№ п/п | Вопросы темы | Образовательные технологии | Оценочные средства | Количество часов |
11.1 | 11.1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. 11.2. Административные правонарушения в области дорожного движения. 11.3. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. 11.4. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования и рынка ценных бумаг. 11.5. Административные правонарушения против порядка управления. 11.6. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. | Подготовка конспекта темы. Посещение практических занятий, ответы на практических занятиях, выполнение заданий текущей аттестации: подготовка доклада, презентации; обзор правоприменительной (судебной) практики; решение казусов; участие в дискуссии; работа в малых группах с казусом. | Опрос по теме, оценка выступлений с докладом-презентацией, сообщениями, проверка схем по каждому вопросу темы, обзоров правоприменительной практики, решение казуса письменно. | 2 |
Задание к практическому занятию 11.1. | 1. По согласованию с преподавателем подготовить доклад с презентацией по одной из тем:
2. Ознакомиться с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия. 3. Составить схемы для ответа на каждый вопрос темы. 2. Ознакомиться с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия. 3. Составить схемы для ответа на каждый вопрос темы. 4. Ответить на контрольные вопросы к теме. 5. Решить казус. |
Казус № 1
В 2014 году средства федерального бюджета были направлены в войсковую часть № 3841 с лицевого счета в кассу войсковой части на выплату денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам, а именно на цели выдачи заработной платы работникам гражданского персонала, оплату суточных, приобретение материальных запасов, основных средств, закупку товаров, оплату транспортных услуг и услуг по предоставлению жилых помещений на общую сумму 1 492 732 рубля.
Однако в связи с тем, что в тот период времени войсковая часть находилась в затруднительном материальном положении, часть денежных средств была перераспределена по указанию командования части № 3841.
При проведении проверки в отношении войсковой части № 3841 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области было установлено, что средства федерального бюджета были направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.
Вопросы и задания:
1. Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Назовите статью, в которой дается определение данного понятия.
2. Предусмотрены ли законодательством об административных правонарушениях какие-либо ограничения на использование бюджетных средств? Состав какого административного правонарушения рассмотрен в данной задаче?
3. Какой вид административного наказания должен быть применен в отношении воинской части № 3841?
Казус № 2
Арбитражный управляющий У. совершил нарушение норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
При рассмотрении дела, помимо иных нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве), судом было установлено, что У., являясь конкурсным управляющим должника — индивидуального предпринимателя, не извещал последнего о дате, времени и месте проводимых им собраний кредиторов.
Не оспаривая указанный факт, конкурсный управляющий, вместе с тем, в своих возражениях сослался на отсутствие в Федеральном законе нормы, обязывающей его извещать должника - индивидуального предпринимателя о проводимых им собраниях кредиторов.
Вопросы и задания:
1. Раскройте понятие административного правонарушения. В каком нормативном правовом акте дается определение данного понятия? Определите нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении данного дела.
2. Имеется ли состав административного правонарушения в данном случае? Какими нормативными правовыми актами регулируется процессуальный порядок привлечения к административной ответственности? Назовите данные нормы.
3. Правомерно ли арбитражный управляющий У. был привлечён к административной ответственности? Какие нарушения закона со стороны должностных лиц присутствуют в данной задаче?
Казус № 3
Гражданин Козлов вместе со своими друзьями Новиковым и Грачёвым 1 мая 2015 г. около 10 часов утра с флагом СССР находились около памятника Ленину на центральной площади города Энска. Собравшаяся у памятника компания вела себя мирно и своими действиями не нарушала общественный порядок. Сотрудники полиции сержант Волков и рядовой Семенов, дежурившие в это время на площади, подошли к компании приятелей и попросили покинуть это место в связи с проведением в этот же день в 11 ч официального мероприятия, организуемого городской администрацией. Однако Козлов вместе со своими друзьями отказались выполнить данное требование. После этого, сержант Волков попросил каждого члена компании предъявить документы для установления личности. В ответ на это, гражданин Козлов заявил, что данное требование сотрудника полиции незаконно и предъявлять документы он и его друзья не собираются. Выслушав Козлова, сотрудники полиции применили физическая силу к гражданам и доставили их в ближайшее отделение полиции города Энска. Там на каждого гражданина были составлены протоколы об административных правонарушениях за неисполнение законных требований сотрудников правоохранительных органов. Через неделю судья Иванов наложил на Козлова, Новикова и Грачёва административные штрафы в размере 5 000 рублей и дополнительные наказания в виде обязательных работ сроком 100 часов для каждого лица, привлечённого к ответственности.
Вопросы и задания:
Какие нормативные правовые акты необходимы для разрешения данной ситуации? Установите субъектов административных правоотношений. Опишите особенности административно-правового статуса субъектов.
Есть ли нарушения правовых норм в условиях данной задачи? Если есть, то какие? Все ли действия сотрудников полиции законны в описанной ситуации?
Нарушали ли действия Козлова, Новикова и Грачёва положения законодательства о митингах, шествиях и пикетированиях? Мог ли гражданин Козлов в условиях описанной ситуации не предъявлять документы сотрудникам полиции? Нарушен ли процессуальный порядок применения мер принуждения и привлечения к административной ответственности за совершение указанных в условиях задачи деяний?
Самостоятельная работа
2.2.4.1. Самостоятельная работа студента очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы студента | часы |
1 | Законодательство об административной ответственности. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки. Субъекты административного правонарушения. Административные наказания: понятие, цели, виды. Общие правила назначения административных наказаний.
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 6 |
2 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 4 | |
3 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 4 | |
4. | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика указанных видов работ может совпадать с названиями вопросов практических или лекционных занятий, а может быть дополнительно согласована студентом с преподавателем | 4 | |
5 | Административные правонарушения, посягающие на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности. Административные правонарушения: в области охраны окружающей среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, в области связи и информации Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и таможенного дела
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 4 |
6 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 4 | |
7 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 4 | |
8 | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | 4 | |
9 | Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 4 | |
10 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 4 | |
11 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 16 | |
подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | |||
Итого | 58 |
2.2.4.2. Самостоятельная работа студента очно-заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы студента | часы |
1 | Законодательство об административной ответственности. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки. Субъекты административного правонарушения. Административные наказания: понятие, цели, виды. Общие правила назначения административных наказаний.
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 6 |
2 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 6 | |
3 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 6 | |
4. | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика указанных видов работ может совпадать с названиями вопросов практических или лекционных занятий, а может быть дополнительно согласована студентом с преподавателем | 6 | |
5 | Административные правонарушения, посягающие на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности. Административные правонарушения: в области охраны окружающей среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, в области связи и информации Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и таможенного дела
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 6 |
6 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 6 | |
7 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 6 | |
8 | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | 6 | |
9 | Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 6 | |
10 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 6 | |
11 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 18
| |
подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | |||
Итого | 78 |
2.2.4.3. Самостоятельная работа студента очно-заочной формы ускоренного обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы студента | часы |
1 | Законодательство об административной ответственности. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки. Субъекты административного правонарушения. Административные наказания: понятие, цели, виды. Общие правила назначения административных наказаний.
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 10 |
2 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 10 | |
3 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | ||
4. | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика указанных видов работ может совпадать с названиями вопросов практических или лекционных занятий, а может быть дополнительно согласована студентом с преподавателем | 10 | |
5 | Административные правонарушения, посягающие на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности. Административные правонарушения: в области охраны окружающей среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, в области связи и информации Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и таможенного дела
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 10 |
6 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | ||
7 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 10 | |
8 | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | ||
9 | Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 10 | |
10 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 10 | |
11 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 16
| |
подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | |||
Итого | 86 |
2.2.4.4. Самостоятельная работа студента заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы студента | часы |
1 | Законодательство об административной ответственности. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки. Субъекты административного правонарушения. Административные наказания: понятие, цели, виды. Общие правила назначения административных наказаний.
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 8 |
2 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 8 | |
3 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 8 | |
4. | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика указанных видов работ может совпадать с названиями вопросов практических или лекционных занятий, а может быть дополнительно согласована студентом с преподавателем | 8 | |
5 | Административные правонарушения, посягающие на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности. Административные правонарушения: в области охраны окружающей среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, в области связи и информации Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и таможенного дела
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 8 |
6 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 8 | |
7 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 8 | |
8 | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | 8 | |
9 | Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 8 | |
10 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 8 | |
11 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 14
| |
подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | |||
Итого | 94 |
2.2.4.5. Самостоятельная работа студента заочной формы ускоренного обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы студента | часы |
1 | Законодательство об административной ответственности. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки. Субъекты административного правонарушения. Административные наказания: понятие, цели, виды. Общие правила назначения административных наказаний.
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 8 |
2 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 8 | |
3 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 8 | |
4. | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика указанных видов работ может совпадать с названиями вопросов практических или лекционных занятий, а может быть дополнительно согласована студентом с преподавателем | 8 | |
5 | Административные правонарушения, посягающие на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности. Административные правонарушения: в области охраны окружающей среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, в области связи и информации Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и таможенного дела
| Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 8 |
6 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 8 | |
7 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 8 | |
8 | подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | 8 | |
9 | Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме, для возможности оценки проработки материала); | 8 | |
10 | решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины; | 8 | |
11 | подготовка к интерактивной части занятий: - разработка презентаций и схем для каждого практического занятия по теме; - подбор материала к диспутам, коллоквиумам и сбор информации к деловым играм по вопросам каждого практического занятия. | 16
| |
подготовка рефератов и коллоквиумов по темам практических и лекционных занятий, а также по вопросам учебной дисциплины «административная ответственность», наиболее заинтересовавших студентов, с целью углублённого их изучения и возможной подготовки уже научно-практических (включая курсовые) работ по такой тематике. Тематика рефератов должна соответствовать характеристике административных правонарушений в определенно сфере | |||
Итого | 96 |
Для студентов всех форм обучения по учебному курсу «Административная ответственность» могут быть предусмотрены такие формы контроля самостоятельной работы студента, как рефераты, тесты, контрольные работы, решение задач и другие по усмотрению преподавателя.
III . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1. При проведении занятий лекционного типа могут быть применены следующие активные методы обучения:
- лекция-дискуссия;
- лекция-презентация;
- лекция-провокация.
Лекции - это форма организации учебного процесса, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных случаях задают вопросы, на которые преподаватель отвечает. Предусматривается сопровождение лекций демонстрацией слайд-презентаций с помощью мультимедийного проектора.
3.2. При проведении занятий семинарского типа могут быть применены следующие активные методы обучения:
- дискуссия;
- ситуационные задачи (кейс-задания)
- дидактическая игра;
- учебная игра;
- подготовка рефератов, докладов и их обсуждение на учебном занятии.
Практическое занятие - форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе практического занятия идут активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Главным элементом практического занятия является дискуссия. Как известно, дискуссия – это речемыслительная деятельность, и поэтому результат ее не более как вывод на словах, будь он или теоретически доказательным, или гипотетическим, или просто практически целесообразным. Дискуссия состоит из следующих этапов:
- вводное информирование, при котором излагается основной замысел дискуссии, постановка проблемы, выделение основных вопросов;
- выступление основного докладчика;
- выступления содокладчиков;
- прения по докладу и содокладам – аналитические выступления;
- завершение дискуссии – обобщение результатов, выработка решения проблемы.
Докладчики могут использовать информационные и коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы, видеодемонстрации, моделирование). После каждого доклада проводится коллективное обсуждение. При этом учитывается ряд показателей, характеризующих качество проведения семинара: научность, доказательность, новизна, самостоятельность, стиль изложения, активность при обсуждении вопросов.
Ситуационные задачи (кейс-задания) - способствуют формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в определенной обстановке. Ситуационные задачи существенно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последних всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как правило, таких параметров нет. Обучающемуся в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состоит, т. е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения.
Кейс-задание – это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. И задания (вопросы) в большей степени связаны с анализом и оценкой действий участников. Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из реальной практики, журналов, газет, других изданий. Часто делается кейс-ссылка: указать студентам соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там. Прочтя и проанализировав ситуацию, студенту нужно будет ответить на ряд вопросов. Эти вопросы продумывает сам преподаватель. Главное, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента примерить эту ситуацию на «себя».
Типичные критерии оценки по данному виду самостоятельной работы: минимум 1,5 стандартных страниц текста; своевременность представления (как указано в инструкции); соответствие выводов теоретическому материалу (с соответствующими ссылками на теоретический материал по данной теме); обоснованность и аргументированность своей точки зрения (в том числе практическими примерами).
Дидактическая игра – такая форма организации практического занятия, включая обучение, воспитание и развитие личности, которая осуществляется преподавателем на основе целенаправленно организованной деятельности студентов, изначально мотивированной на успех, по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Кроме того, может быть при проведении практических занятий может быть применена учебная игра – это групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения - принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности.
Коллоквиум - это вид практических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела учебного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса.
Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Вне глубины и осознанности изученного этого не продемонстрируешь. Либо это практическое занятие, на котором обсуждаются доклады. Форма коллоквиума определяется преподавателем по согласованию со студентами.
В конце практического занятия преподаватель подводит итоги указанного занятия и выставляет оценки (баллы).
Таким образом, практическое занятие представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.
Консультации - форма обучения, при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у студентов в процессе учебы. Консультации, с согласия преподавателя, могут проводиться по телефону и электронной почте, причем последний вариант встречается чаще.
Индивидуальное (домашнее) задание - это достаточно гибкий жанр работы студента. Наиболее распространены такие задания, как проработка источника, поиск источника в сети, каталогизация и т. д. Можно выделить типичные виды заданий по проработке первоисточников, например: составление плана и/или тезисов публикации; выделение основных мыслей; реферирование; полемизирование; рецензирование; обзор.
Результаты работы могут быть представлены в разных формах, например реферат, эссе, курсовая работа и др.
Реферат - это форма изложения имеющейся информации; краткое, сокращенное изложение содержания научной работы или его части. Необходимость в реферировании возникает при пересказе содержания документа или его части. Реферат представляет собой обзор нескольких источников информации или мнений нескольких людей по определенной теме. Другой вариант – анализ какого-либо одного источника или теоретического наследия в рамках заданной темы. Объем реферата составляет обычно 10–12 страниц.
В задачу реферирования входит раскрытие наиболее важной составляющей содержания работы. Вместе с тем реферат должен давать ясное представление о сути предложенного юридического научного или практического решения. Логика реферирования должна соответствовать логике научного исследования. Реферат должен отражать взгляды авторов реферируемой работы. Заглавие реферата, как правило, соответствует заглавию реферируемой работы.
Эссе – это относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем. Объем эссе обычно 5–7 страниц. Главным критерием оценки эссе будет степень отражения в нем изученного материала. Должна быть также оценена оригинальность подхода студента к проблеме, аргументация, способность обоснованно отстаивать свою точку зрения.
При реализации различных видов учебной работы должны использоваться различные виды образовательных технологий для проведения занятий в интерактивной форме, 20 процентов аудиторных занятий очной формы обучения проводится в интерактивных формах:
Вид занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Лекции-дискуссии, лекции презентации и др. | 18 |
Практические занятия | Ролевые игры, кейс-задание, дискуссии работа в малых группах и др. | 12 |
ИТОГО | 30 |
IV . ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1. Подготовка рефератов, вопросы для коллоквиума по учебной дисциплине (модулю) «Административная ответственность»
4.2. Вопросы к зачету по дисциплине (модулю) «Административная ответственность»
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. – его роль в реформировании законодательства об административной ответственности. Структура Кодекса.
2. Разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам установления законодательства об административных правонарушениях.
3. Соотношение норм КоАП РФ с нормами, закрепленными иными законодательными актами (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ).
4. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях: общая характеристика.
5. Принцип законности в КоАП РФ и законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Принцип равенства перед законом.
7. Презумпция невиновности.
8. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.
9. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве.
10. Административная ответственность в системе мер юридической ответственности, ее целевое назначение и функции. Соотношение административной ответственности и административного принуждения.
11. Признаки административной ответственности. Публично-правовые интересы, выражаемые в административной ответственности.
12. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его понятие, основные признаки.
13. Предметы и орудия совершения административного правонарушения.
14. Соотношение административного правонарушения и преступления, соотношение административного правонарушения и дисциплинарного проступка.
15. Юридический состав административного правонарушения: понятие, особенности, элементы.
16. Объект административного правонарушения: общий, родовой, видовой и непосредственный. Классификация административных правонарушений по объекту.
17. Объективная сторона административного правонарушения: противоправное действие или бездействие, наступивший результат, причинная связь. Значение времени, места, способа, характера совершения административного правонарушения, наступления вредных последствий.
18. Субъективная сторона административного правонарушения. Вина юридического лица. Исключения из общего правила презумпции невиновности.
19. Субъекты административного правонарушения, их система, общие и специальные субъекты.
20. Административная ответственность должностных лиц.
21. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.
22. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
23. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.
24. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.
25. Административная ответственность юридических лиц.
26. Понятие и цели административного наказания. Соотношение административного наказания с другими мерами административного принуждения и с мерами других видов юридической ответственности.
27. Общая характеристика видов административных наказаний.
28. Общие правила назначения административного наказания. Понятие и виды обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Понятие и виды обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
29. Порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений. Давность привлечения к административной ответственности: понятие, виды сроков. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
30. Понятие и содержание производства по делам об административных правонарушениях.
31. Понятие и виды обстоятельств, исключающих административную ответственность.
32. Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях.
33. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
34. Предмет доказывания. Понятие и виды доказательств.
35. Собирание и оценка доказательств.
36. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
37. Понятие и назначение стадии возбуждения дела об административных правонарушениях. Повод и основание административной ответственности. Формы возбуждения дела об административном правонарушении.
38. Протокол об административных правонарушениях, сроки его составления и направления. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении. Соотношение административно-юрисдикционного производства и административных процедур контроля и надзора.
39. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Назначение административного наказания без составления протокола.
40. Административное расследование.
41. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении.
42. Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу.
43. Вынесение решения по делу об административном правонарушении.
44. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
45. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
46. Подготовка и рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
47. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
48. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
49. Обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
50. Особенности пересмотра дел об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
51. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении.
52. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
53. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания.
54. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
55. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний: общая характеристика.
56. Исполнение постановления о наложении административного штрафа.
57. Особенности исполнения постановления о лишении специального права.
58. Исполнение постановления об административном аресте.
4.2.1. Некоторые методические замечания и рекомендации
1. Зачет согласно учебному плану проводится после изучения дисциплины (модуля) «Административная ответственность».
2. Вопросы по курсу, сообразуясь с учебной программой, в перечне расположены по темам и разделам курса. Изучение учебного материала и подготовка ответов на вопросы именно в указанной последовательности, как свидетельствует многолетняя учебная практика, методически наиболее эффективны.
3. Указанные выше вопросы включаются в билеты для экзаменационного зачета. В каждом билете для зачета будет по три вопроса.
4. Получив билет для зачета или экзамена, прежде всего следует внимательно прочитать его и точно уяснить, в чем именно суть каждого данного вопроса, о чем надо говорить. При малейшей неясности необходимо посоветоваться с преподавателем, чтобы избежать иногда встречающейся ошибки – так называемой невольной «подмены вопроса»: в билете стоит один вопрос, а студент отвечает на какой-то другой.
5. При подготовке к ответу на вопросы билета, уяснив их содержание, необходимо сформулировать определения соответствующих понятий или раскрыть другие теоретические положения; активно использовать относящиеся к вопросу положения Конституции РФ, конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а также других нормативно-правовых актов и судебной практики. Требуется знание не только общих положений, но и конкретных правовых актов.
Таким образом, от студента потребуются не только знания теоретических положений, но и умение ориентироваться в системе действующих актов административного законодательства, а также знание соответствующего конкретного правового акта (правовой нормы) по указанному в экзаменационном билете вопросу.
6. В учебной литературе и правовых актах материалы по этим вопросам достаточно четко и компактно изложены. Надо только суметь во время экзаменационного зачета кратко и системно изложить свой ответ. При подготовке к ответам на подобные вопросы от студента требуются не просто знания, а творческо-системное обобщение этих знаний.
4.3. Кейс-задания (практические ситуации)
С целью выявления навыков применения теоретических знаний и знаний действующего законодательства, опишите проблемы и спорные вопросы, а также аргументируйте одно или несколько решений задачи (казуса). В каждом практическом занятии указаны задачи для решений.
V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
а) основная литература:
1. Административный процесс Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебник / Э. П. Андрюхина, Н. Н. Бакурова [и др.] ; ред. Л. Л. Попов ; Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – М. : Проспект, 2018. – 352 с. // Виртуальный читальный зал – Режим доступа : Локальная сеть Моск. гос. юрид. ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
2. Административное право [Электронный ресурс] : учебник / А. Б. Агапов, Э. П. Андрюхина [и др.] ; ред.: Л. Л. Попов, М. С. Студеникина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. – 704 с. – Режим доступа : http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=928359 (06.07.2018).
3. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебник для акад. бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 396 с. – Режим доступа : https://www.biblio-online.ru/book/78256D87-19D4-49BB-8A74-536369B31975 (06.07.2018).
б) дополнительная литература:
1. Агапов, А. Б. Административная ответственность: учебник для магистров / А. Б. Агапов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮРАЙТ, 2015. – 494 с.
2. Калинина Л.А. Административная ответственность: Учебное пособие. — М.: Норма, 2009.
3. Рогачёва О.С. Административная ответственность: учебно-методическое пособие. – Издательство Воронежского государственного университета, 2011.
4. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник, М: Юрайт, 2016.
5. Административное право Российской Федерации. Отв.ред. Л.Л. Попов Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2011.
6. Административное право России. Общая часть с CD. Учебник под ред. С.А. Старостина. – М.: Инфра-М, 2010.
7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М., Проспект, 2011.
8. Тихомиров Ю.А. Административное право и административный процесс. Полный курс. – М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
9. Круглов В.А., Попов Л.Л. Административно-деликтный процесс. Учебное пособие. – М., Издательство деловой и учебной литературы, 2005.
10. Richard B. Stewart, Cass R. Sunstein, Adrian Vermeule, Michael Herz, Stephen G. Breyer.-Administrative Law and Regulatory Policy: 2009-2010 Case Supplement. Wolters Kluwer, 2009.
11. Административно-процессуальное право Германии= Verwaltungsrechtsschutz in Deutschland: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе. Законодательство об исполнении административных решений. – Волтерс Клувер, 2007.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 650.