Лекция 7. Механизмы воздействия в процессе общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

  1. Значение способов и методов воздействия в процессе общения и в практической деятельности людей.
  2. Заражение как способ группового воздействия.
  3. Внушение (суггестия) и соотношение его с убеждением.
  4. Подражание и его роль в историческом развитии общества и в онтогенезе.

Цель лекции: ознакомление с основными механизмами социального воздействия

Ключевые слова (Глоссарий): внушение (суггестия), контрсуггестия, гипноз, зомбирование, заражение, подражание

Иллюстративный и раздаточный материал: видео-материалы «Способы психологического воздействия»; док. фильм «Русские зомби»

Список рекомендуемой литературы:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.
  2. Социальная психология / под ред Р.И. Мокшанцева. – Новосибирск, 2001.
  3. Филатова О.Г. Социальная психология: Конспект лекций. – СПб., 2000
  4. Майерс Дэвид Социальная психология – СПб, 1999
  5. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999

1) Внушение (лат. suggestio сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.

2) Внушение (или суггестия) (лат sugestio — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. и данным состоянием, субъекта.

Выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:       

· психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);      

· низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности,    

· дефицит времени для принятия решения

Виды внушения:

1. прямое внушение. К нему относятся команды, приказы, внушающие постановления.

2. косвенное внушение. Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной(императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая .

Косвенное внушение включает в себя:

n Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека путём шутки, иронии, совета, аналогии.   

n  Внушающее косвенное одобрение. Одобрение, похвала рассчитаны на эмоциональное восприятие и имеют большую внушающую силу – человек внутренне утверждается в своих силах и возможностях.   

n  Внушающее косвенное осуждение. Эта форма косвенного внушения обычно немногословна. Это лаконичное, но действенное влияние слов, рассчитанное не на «лобовую атаку».

3. самовнушение. Применение в воспитательных целях самовнушения требует довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и вдругих подобных случаях, связанных с усилением воли и борьбой с внутренними колебаниями.

Убеждение как форма психологического воздействия - это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей

Убежденияосмысленные, устойчивые, прочувствованные мотивы и отношения людей, имеющие идеологическую и психологическую основу и проявляющиеся в их поведении.

Манипуляцияэто вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

Манипуляция - скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 255.