает начальник.
По сигналу «Химическая тревога» личный состав органов управления и сил, находящийся на открытой местности, использует средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, а находящийся в закрытых машинах, помещениях и укрытиях — только противогазы.
При отсутствии убежищ и укрытий личный состав органов управления и сил выходит из зоны заражения в направлении, указанном старшим начальником, постами охраны общественного порядка и другими органами гражданской обороны. При отсутствии таких указаний необходимо выходить в перпендикулярную направлению ветра сторону.
В районе катастрофического затопления органы управления и силы эвакуируют население из зоны катастрофического затопления, вывозят материальные ценности, отгоняют в безопасные места сельскохозяйственных животных. Для выполнения этих задач приводятся в полную готовность все имеющиеся плавсредства общественного и индивидуального пользования (теплоходы, баржи, катера, паромы, лодки и т. д.), а также изготавливаются плавсредства из местных подручных материалов.
Плавсредства обеспечиваются сходнями и другими приспособлениями для снятия людей с полузатопленных зданий и сооружений.
При внезапном ядерном ударе не пострадавший личный состав органов управления и сил должен прибыть к месту сбора, устанавливаемому заблаговременно в мирное время. О прибытии к месту сбора и готовности органы управления и силы к действиям начальник органы управления и силы докладывает старшему начальнику.
В случае потери связи со старшим начальником начальник органы управления и силы принимает меры к быстрейшему ее восстановлению. При невозможности восстановления связи начальник органа управления ГО организует разведку, самостоятельно выдвигает формирование к очагу поражения согласно ранее полученным указаниям и организует выполнение поставленной задачи.
Учебно-методическое пособие
Для слушателей курсов гражданской обороны города Серпухова
Тема №17
Действия руководителей гражданской обороны и РСЧС организаций при приведении органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в готовность.
Нормативные и правовые документы:
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» от 3 сентября 2011 год ПР № 2613.
Федеральные законы
1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12.94 г. №68-ФЗ.
2. «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. №28-ФЗ.
Постановления правительства
1. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.03 г. №794.
2. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.99 г. №782.
3. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 08.11.2013 №1007.
4. «Об утверждении Положения о приведении в готовность ГО РФ и выполнении первоочередных мероприятий по ГО» от 03.06.11 г. №437-13 .
Документы МЧС
1. «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» приказ МЧС от 23.05.2017 №230.
2. «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях МЧС России» приказ МЧС от 14.11.2008 №687.
Законы Московской области
«О защите населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.05.2005 г. №110/2005-03.
Постановления Правительства Московской области
Общие положения
Перевод ГО с мирного на военное время состоит:
- в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- сохранении объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Военное время – период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий. Военное время истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 370.