Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения [5, с.27].
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой студента.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшею польза, если будет включать с себя следующие этапы:
изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положении;
обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Методические особенности проведения
Если к семинару студенты не готовили докладов, то преподаватель обычно предлагает выступить желающим. Но на случай отсутствия таковых необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотели несколько студентов, рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когда первым выступает сильный, хорошо подготовленный студент, то его исчерпывающий ответ может исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление же слабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений и уточнений, а это необходимое условие активности других студентов [9, с.51].
В ходе первого выступления нужно:
а) внимательно следить за речью студента, запоминая или записывая ее достоинства и недостатки;
б) не исправлять допущенные студентом в ходе ответов недостатки и ошибки, кроме произношения отдельных слов, однако, если он отклоняется от существа вопроса, следует направить его выступление в нужное русло;
в) не допускать, чтобы первое выступление было очень долгим, иначе может рассеяться внимание остальных;
г) напоминать присутствующим, чтобы они сосредоточенно слушали своего сокурсника и записывали, по поводу чего сами будут выступать на семинаре.
После того как первый студент закончит свое выступление, не рекомендуется задавать ему возникшие дополнительные вопросы, их следует ставить перед всей группой. Перед тем как сформулировать вопрос, представляется не лишним привлечь внимание группы, обратившись к ней, примерно, с такими словами: «Вопрос всей группе...».
Постановка ряда вопросов необходима и тогда, когда никто не выражает желания дополнить предыдущее выступление. Если же такие студенты есть, им следует предоставить возможность выступить так, как они хотят. Это позволяет видеть, насколько внимательно группа слушала первого оратора, и в то же время повышает общую инициативу.
В ходе семинара необходимо следить, чтобы не было повторений в ответах, отмечать, какие из пробелов, допущенные в первом выступлении, устранены. Затем следует поставить перед группой те вопросы, которые были упущены всеми или неверно освещены. Если же по ним не найдется желающих выступить, то можно вызвать, для ответа конкретных студентов.
Труднее организовать активное обсуждение темы, когда группа слабо подготовлена. В таких случаях преподаватель вынужден сразу давать наводящие вопросы, и успех семинара во многом зависит от того, насколько умело это будет сделано [6, с.19].
Дополнительные вопросы не только должны быть четкими и ясными, но и вызывать у студентов стремление высказаться. С этой целью очень полезно развернуть дискуссию, для чего обратиться к аудитории и спросить, все ли согласны с каким-либо неверным (а иногда и верным) положением, нет ли другого мнения по этому поводу. Иногда предложение высказаться можно адресовать конкретным студентам. Элементы дискуссии значительно оживляют семинар.
Подводя итоги занятию и оценивая выступления студентов, следует исправить допущенные ими ошибки, указать недостатки, но сделать это так, чтобы мотивировать желание выступать на следующем семинаре. Особый такт нужен в отношении слабых студентов или тех, кто предпочитает отмалчиваться. Если своевременно отметить, пусть даже небольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать свои мысли, если осторожно и в известной мере «авансом» похвалить, это укрепит их веру в свои силы, повысит дальнейшую активность.
По окончании семинара преподаватель нередко выставляет оценки не только за основные выступления, но и за дополнения к ним. Не рекомендуется при этом отмечать посредственные или даже плохие знания студентов, проявивших инициативу на занятии. Целесообразнее поставить хорошие и отличные оценки лишь тем, кто в процессе ответов на дополнительные вопросы показал глубокое знание учебного материала.
Критерии оценки семинарского занятия.
· соответствие рабочей программе дисциплины;
· качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный);
· отчетливость постановки цели семинарского занятия;
· обсуждение дискуссионных вопросов;
· рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и культуры;
· раскрытие органического единства теории и практики;
· профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
· соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью, и т. п.);
· реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 321.