Неизвестный катакомбный Епископ:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

“Здесь уместно припомнить слова одного современника нам — святителя Христова и исповедника православной веры. Некая женщина приступала к нему и вопрошала его о том, можно ли ей ходить на богослужения в храмы “Московской патриархии”. “Зачем же туда ходить, — ответил ей святитель, — если там нет благодати Христовой, которой только одной и освящается и просвещается всякий человек, грядущий в мир?” Но сия женщина не унималась и опять стала вопрошать Владыку, говоря: “Когда я хожу в открытые храмы, то под влиянием тамошней обстановки, любимой с детства, у меня является жажда молитвы и умиление сердца.” И на сие Владыка ей ответил: “Если в этих храмах нет Духа благодати Божественной, то там непременно и несомненно есть веяние иного духа, противного Христу. Поэтому ваше посещение таких храмов не может привести к Богу и принести духовной пользы, но вред душе принять вы там можете. Чувство мнимой духовной теплоты, ощущаемое там некоторыми, может быть признаком самообольщения...”

 

Пытливая жена опять приступила ко Владыке и опять вопрошала его: “Неужели мне будет грешно, Владыко, если я немного утешусь зрением церковной обстановки, послушаю церковное песнопение, исполняемое прекрасным хором, увижу ярко-освященный храм и в нем множество людей? ” И опять отвечал ей святитель Божий: “Разве вы не видите воли Божнен в том, что ныне не услаждением духовными благами здесь на земле надлежит Нам спасаться, а глубоким сознанием себя недостойными принимать их. И этих духовных утешений вы напрасно будете искать в открытых храмах. Там вместо духовного дается душевное, эстетическое наслаждение. А некоторые сего не разбирают, и принимают его как духовное. А ведь за душевным наслаждением и неверующие стремятся. Мне очень больно глядеть на тех христиан, которые бегают по храмам в поисках этого эстетического удовольствия. Мне грустно видеть, что у подобных христиан пока отсутствует интерес к основным задачам христианства. Грустно за то, что эти христиане добычу эстетического удовольствия ставят выше духовно-нравственного удовлетворения. Ведь эти люди еще не озабочены спасением души своей. Кто же всем сердцем ищет спасения, тот ищет только благодати Христовой. А она пребывает только в истинной Церкви Христовой”, — таковы были слова упоминаемого нами Владыки.”  (75)

 

***

 

Исповедник проф. И. М. Андреев:

 

“Посмотрим С ОСОБЫМ ВНИМАНИЕМ что говорится, в защиту благодатности советской церкви... Эти аргументы следующие. Измученный, изстрадавшийся, несчастный русский народ идет в советские открытые храмы, чтобы получить там утешение. Вот ради этих многомиллионных народных масс, приносящих в церковь веру, свои молитвы, свои скорби, свои слезы, может быть, и сохраняется в советской церкви благодать и совершаются таинства, несмотря на то. что Высшая церковная иерархия погрешила, войдя в компромисс с сов. Государством. Приходящие в советские храмы слышат богослужения, на которых читают Евангельские слова, молятся на чудотворные иконы, умиляются дивным церковным песнопением, каются в грехах и со страхом Божиим подходят к Св, Чаше, чтобы приобщиться Св. Тайн. Ради них, ради этих простых верующих людей, не разбирающихся в сложных и тонких богословских вопросах, не понимающих и часто ничего не знающих о юрисдикционных разногласиях у духовенства, может быть, и совершаются Св. Таинства ? Неужели милосердый Господь не даст этим простым, наивным, бесхитростным, просто по-детски верующим людям никакого утешения?...

 

Попробуем ответить на все эти возражения.

 

Прежде всего: благодать и совершение таинств не зависят от “достоинства” или “недостоинства” воспринимающих их. От “достоинства” или “недостоинства” зависит лишь ДЕЙСТВИЕ ЭТИХ таинств на ИХ души. Для чего же были установлены св. каноны и св. догматы? Для чего шла борьба с ересями?

 

В безблагодатной церкви благодать не появится только от того, что в эту церковь войдут верующие, но обманутые люди. В “живую” и “обновленческую” церковь тоже, ведь иногда заходили “простые верующие люди”, не разбиравшиеся в “богословских тонкостях” и ничего не понимающие в вопросах юрисдикции. Неужели ради них там совершались св. таинства ?

 

Если “измученный, изстрадавшийся, несчастный русский народ” идет с великой скорбью и слезами, с жаждой утешения в советские храмы, то он, конечно, утешение там получает. Но какое это утешение? Духовное или душевное? Благодатное или просто психологическое? Утешение через св. таинства благодати или через простой моральный “катарсис”? Ведь и исповедь может быть только психологической (которую изучает психоанализ), а может быть и таинством покаяния. Можно молиться и плакать, и сокрушаться о грехах у себя дома и получать от Бога и утешение, и умиление и прощение многих прегрешений. То, что зависит от самого человека, от силы его молитвы и искренности его покаяния, он получает как дома, так и в безблагодатной церкви. А вот того, что зависит от благодати св. таинств благодатной Церкви и ее иерархии — он в советской церкви, если она безблагодатна, получить не может.

 

Советская церковь сохранила не только ОДЕЖДЫ Русской Православной Церкви (внешний вид храма, внешнюю сторону богослужения), но и ТЕЛО ЕЕ (обрядовая сторона и формальная церковная организация) и даже ДУШУ ЕЕ (душевные переживания молящихся), но не ДУХ Православия, ДУХ ХРИСТОВОЙ ПРАВДЫ, который животворит и душу, и тело. А ведь сказано: “Духа не угашайте” (1 Фее. 5, 19). Безблагодатная церковь страшна не для ДУШЕВНЫХ ЛЮДЕЙ (ибо они получают то душевное утешение и удовлетворение, которого они ТОЛЬКО и ищут), а для ДУХОВНЫХ, которые ищут чисто ДУХОВНОГО благодатного утешения в св. таинствах — и не находят.

 

Душевные слезы приносят и душевные утешения в сов. храмах. Эстетические восприятия благолепия храма и прекрасного церковного пения — приносят и эстетическое услаждение в этих храмах, но ДУХОВНЫЕ слезы, жаждущие таинственной благодатной помощи свыше — утерты в советской церкви быть не могут. Вот почему люди духовные, “живущие в церкви”, а не заходящие в нее только — духовно задыхаются в советских храмах, потому что не могут не чувствовать ЛЖИ И ОБМАНА, ФАЛЬШИ и других мерзостей духовного “запустения” на святом месте.

 

Указание на то, что “простые верующие люди” не разбираются в сложных богословских вопросах и юрисдикционных тонкостях — не является ни заслугой этих “простоверующих”, ни защитой благодагности советской церкви.

 

Для понимания и ощущения благодатности вовсе не требуется непременно быть образованным в богословских и философских вопросах. Наоборот, слишком большая образованность часто мешает человеку понять простоту благодатной истины (как это мы видим из примера Бердяева, Мережковского и др.). Честный, целомудренный ум, не полагающийся на себя, а питающийся умом Христовым, и чистое любвеобильное Христовою любовью сердце — вот православные условия трезвенности и рассуждения, помогающие верующему церковному человеку правильно разбираться решительно во всех вопросах. Кто “живет в Церкви” и дышит ароматом ее таинств, кто имеет в себе хоть каплю ДУХОВНОСТИ, тот не может не разбираться как в “сложных богословских вопросах”, так и в “юрисдикнионных тонкостях”, ибо в этих-то тонкостях и определяется — ГДЕ ИСТИНА И ГДЕ ЛОЖЬ ...

 

“Дух дышет, где хочет”. Всемогущий Господь может, когда захочет, нарушить и “естества чин”. Благодать Духа Святого может проявиться везде. Дети играли в св. Евхаристию — и Дух Святый совершил вдруг св. таинство. Смеясь и глумясь над христианами, пародировал св. таинство крещения один язычник в цирке, и вдруг — св. таинство совершилось (Св. Перфурий). Господь может сотворить чудо и в советской церкви — и совершить там св. таинство Евхаристии. Но ни детскую игру, ни цирк, ни советскую церковь мы не можем от этого признать постоянным благодатным учреждением”. (76)

 

***

 

Св. Новомученик Архиепископ Гдовский Димитрии (Любимов).

 

В постановлении митр. Сергия о епископах Димитрии Гдовском и Сергии Корпорском говорится, что св. Димитрий называл “храмы, поминающие митр. Сергия "новообновленческими", а православных пастырей безблагодатными” и что один из таких храмов “публично называл храмом сатаны” (77)

 

***

 

Св. Новомученик монах Сергий:

 

“ Не ходите в открытые храмы. Они уже не наши. Все священники, в них служащие, “подписались” быть послушными советской власти во всем... Даже на паперть ступать не следует, потому что услышите пение и чтение и подумаете, что все здесь по-старому, и зайдете. А уж как зашли, так и все. — Там и остались! ” (78)

 

***

 

Из Жизнеописания св. Новомученика схиигумена Феодосия Иерусалимского, старца Минводского:

 

“Советскую "церковь" "сергианскую" схиигумен Феодосий никогда не признавал и в нее он никогда не ходил... Но однажды его начали усиленно приглашать те "священники", которых он не признавал таковыми, хотя бы придти в храм посмотреть, что все у них "по-старому". И старец отправился, везя за собой саночки. Была зима. Он с трудом добирался. И уже у самого храма поскользнулся, упал и сильно разбился. Его окровавленным доставили домой… Так Господь показал на этом праведнике, что даже и заходить в храм тех, кто признает советскую власть властью "от Бога", — даже заходить в такой храм нельзя” (79)

 

*** *** ***

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимо учесть, что после обнародования печально известной Декларации Митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. далеко не все Свв. Новомученики и Исповедники Российские сразу же высказались в категорической форме о самом сергианстве и по поводу благодати святых Таинств в Московской Патриархии. Основной причиной этого была надежда на церковное покаяние Митрополита Сергия и на созыв канонического Поместного Собора Русской Православной Церкви. Однако уже к концу 30 — началу 40 гг., убедившись в тщетности своих ожиданий и воочию узрев плоды сергианства, практически все оставшиеся в живых страдальцы за веру Христову были в этих вопросах однозначно единомысленны.

 

Что же касается современной Московской Патриархии, то грех сергианства в ней не только не исчез, но умножился и углубился до невиданных размеров. На наших глазах происходит чудовищное слияние Московской Патриархии с так называемыми демократическими государственными структурами, равно как и со всякого рода преступными и финансовыми группировками. К этому нужно прибавить принятую Московской Патриархией в 1961 г. ересь экуменизма, к которой причастны все без исключения чада Московской Патриархии, независимо от их личной позиции. Ведь Церковь — это единое Тело Христово, где нельзя отделить один член от другого и где все ответственны за всех. Посему даже противники сергианства и экуменизма через литургическое общение со своими архиереями-еретиками (во главе с самим лже-патриархом) становятся с ними единым целым. Так учит Святая Церковь устами Свв. Отцов: “С теми, кто делает вид, что исповедует звук Православной веры, но находится в союзе с теми, кто держится других мнений, и не внемлет предостережениям, продолжая упорствовать, вы не только не должны иметь общения, но даже не должны называть их братьями” (Св. Василий Великий).

 

Что же нам делать и куда идти ? Закончим словами С. А. Нилуса из его известного письма ко Л. А. Орлову от 9 - 11 февраля 1928 г.:

 

“ По глубочайшему моему убеждению, Истинная Церковь Христова, “Жена, облеченная в солнце” (Апок. XII, I), уже находится в пустыне... А в пустыне что же иного делать, как только молиться ? Господи, помилуй! Господи, помилуй! Пока есть и храм Божий не от “Церкви лукавнующих”, ходи, когда можно, в церковь, а нет — молись дома; если же и домашние — враги человеку, то молись в клети сердца ... Скажете: а причащаться где ? У кого ? Отвечу: Господь укажет, или же Ангел причастит, ибо в Церкви лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних ... Веруем, что за веру нашу Господь пошлет нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму. Так веруем. Так исповедуем ... ”.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Ссылки и примечания

 

Часть I

 

1. Виталий (Максименко), архиепископ. Мотивы моей жизни. Джорданвиль, 1955 г., с. 25

 

2. Письмо митр. Иосифа (Петровых) еп. Гдовскому Димитрию (Любимову) по поводу “капитуляции” ярославской оппозиции от 21 июля / 6 августа 1928 г. // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти 1917-1943. М. 1994. С.619.

 

3. Послание Архиеп. Пахомия и Еп. Аверкия (конец 1927 г.) // Б-Л. Епископы — исповедники. Сан-Францисско 1971,с. 14.

 

4. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. Т.2. Джорд. 1957, с, 91.

 

5. Антонов В.В. Важное письмо Митрополита Кирилла. // “Русский пастырь”, 1994 № 19.

 

6. См.: Е.Л. Цит, соч., с. 77-80,

 

7. 2-е письма Митр. Петра Митр. Сергию от 26 фев. 1930 г. // Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. Тверь 1996, с. 511,

 

8. Заявление Митр. Петра Менжинскому от 27 марта 1931 г. // Там же, с. 361.

 

9. Польский М., протопресв. Цит. соч., с. 287-288.

 

10. Андреев И.М., проф. Воспоминания о Катакомбной Церкви в СССР. // Пантелеймон, архим. Луч света в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия. Джорд. 1970, Ч. 2, с.123.

 

11. См.: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Имка-пресс. 1977, с. 590.

 

12. Епифаний (Чернов), схимонах Церк. Катакомбная на земле Российской. Машинопись, с. 85, 89.

 

13. Архиеп. Иувеналий был арестован 22 янв. 1936 г. и обвинялся а том, что "давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение" (Свящмуч. Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. М. 1995, с. 16).

 

14. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. М. 1991, с.82-84.

 

15. Акты П. Тихона..., с. 291.

 

16. Добротолюбие, Т. 4, М. 1901. с. 624. — Вообще св. Отцы о приобщении еретическим причастием учат: 'Требы их, яко хлеб жалости им, вси ядущии тыя сквенятся'' (Свящ.муч. Киприан Карф.). "Приношение их является не как служение Богу, а как пища демонов" (Бл. Иероним Стридонский). "Всею силою да хранимся, ниже приимати причастие еретиков" (Преп. Иоанн Дамаскин),

 

17. Рап-оЬ^а ОпешаПк, Уо1. 17, р. 303.

 

18. Макарий (Булгаков), епископ. Православно-догматическое богословие. Т. 2, Спб. 1857, с. 242-243.

 

19. Догматические послания православных иерархов ХVП - ХIХ веков о Православной Вере, с. 181.

 

20. Там же, с. 159.

 

21. Макарий (Булгаков), еп. Цит. соч., с. 176.

 

22. Догматические послания..., с. 158-159.

 

23. Писания Мужей Апостольских. Спб 1895, с. 305. 44

 

24. Макарий (Булгаков), еп. Цит. соч., с-174—175.

 

25. Вениамин (Краснопевков), архиепископ. Новая скрижаль. Спб. 1899, с. 260.

 

26. Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник, Ч. 3. Казань. 1 896, с. 208.

 

27. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слова и речи. Т. 5. М. 1885, с. 247.

 

28. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. Вечное, 1965, с. 58.

 

29. Цнт. по: Лазарь, архим. Таинство исповеди. М. 1995, с. 334.

 

30. Основа Православия в единомыслии. Слово Еп. Феофана в Неделю Православия, 8 марта 1864 г. // "Санкт-Петербургскиеепарх. ведомости". Вып. 13.

 

31 Пред судом Божиим. Русская Православная Зарубежная Церковь и Московская Патриархия. Монреаль 1990, с. 16.

 

32. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М. 1892, с. 8.

 

33. “Киевское Воззвание” (сент, 1927 г.) // Пантелеймон, архим. Луч света... Ч. 2. с. 24.

 

34. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М. 1892, с. 73.

 

35. Цит. по: Сельский Т., свящ. Против течения. 1994, с-61.

 

36. Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М. 1892, с. 98.

 

37. Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ее к новому стилю. Джорд, 1989, с. 13.

 

38. В С.-Петербурге, например, лже-старец о. Василий Лесняк сотрудничал на сеансах “исцеления” с экстрасенсом Г.И.Григорьевым, использовавшим методы “кодирования” и гипноза. Деятельность Григорьева была лично благословлена также такими известными “старцами” как архим. Иоанн Крестьянкин и о. Николай Гурьянов с о-ва Залив Псковской области. Сам “святой старец” Митр. Иоанн лично благословил деятельность экстрасенса А. Ильина, "контактерши" Афанасьевой и академика-сатаниста Н. Бехтеревой, которая писала: "Против целебно-вредящих влияний на расстоянии выступила наша Церковь, против реанимационных феноменов — американский вариант ортодоксальной Церкви. Однако, Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Пстербургский и Ладожский заинтересовался нашими мыслями о прорыве в очень труднопознаваемые области науки. В соответствии с формулами, принятыми в Церкви, Владыка неожиданно для меня произнес: "Благословляю Вас на эти исследования”.("Н.Л.О.", 1996, № 12, с. 2).

 

39. Преп, Иоанн Кассиан Римлянин. Писания, с. 444.

 

40. Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т. 2. Киев. 1891, с. 176-199.

 

41. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери, 1993, с. 584.

 

42. Цит. по: Иванов С-Л. Византийское юродство. М. 1994, с. 145-146.

 

43. “Вести”, 1995, № 79. — Газета "Церковность" (№ 1, 1994) сообщила, что Патриарх Алексий в спешном порядке приказал вернуть Чудотворную Икону обратно в музей, ибо она, буквально на глазах, стала портиться.

 

44. Игнатий (Брянчанинов), еп. Понятие о ереси и расколе. // “Богосл.труды”, № 32, М. 1996, с. 288.

 

45. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. Сортавала. 1993, с. 184-185.

 

46. Там же, с. 197.

 

47. Письмо еп. Афанасия (Сахарова) духовным чадам от 9/22 мая 1955 г. // “К свету”, №13, с.97.

 

48. Блаж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. Ч. 2. Казань, 1906, с. 149.

 

49. Цит. по : Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов. Спб. 1994, с. 237.

 

50. Там же.

 

51. Послание Патриарха Тихона от 19янв./2 февр. 1918 г.//Акты И. Тихона..., с. 83.

 

52. “Православное обозрение”, 1980, № 51.

 

53. Послание Патриарха Тихона от 23 нояб./6дек. 1922 г.//Акты П. Тихона,.., с. 221.

 

54. Письмо митрополита Филарета (Вознесенского) отцу Н. от 26 июня / 9июля 1980 г. // “Русское Православие”, 1996, № 4.

 

55. Антоний (Синкевич), архиепископ. Почему Московская Патриархия безблагодатна? // “Русские Православие”, 1996, № 3.

 

56. Нитон (Рклицкий), архиеп. Патриарх Тихон. //“Православный путь”, 1975, с, 37,42.

 

57. Феофан Загворник, епископ. Толкование послания св. Апостола Павла к Галатам. М. 1893, с. 70.

 

58. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1, Спб. 1911, с.247.

 

59. Акты П. Тихона..., с. 644.

 

60. Там же, с. 647,

 

61. Регельсон Л., Цит. соч., с. 169.

 

62. Вениамин (Федченков), митрополит. Сорокоуст на Родине. // “К свету”, № 3, с. 92.

 

63. Цит. по: Пред судом Божиим..., с. 11.

 

64. Пимен, Патриарх Московский и веся Руси. Слова, речи, послания, обращения. Т. 2. М. 1985, с.438.

 

ЧАСТЬ II

 

1. Документ из Киева — разбор послания митр. Сергия, (сент. 1927 г.) // Пантелеймон архимандрит. Луч света... Ч. 2, с. 18, 21. 23.

 

2. Письма катакомбного Р.епископа А. к Ф.М. (1947-49 г-г). Письмо 4-е // “Рус. Православие”1996, №4.

 

3. Заявление серпуховского духовенства митр. Сергию об отложении от него. 17 / 30 дек. 1927 г. // Акты П. Тихона.,., с. 547. 11ротопрссв. М.Польский полагает, что .этот документ, вероятно, “составлен не без влияния, редакции и даже авторства Епископа Максима (Жижилснко)”. — Новые муч-ки Российские. Т.2, с. 22.

 

4. Письмо прот. Валентина Свенцицко] о митр. Сергию от 30 дек./12 янв. 1928 г. // Там же,с.553.

 

5. Послание Еп. Алексия {Буя) клиру и мирянам Воронежской епархии от 9/22 янв.1928г, //Т же, с. 564

 

6. Послание Архиеп. Серафима Угличского, игумена Буйничского монастыря Могилевской епархии, Июнь 1928 г. // Там же, с. 618.

 

7. Письмо Еп. Павла (Кратирова). О модернизированной Церкви или о Сергиевским “православии”, Май 1928 г. // Иванов П.П. Повомученик Российской Церкви Святитель Павел (Крагнров). Казань 1992, с. 22, 24.

 

8. Неизвестный московский священник. Уста священника. Авг. 1927 г. // Пантелеймон, архим. Луч света.., Ч. 2, с. 46, 47.

 

9. Письмо Еп. Нектария (Трезвинского) от 25 апр. 1928 г. // Неизвестный автор из сов.союза. В объятиях семиглавого змия. Монреаль. 1984, с. 103. 46

 

10. Письмо Митр- Иосифа Петроградского архим. Льву (Егорову). 1928 г. //Акты П.Тихона.с. 561.

 

11. Послание Пп. Алексия (Буя) клиру и мир-м Воронежской епархии от 9 / 22 янв.1928 г . //Т. же, с. 564.

 

12. Послание Архиепископа Пахомия и Епископа Аверкия. 1927 г. // Е.Л. Епископы - Исповедники. Сан-Франциско, 1971, с. 23-

 

13. Машинописный сборник. Личный архив автора. Вероятно, эти слова могли принадлежать св. Новомуч. Архиеп. Серафиму (Звездинскому).

 

14. Андрей (Ухтомский), Архиепископ. История моего старообрядчества. Тетрадь 2-я, 28 фев. 1933 г. // Зеленогорский М, Жизнь и деят-ность Архиепископа Андрея (Князя Ухтомского). М. 1991, с. 216.

 

15. Послание “одного епископа” по вопросу о законности причин, допускающих молитвенно-канонический разрыв с высшей церковной властью. Дек. 1927 г. // Акты П. Тихона, с.554

 

16. Письмо Еп. Виктора (Островидова) Еп, Авраамию (Дернову) от 15 янв. 1928 г. // В объятиях семиглавого змия, с. 104.

 

17. “Письмо к ближним” Епископа Виктора (Островидова), дек, 1927 т. II Акты П. Тихона, с. 543.

 

18. Его же “Послание к пастырям”, февр. 1928 г // Там же, с. 583.

 

19. Неизвестный Моск.свящ. Уста священника. Авг. 1927 г. // Пантелеймон, архим. Луч света.., ч.2, с48.

 

20. Послание 1-е схи-игумена Зосимы Свирской пустыни. 1927 г. Л.а.а.

 

21. Письмо Еп. Димитрия 1 донского дух-тву ст. Сиверская. Дек. 1927 г. // Акты П.Тихона.,..с-.54.1, . . .

 

22. Бго же письмо “к отцам настоятелям” от-4/17 япв. 1928 г. //Там же, с. 560.

 

23. Письмо 3-е Митр. Кирилла Казанского Митр. Сергию от 30 янв, 1930 г. // Бутаков А. Два письма Митрополита Кирилла — “Возвращение”, 1996, № 4(8), с. 25.

 

24. Письмо Еп. Николая Владимирского Митр. Сергию от 7/20 апр. 1928 г // Польский М., протопресв. Каноническое положение Высшей Церковной Власти в СССР и Заграницей. Джорд. 1948,с. 79.

 

25. Того же автора. О Церкви в СССР. Нью-Йорк—Монреаль, 1993. с. 13.

 

26. Андреев И.М., проф. Благодатна ли советская церковь? Джорл. 1948, с. 7

 

27. Епифаний (Чернов), схи-монах. Цит. соч., с. 122, 123.

 

28. Там же, с. 145-146.

 

29. “Письмо к ближним” Еп.Виктора (Островидова). Дек. 1927 г. //Акты П.Тихона..., с.542-543.

 

30. Его же Письмо 2-е Митр. Сергию от 16/29 дек. 1927 г. // Там же, с, 545.

 

31. Письмо Еп. Виктора (Островидова) Еп. Авраамию (Дернову) от 15 янв. 1928 г.// В объятиях семиглавого змия, с.103.

 

32. Письмо Митр. Иосифа Петроградского архим. Льву (Егорову), 1928 г.// Акты П.Тихона—, с. 563.

 

33. Каноническое обоснование “иосифлянами” своего отхода от М. Сергия. Февр. 1928 г. // Т. же. с. 585.

 

34. Письмо Архиеп. Илариона (Троицкого) к Н.Н. от 22 окт./З нояб- 1927 г. // Там же, с.528-529. Неизвестный автор из сов.России в своей книге “В объятиях семиглавого змия” свидетельствует, что эти слова были произнесены некоей блаженной Ксенией из Рыбинска (е- 70).

 

35. Андреев И.М., проф. Цит. соч., с 7-8. 47

 

36. “Всем верным чадам Христовой Церкви”. Воззвание по поводу послания Митр. Сергия об изменении текста ектений (осень 1927 г.). // Пантелеймон, архим. Луч света…,4.2, с. 41, 43, 44.

 

37. Документ из Киева... (сент. 1927 г.). // Там же, с. 23.

 

38. Послание 1-е схи-игумена Зосимы Свирской Пустыни. 1927 г. Л.а-а.

 

39. Письмо Еп. Павла (Кратирова). О модернизированной Церкви или о сергиевснам “православии”. Май 1928 г. //Иванов П.Н. Цит. соч., с 23, 24.

 

40. Послание Еп. Алексия (Буя) к Православному клиру и мирянам Воронежской епархии об отмежевании от митр. Сергия. // Акты П.Тихона..., с. 564.

 

41. Письмо Архиеп. Андрея (Ухтомского) Мелетию, Архиеп. Московскому и всех древле-православных общин от 4 окт. 1932 г. // Зеленогорский М. Цит. соч., с- 230-231.

 

42. Его же послание к братиям от 18 авг, 1928 г. // Там же с 240-241.

 

43. Письмо Еп. Нектария (Трезвинского) от 25 апр. 1928 г. // В объятиях семиглавого змия,с. 102.

 

44. Письмо Еп.Дамаскина Глуховского Митр. Сергию от 25 марта 1929г.//Пред судом Божиим...С. 26

 

45. Машинописный сборник. Л.а.а.

 

46. Письмо 1-е Еп, Павла(Крэтирова)отЗ/16апр. 1928 г.//Иванов П.Н. Цит. соч., с. 28.

 

47. Польский М., протопресв. Положение Церкви в Советской России. Очерки бежавшего из России священника. Спб. 1995, с. 88.

 

48. Документ из Киева (сент. 1927 г.). //Пантелеймон, архим. Луч света... 4.2, с, 23.

 

49. Письмо Архиеп. Илариона (Троицкого) к Н.Н. от 22 окг./ З нояб. 1927 г.//Акты П. Тихона...,с. 525

 

50. Письмо Епископа “отошедшего” к Епископу “неотошедшему”. // Граббе Г., протопресв. Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом Джорд. 1961, с. 104-105. По мнению Епископа Григория (Граббе), авторство этого и предыдущих писем принадлежит перу св. Новомученика Архиеп, Феодора (Поздеевского). Предыдущее письмо, приписываемое Архиеп. Иларнону, имеет название — “Письмо к другу”.

 

51. Архим. Пантелеймон. Жизнь, подвиги, чудеса о. Иоанна Кронштадтского, с. 171.

 

52. Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Т.2- Сан-Франциско. 1969- с. 147-148.

 

53. “Два документа”, // “Православная Русь”, 1994, №18.

 

54. Концсвич И.М. Оптина пустынь и её время. Джорданвилл, 1970- с. 546.

 

55. “Русский паломник”, 1990, № 2, с. 102-103.

 

56. Послание Еп, Виктора (Островидова) 1928 г. // Акты П.Тихона..., с. 634-635.

 

57. Пост.е № 76 Митр. Сергия и Вр- Патр- Свящ. Синода от 29 марта/11 апр 1928 г.//Там же, с. 605.

 

58. Письмо 1-е Митр. Сергия Митр. Кириллу Казанскому от 18 сент. 1929 г .// Там же, с. 647

 

59. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. Т. 2. с. 124.

 

60. Машинописный сборник. Л.а.а.

 

61. Фловский В.А. Епископ Варнава (Беляев), святитель и затворник, принявший подвиг юродства. // “Православная жизнь”, 1993, Х№ 2, с. 20.

 

62. Письмо Еп. ДамаскинаМитр. Сергию от 29 марта 1929 г //Пред судом Божиим,.., с- 22.

 

63. Письмо Митр. Кирилла Казанского неизвестному архипастырю. Фев.1934 г//Акты П. Тих..- с 702.

 

64. Антонов В. Она имела дар утешения... // “Возвращение”, 1995, № 3(7), с. 48.

 

65. Свящ. номученик Епископ Ижевский Синезий (Зарубин)//“Православная жизнь”. 1993. X 2, с. 20.

 

66. Критические замечания Епископа 11авла (Кратирова) по поводу второго послания митр. Сергия. Письмо, фев. 1928 г. // Иванов П.Н. Цит. соч., с. 12.

 

67. Письмо 1-е Епископа Павла {Кратирова) от 3/16 апр- 1928 г. //Там же с. 28.

 

68. Андрей (Ухтомский). Лрхиеп. Историй моего старообрядчества. Тетрадь 2-я. 28 фев. 1933 г. //Зеленогорскнй М Цит, соч., с. 216-217.

 

69. Документ из Киева... (сент. 1927 г.). //Пантелеймон, архим. Луч света... 4.2. с. 22.

 

70. Письмо Митр, Филарета (Вознесенского) Митр. Иринею от 27 фев./12 марта 1975 г. “Православная Русь”, 1975, № 7, с, 7.

 

71. Письмо С.А.Нилуса Л.А.Орлову т 9-11 фев. 1928 г. // Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. Т. 2. М. 1995, с. 204.

 

72. Андреев И.М., проф. Пит. соч., с 22.

 

73. Павел (Кратиров), Епископ. О модернизированной Церкви или о сергиевском “православии”, Письмо, май 1928 г. // Иванов П.Н. Цит. соч., с. 24-25.

 

74. Письмо Еп, Нектария (Трезвинского) от 25 апр- 1928 г. // В объятиях семиглавого змия, с. 102.

 

75. Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. (1947-49 г.г.). Письмо 4-е. // “Русское Православие”, 1996, №4. с. 27.

 

76. Андреев И.М-, проф. Цит. соч., с. 17-21.

 

77. Постановление митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего священного Синода по делу о раздорнической деятельности и учинении раскола и смуты преосвященными: Гдовским Димитрием (Любимовым} и Корпорским Сергием (Дружининым) // Акты П.Тихона..., с. 565.

 

78. Епифаний (Чернов), схи-монах. Цит, соч., с. 145.

 

79. Там же, с. 140.

 

источник: http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/novomuch_O_MP.htm

Дата: 2019-02-25, просмотров: 164.