Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки соответствия образовательных достижений студента требованиям ФГОС по учебному предмету ОДБ.04 «История» для контрольных работ №1,2,3,4. Задания выбираются из данных таблиц, в соответствии с темами контрольных работ. В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
знать/понимать:
З1 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
З2 - основные исторические термины и даты;
З3 - периодизацию всемирной и отечественной истории;
З4 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З5 - историческую обусловленность современных общественных процессов;
З6 - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
У1 - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
У2 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
У3 - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У4 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У5 - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
У6 - давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
У7 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У8 - определять историческое значение явлений и событий прошлого;
У9 - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
У10 - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У11 - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Объекты оценивания[1] | Показатели | Критерии | Тип задания; № задания[2] | Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) |
З1, З2, З3. У4, У5. | -правильная трактовка исторических терминов; -безошибочное определение даты исторического события; -установлены причинно-следственные связи между явлениями; | 1 балл За каждый правильный ответ из блока «А» 2 балла За каждый правильный ответ из блока «Б». | Вопросы №1-№22 из блока «А» Задание №1-№10 из блока «Б». | Дифференцированный зачет |
З4, З5, З6 У4,У5,У6,У7,У8,У9. | -дана оценка исторического события в контексте мировой истории; -правильно определены ключевые персоналии освещаемой эпохи; -названы верно проводимые реформы и/или события в описываемом вопросе; | 0-8 баллов за правильное выполнение блока «С». | Задание блока «С». | |
Итого 50 баллов. |
Сформированность у студентов У1-У3 проверяется при выполнении практических работ на протяжении всего периода обучения (текущий контроль).
1). Тестовые задания представлены в 2 равнозначных вариантах. Задания в тестах разделены на 3 блока:
Блок "А" состоит из 22 вопросов, содержащих задания на выбор единственно верного ответа (ответ оценивается в один балл);
Блок "Б" состоит из 10 вопросов, содержащих задания, ответы на которые требуют написания пропущенного слова или окончания предложения (ответ оценивается в два балла).
Блок «С» представляет собой список тем (Приложение 2), из которых студент случайным образом выбирает одну тему и освещает ее по следующей схеме:
· Хронологические рамки периода или исторического события (2 балла)
· Персоналии (2 бала)
· Реформы или основные события (2 балла)
· Значение события в контексте мировой истории (2 балла)
Таким образом, ответ оценивается в соответствии с представленной схемой от 0 до 8 баллов.
Тест имеет инструкцию по выполнению, текст задания и бланк ответов (Приложение 3).
Критерии оценки знаний студентов (по результатам интегрированного тестирования):
Процент правильных ответов, % | Количество баллов | Оценка знаний |
100-85 | 50-43 | 5 «отлично» |
84-75 | 42-38 | 4 «хорошо» |
74-65 | 37-33 | 3 «удовлетворительно» |
Менее 64 | 32-0 | 2 «неудовлетворительно» |
Задания вариантов соответствуют друг другу по объему, форме представленных позиций.
Время на подготовку и выполнение для студента:
· подготовка 1 мин.;
· выполнение 44 мин.;
Приложение 1.
Вариант 1
Инструкция:
Тест по дисциплине «История» состоит из 3 блоков.
За каждый правильный ответ в блоке «А» вы получаете 1 балл, за каждый правильный ответ в блоке «Б» 2 балла. В блоке «С» вам необходимо освятить тему, которую вы вытянули по следующей схеме:
• Хронологические рамки периода или исторического события (2 балла)
• Персоналии (2 бала)
• Реформы или основные события (2 балла)
• Значение события в контексте мировой истории (2 балла)
Таким образом, ответ оценивается в соответствии с представленной схемой -0 до 8 баллов.
Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они записаны. Если задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. Затем Вы можете вернуться к пропущенным вопросам и попытаться на них ответить. Правильные ответы запишите на листах «Бланк ответа».
Блок «А».
Выберите один из представленных вариантов ответа.
1 | Верховной властью в Новгороде обладал(о): а) вече б) князь в) совет бояр г) глава новгородской церкви | 12 | В VIII в. у арабов образовалось государство: а) каганат б) халифат в) королевство г) империя |
2 | Лидером какой партии являлся и является В.В.Жириновский? а) «Демократическая Россия» б) КПРФ в) ЛДПР г) «Яблоко» | 13 | Ордынское войско на Куликовом поле возглавил хан: а) Узбек б) Арапша в) Мамай г) Едигей |
3 | К античным цивилизациям относят: а) цивилизацию Древней Греции б) цивилизацию Древнего Рима в) эллинистические цивилизации г) все перечисленные выше | 14 | «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в 1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г. |
4 | Что из названного относят к причинам Великого переселения народов IV-VII вв.? а) вторжение гуннов б) распад Римской империи в) принятие римлянами в качестве государственной религии христианства г) упадок городов Римской империи | 15 | Столица Византийской империи: а) Стамбул б) Мекка в) Константинополь г) Александрия |
5 | Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера? 1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита; 4) Иван III. | 16 | Какая страна не входила в Тройственный союз? а) США б) Германия в) Австро-Венгрия г) Турция |
6 | Когда происходило Великое переселение народов? а) I-IIIвв. б) IV-VIIвв. в) V-VIIвв. г) II-IVвв. | 17 | Что стало поводом к Первой мировой войне? а) Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда б) Стремление Англии уничтожить Францию – своего главного конкурента в) Стремление России стать колониальной державой г) Стремление Германии начать борьбу за передел колоний |
7 | Крещение Руси связано с именем: а) князя Ярослава Мудрого б) князя Святослава в) князя Владимира Святославовича г) княгини Ольги | 18 | Одной из причин войны за независимость стало введение в колониях: а) церковной десятины б) почтовой пошлины в) гербового сбора г) налогов |
8 | Первая битва русских дружин с монголами произошла: а) в 1223 г. на Калке б) в 1237 г. на Рязанской земле в) в 1238 г. на реке Сить г) в 1227г. в г.Козельске | 19 | Против чего были направлены 95 тезисов Мартина Лютера? а) против индульгенции; б) против церковной десятины; в) против папства; г) против инквизиции. |
9 | Укажите год, с которым связано начало династии Романовых: 1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613. | 20 | Основная причина возникновения и распространения фашизма в Европе: а) личный авторитет фашистских лидеров б) финансовая помощь мировой буржуазии в) мировой экономический кризис г) ухудшение положения и обнищание основной массы народа |
10 | Отказ в начале 1990-х гг. от государственного регулирования большинства цен называется: А) приватизацией В) национализацией Б) инфляцией Г) либерализацией | 21 | Какое событие Второй мировой войны принято считать открытием союзниками второго фронта? а) высадку войск США в Северной Африке в 1942 г. б) высадку англо-американских войск в Италии в 1943 г. в) высадку англо-американских войск во Франции в 1944 г. г) битву за Москву |
11 | Первое летописное упоминание о Москве: а) 1125 г. б) 1132 г. в) 1147 г. г) 1157 г. | 22 | Какие страны стали постоянными членами совета Безопасности а) СССР, США, Англия, Франция, Китай б) СССР, США, Англия, Германия, Япония в) СССР, США, Китай, Индия, Польша г)СССР, Украина, Китай, Индия |
Блок «Б».
Продолжите предложение.
Тип хозяйства, ориентированный на удовлетворение только внутренних потребностей это …
Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъёма экономики это …
Вмешательство одного государства во внутренние дела другого это …
Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах это …
Система заготовок сельхозпродуктов в период “военного коммунизма”, установлена после введения продовольственной диктатуры это …
Крупное земельное владение, полученное за военную службу и передаваемое по наследству, называлось …
Уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам это …
Группа германских племен разоривших Рим в 455г. …
Военно-политический блок государств в годы Первой мировой войны, включавший в себя: Германию, Австро-Венгрию, Италию это …
После речи У. Черчилля в г. Фултоне 5 марта 1946 г. выражение “…” стало использоваться для обозначения “стены”, разделяющей капитализм и социализм.
Блок «С»
• Хронологические рамки периода или исторического события
• Персоналии
• Реформы или основные события
• Значение события в контексте мировой истории
Вариант 2
Инструкция:
Тест по дисциплине «История» состоит из 3 блоков.
За каждый правильный ответ в блоке «А» вы получаете 1 балл, за каждый правильный ответ в блоке «Б»- 2 балла. В блоке «С» вам необходимо освятить тему, которую вы вытянули по следующей схеме:
• Хронологические рамки периода или исторического события (2 балла)
• Персоналии (2 бала)
• Реформы или основные события (2 балла)
• Значение события в контексте мировой истории (2 балла)
Таким образом, ответ оценивается в соответствии с представленной схемой -0 до 8 баллов.
Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они записаны. Если задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. Затем Вы можете вернуться к пропущенным вопросам и попытаться на них ответить. Правильные ответы запишите на листах «Бланк ответа».
Блок «А».
Выберите один из представленных вариантов ответа.
1 | Вторым президентом Российской Федерации был: а) Д.А.Медведев б) В.В.Путин в) М.С.Горбачев г) Б.Н.Ельцин | 12 | Переход к индустриальному обществу называется: А) индустриализацией В) модернизацией Б) промышленным переворотом Г) цивилизацией |
2 | Автор Декларации независимости США: а) Д.Вашингтон б) Т.Джеферсон в) Т.Мюнцер г) П.Столыпин | 13 | По преданию, князь Рюрик со своей дружиной вначале обосновался в городе: а) Ладога б) Изборск в) Киев г) Новгород |
3 | Система двоевластия существовала в стране в: А) феврале-сентябре 1917г. В) феврале-октябре 1917г. Б) марте-июле1917г. Г) марте-августе 1918г. | 14 | Средневековая книга представляла собой: а) папирусный сверток; б) ровно сложенные листы расщепленного бамбука; в) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера; г) стопку глиняных табличек. |
4 | Что из названного относят к причинам разделения христианской церкви на Западную и Восточную? а) начало крестовых походов б) разногласия в понимании важных положений вероучения в) распад империи Карла Великого г) натиск на Византию турок-сельджуков | 15 | В каком году пала Западная Римская империя? а) 476 г. б) 410 г. в) 455 г. г) 395 г. |
5 | Большую роль в жизни восточных славян играло бортничество, то есть: а) производство глиняной посуды б) выделка шкурок пушного зверя в) сбор дикого мёда г) ловля сетями и неводом рыбы | 16 | Столица Византийской империи: а) Стамбул б) Мекка в) Константинополь г) Александрия |
6 | 9. Ислам возник в Аравии а) в VII в. б) в VI в. в) в I в. г) в IV в. | 17 | Назовите страны, вошедшие в состав Антанты а) Англия, Япония, США б) Германия, Италия, Австро-Венгрия в) Англия, Франция, Россия г)Англия. Китай, Индия |
7 | С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве: а) Изяслава Ярославича б) Мстислава Владимировича в) Юрия Долгорукого г) Юрия Всеволодовича | 18 | Назовите дату начала второй мировой войны: а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1941 г.; в) 10 мая 1940 г г) 16 января 1944г. |
8 | 15. Невская битва произошла в: а) 1219 г. б) 1240 г в) 1234 г. г) 1242 г. | 19 | Как называется политический режим, устанавливающий полный контроль за всеми сферами жизни общества? а) Авторитаризм б) Тоталитаризм в) Либерализм г) Национализм |
9 | В отношениях герцога и барона барон был: а) вассалом б) сеньором в) рыцарем г) пером (равным) | 20 | Даты первой мировой войны… а) 1914-1917 б) 1914-1918 в) 1915-1918 г) 1914-1919 |
10 | К истории Византийской империи не имеет отношения: а) создание кодекса законов б) заключение торговых договоров с Русью в) строительство храма Святой Софии г) разгром столицы варварами | 21 | Русская армия взяла Париж в: а) 1812 г. б) 1813 г. в) 1814 г. г) 1861г. |
11 | Название религии арабов, которая способствовала объединению государства: а) язычество б) ислам в) христианство г) буддизм | 22 | План «Барбаросса» говорил о нападении Германии на: а) Францию б) Великобританию в) Польшу г) СССР. |
Блок «Б».
Продолжите предложение.
Отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение это …
Процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР это …
Документ, выдаваемый за плату католической церковью в Средние века о прощении грехов это …
Представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщик налогов это …
Насильственный захват победителем части территории побежденного государства это …
Серия военных походов в XI—XV вв. из Западной Европы против мусульман называется …
Члены крайне правых организаций в России в 1905-1917, выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма это …
Рост городов, сопровождающийся увеличением городского населения это …
Блок, военный союз государств, сложившийся в XX в. (1904) первоначально из двух держав: Англии и Франции. В 1907 г. к нему присоединилась Россия, и объединение получило название “Тройственное согласие» это …
Участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х – первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания это…
Блок «С»
• Хронологические рамки периода или исторического события
• Персоналии
• Реформы или основные события
• Значение события в контексте мировой истории
Приложение 2.
Список тем, для блока «С».
1. Эпоха Дворцовых переворотов
2. Отечественная война 1812г
3. Первая мировая война
4. Вторая мировая война
5. Реформация в Германии
6. Холодная война
7. Движение декабристов
8. Общественное движение 30-50 гг XIX в.
9. Великие географические открытия
10. Крестовые походы
11. Правление Юстиниана
12. Деятельность пророка Мухаммеда
13. Русско-Японская война
14. Великая Французская революция
15. Крещение Руси
16. Абсолютизм в Европе
17. Война за независимость США.
18. Северная война.
19. Смутное время.
20. Промышленный переворот в Европе.
21. «Великая депрессия».
22. Правление первых Киевских князей.
23. Ордынское иго на Руси.
24. Оттепель.
25. Образование СССР
26. Опричнина.
27. Межвоенное двадцатилетие.
28. Научно-техническая революция.
29. Гражданская война в России.
30. Россия на современном этапе.
Приложение 3
Бланк ответа
Ф.И.О | Группа | ||||||
Блок «А» | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
Блок «Б» | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | ||||
5. | 6. | 7. | 8. | ||||
Блок «С» | |||||||
|
Приложение 4
Перечень заданий для практических занятий и заданий для самостоятельного выполнения на учебных занятиях
№ темы занятия | Название темы самостоятельного занятия |
Тема 1.1: | Составление таблицы "Проблемы антропогенеза и пути их решения". Сравнительная характеристика присваивающего и производящего хозяйства с позиций развития человека и общества |
Тема 2.1: | Развитие религиозных представлений у египтян Социально-экономический анализ законов Хаммурапи. |
Тема 2.1: | Варны и касты в Древней Индии (общая характеристика). Возникновение и деятельность Великого шелкового пути. |
Тема 2.2: | Походы Александра Македонского. Эллинистические государства. Выявление причин гибели Западной Римской империи. |
Тема 3.3: | Японские рыцари - самураи и оценка их деятельности в средневековой Японии. Жизнеописание Будды. |
Тема 3.1: | Духовно-рыцарские ордена и крестовые походы. Составление кроссворда по теме:"Исламский мир в средние века". |
Тема 3.1: | Причины Великого переселения народов. Сравнительная характеристика сословий феодального общества по критериям, предлагаемым самими студентами |
Тема 3.4: | Сравнительная характеристика средневековой культуры |
Тема 4.1: | Славянский пантеон и языческие обряды. Заполнение контурной карты "Восточная Европа к началу IXв." |
Тема 4.2: | Анализ взаимодействия язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Анализ точек зрения на природу государственности на Руси. |
Тема 4.3: | Анализ текста "Слово о полку Игореве". |
Тема 4.4: | Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. |
Тема 5.4: | Оценка учащимися последствий церковного раскола в России. Составление презентации "Шатровый стиль в русской архитектуре". |
Тема 6.1: | Проанализировать роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. |
Тема 6.2: | Анализ причин колониальной экспансии европейцев. |
Контрольная работа №2 | Провести сравнительную характеристику лютеранства, протестантизма, кальвинизма. |
Контрольная работа №2 | Особенности просвещенного абсолютизма в Австрии, Пруссии, России. |
Контрольная работа №2 | Культурные новшества периода Революции. |
Тема 7.1: | Оценка восприятия «преображенной России» современниками. |
Тема 7.2: | Анализ последствий получения выхода к Черному морю. Золотой век» российского дворянства – благо для страны или тяжелое бремя? |
Тема 9.1: | Движение за эмансипацию женщин. |
Тема 10.1: | Восстание декабристов: историческая случайность или необходимость? |
Тема 10.1 | Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. |
Тема 10.3: | Отмена крепостного права: историческая закономерность или вынужденная мера? |
Тема 11.1: | Создание I Интернационала. |
Тема 11.3: | «Союз трех императоров». |
Тема 11.1: | Сравнительная характеристика русского и зарубежного либерализма. |
Тема 13.1: | Реакция США на возникновение агрессоров в Европе. |
Тема 12.3: | Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Создание советской системы образования. |
Тема 12.3: | Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. |
Тема 13.3: | Сравнительная характеристика причин Первой и Второй мировых войн. |
Тема 13.3: | Характеристика подготовки СССР к войне, раскрытие достижений и недостатков этой работы, влияния социально-экономического строя и политического режима страны на этот процесс. |
Тема 15.2: | Оценка событий мая 1968 г. |
Тема 15.1: | Сравнить судьбу постколониальных стран. |
Тема 15.1: | Смысл и цели "шоковой терапии" |
Тема 15.4: | Советский человек в послевоенный период: быт, культура, образование. |
Тема 15.4: | Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей. |
Тема 15.4: | Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. |
Приложение 5
Методы и формы контроля.
В процессе изучения истории предусмотрены несколько форм контроля: текущий, рубежный, итоговый по теме (контрольная работа).
Текущий контроль предназначен для определения качества знаний студентов в усвоении изучаемого материала. Проводиться в различной форме – письменной (тестирование), устной, работе с картой, предоставлении презентаций.
Рубежный контроль предполагает выполнение зачетных работ по теме. Проводиться в различной форме – письменной (тестирование), устной, защита проекта.
Итоговый контроль проводится в форме экзамена, защиты исследовательской работы, который включает в себя проверку теоретических знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения дисциплины.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | Отлично |
80 ÷ 89 | 4 | Хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | Удовлетворительно |
менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
Тесты
Дата: 2019-02-19, просмотров: 311.