ПЗ 1. Темы 1-4. Законодательство об административной ответственности. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки. Административные наказания: понятие, цели, виды.
№ п/п | Вопросы темы | Образовательные технологии | Оценочные средства | Количество часов |
1.1 | 1.1. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. – его роль в реформировании законодательства об административной ответственности. Структура Кодекса. 1.2. Разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам установления законодательства об административных правонарушениях. 1.3. Соотношение норм КоАП РФ с нормами, закрепленными иными законодательными актами (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ). 1.4. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях: общая характеристика. 2.1. Административная ответственность в системе мер юридической ответственности, ее целевое назначение и функции. Соотношение административной ответственности и административного принуждения. 2.2. Признаки административной ответственности. Публично-правовые интересы, выражаемые в административной ответственности. 2.3. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его понятие, основные признаки. 2.4. Юридический состав административного правонарушения: понятие, особенности, элементы. 3.1. Субъекты административного правонарушения, их система, общие и специальные субъекты. 4.1. Понятие и цели административного наказания. 4.2. Виды административных наказаний. | Подготовка конспекта темы. Посещение практических занятий, ответы на практических занятиях, выполнение заданий текущей аттестации: подготовка доклада, презентации; обзор правоприменительной (судебной) практики; решение казусов; участие в дискуссии; работа в малых группах с казусом. | Опрос по теме, оценка выступлений с докладом-презентацией, сообщениями, проверка схем по каждому вопросу темы, обзоров правоприменительной практики, решение казуса письменно. | 2 |
Задание к практическому занятию 1.1. | 1. По согласованию с преподавателем подготовить доклад с презентацией по одной из тем:
2. Ознакомиться с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия. 3. Составить схемы для ответа на каждый вопрос темы. 4. Ответить на контрольные вопросы к теме. 5. Решить казус. |
Контрольные вопросы по темам 1-4
22. Какова роль Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в системе российского законодательства?
23. Какое значение имеют задачи законодательства об административных правонарушениях?
24. Какие меры государство предпринимает для предупреждения административных правонарушений?
25. Как реализуется принцип федерализма в законодательстве об административных правонарушениях?
26. Какие имеются проблемы при разграничении компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам установления законодательства об административных правонарушениях?
27. Какие имеются исключения из принципа равенства перед законом?
28. Каковы исключения из принципа презумпции невиновности?
29. Дайте определение понятию «административная ответственность».
30. Как соотносится административная ответственность и административное принуждение?
31. В чем выражаются публично-правовые интересы, выражаемые в административной ответственности?
32. Каковы основные признаки административного правонарушения? Отличаются ли признаки административного правонарушения от уголовных преступлений?
33. Как соотносятся административное правонарушение и дисциплинарный проступок?
34. В чем отличие предмета от орудия совершения административного правонарушения?
35. Какие есть виды юридических составов административных правонарушений?
36. Как определить разновидность объекта административного правонарушения при привлечении административной ответственности?
37. Дайте определение понятию «вина» как для физических, так и для юридических лиц.
38. Кто такие общие и специальные субъекты административных правонарушений?
39. Дайте определение понятию «должностные лица». Как определяются «должностные лица» в теории государства и права, а также в уголовном праве?
40. В чем особенность привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания?
41. Каковы особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц?
42. Какие особенности предусмотрены законодателем при административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств?
43. Каким образом установлена административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости?
44. Как определяется вина юридического лица при привлечении к административной ответственности?
45. Как соотносятся административное наказание с другими мерами административного принуждения и с мерами других видов юридической ответственности?
46. Перечислите все виды административных наказаний и дайте им характеристику.
47. Какие меры процессуального обеспечения соотносятся с административными наказаниями?
48. Имеются ли особенности назначения административных наказаний в отношении юридических лиц?
49. Каковы правовые последствия от применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность?
50. Что такое длящееся административное правонарушение? Как исчисляется срок давности для данных административных правонарушений?
51. С какого момента начинает течь срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию?
Казус № 1
22 мая 2003 года постановлением Владимирской областной Думы № 44/1240 принят, а 9 июня 2003 года губернатором Владимирской области и председателем Владимирской областной Думы подписан Закон Владимирской области № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях во Владимирской области».
Согласно пункту 1 статьи 8.11 этого Закона Владимирской области (в редакции Закона Владимирской области от 9 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) совершение иных действий (бездействия), запрещенных правилами благоустройства территорий, в том числе несоблюдение чистоты и порядка, если эти нарушения не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 8.11 указанного Закона Владимирской области в той же редакции повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Индивидуальный предприниматель Иванина Т.А. была привлечена к административной ответственности на основании указанного Закона. Посчитав, что нормы Закона Владимирской области нарушают ее права, являются неопределенными, неясными, Иванина Т.А. обратилась к адвокату за помощью, с просьбой обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности.
Адвокат Серегин П.А. предложил добиться отмены Закона Владимирской области, поскольку он, по его мнению, противоречит Конституции РФ.
Вопросы:
1. Какие нормы права регулируют вопросы административной ответственности на территории субъекта Российской Федерации, в частности Владимирской области? Ответ обоснуйте.
2. Имеются ли основания для отмены Закона Владимирской области? Кто и в каком порядке может оспорить принятие данного Закона?
3. Какие действия и в каком порядке следует совершить для защиты интересов Иваниной Т.А. в случае признания Закона Владимирской области недействующим?
Казус № 2
25 октября 2011 года постановлением Законодательного Собрания Орловской области принят и 28 октября 2011 года губернатором Орловской области подписан Закон «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Орловской области» (далее - Закон Орловской области).
Согласно статье 6 Закона Орловской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе, если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, дополнительно к местам, в которых в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ) запрещается проведение публичных мероприятий, устанавливаются следующие места: 1) территории, прилегающие ближе, чем на 100 метров к медицинским учреждениям, детским и образовательным учреждениям, культовым, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям; 2) территории, прилегающие ближе, чем на 20 метров к зданиям, в которых располагаются органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3) территории, прилегающие ближе, чем на 50 метров к котельным, водоочистным и водозаборным сооружениям, объектам хранения горюче-смазочных и взрывоопасных материалов; 4) парки, детские и спортивные площадки, а также территории, непосредственно прилегающие к ним; 5) остановочные пункты общественного пассажирского транспорта; 6) тротуары.
И. обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 6 Закона Орловской области, ссылаясь на то, что в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать и издавать только нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения публичных мероприятий, а определять места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, они не вправе.
Кроме того, по мнению заявителя, указанные дополнительные места определены Законом Орловской области без учета целей, названных в части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Заявитель полагает также, что оспариваемая норма приводит к неравенству прав различных субъектов, поскольку пунктом 3 статьи 1 Закона Орловской области предусмотрено, что его действие не распространяется на культурно-массовые мероприятия, проводимые по решению органов государственной власти Орловской области или органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области в связи с празднованием дней воинской славы и памятных дат России, нерабочих праздничных дней, установленных законодательством Российской Федерации, а также праздничных дней, установленных правовыми актами органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области.
Вопросы:
1. Какие нормы права регулируют описанные в приведенной ситуации отношения? Ответ обоснуйте.
2. Вправе ли И. обращаться в суд с заявлением о признании недействующей статьи 6 Закона Орловской области?
3. Какое решение должно быть принято по делу? Обоснуйте свою позицию.
Казус № 3
Гражданин Петров получил по почте постановление о наложении на него административного штрафа в размере 2000 рублей за превышение установленной скорости движения в пределах населенного пункта. К постановлению прилагалась фотография, на которой был запечатлен автомобиль гражданина Петрова, двигающийся в пределах города со скоростью 90 км/ч. В постановлении было отмечено, что данное административное правонарушение было совершено 1 августа 2014 года, однако дата вынесения самого постановления была указана 1 декабря 2014 года. Гражданин Петров решил обжаловать данное постановление в судебный участок мирового судьи, так как посчитал, что был нарушен срок давности привлечения к административной ответственности.
Вопросы и задания по казусу:
1. Дайте понятие административной ответственности. Раскройте содержание административного правонарушения. Укажите основные и факультативные элементы состава административного правонарушения.
2. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации. Есть ли нарушения правовых норм Российской Федерации в условиях данной задачи?
3. Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности? Может ли гражданин Петров, исходя из условий задачи, обжаловать данное постановление? Опишите, ссылаясь на правовые нормы, порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности в суд.
Казус № 4
Гражданка Белова на протяжении нескольких дней подряд находила в своём почтовом ящике анонимные записки. На листочках бумаги были написаны нецензурные слова и выражения, адресованные непосредственно Беловой. Участковый полиции капитан Смирнов, к которому она обратилась, в течении дня опросил всех жильцов дома и пришёл к выводу, что автором оскорбительных записок может быть сосед Беловой гражданин Чернов. После беседы с участковым гражданин Чернов сознался в том, что именно он был автором данных записок. Участковый Смирнов составил протокол об административном правонарушении и передал административный материал в отдел полиции. Начальник отдела полиции полковник Воронцов на следующий день вынес постановление, согласно которому гражданин Чернов был подвергнут обязательным работам на срок 210 часов.
Вопросы и задания по казусу:
1. Раскройте понятие административного правонарушения. Каковы основные признаки административного правонарушения? Как соотносится административное правонарушение с другими видами противоправных деяний?
2. Есть ли в действиях гражданина Чернова состав административного правонарушения? Если да, то состав какого административного правонарушения? Каков процессуальный порядок производства по административному правонарушению?
3. Правомерно ли гражданин Чернов был привлечён к административной ответственности? Какие нарушения закона со стороны должностных лиц присутствуют в данной задаче?
Казус № 5
1 мая 2014 года гражданин Дмитриев 2001 года рождения купил три бутылки пива в магазине «Юность» и отправился в центральный городской парк отдохнуть и весело провести время. Через три часа такого отдыха, он стал вести себя развязано, делать неприличные комментарии гуляющим по парку людям, разбрасывать мусор рядом с тем местом, где он пил пиво. Дежурившие в это время в парке сотрудники полиции лейтенант Шестаков и сержант Иванов, подошли к Дмитриеву и попросили его предъявить документы, но он им ответил, что ещё ребёнок и не обязан отвечать на подобные просьбы. Сотрудники полиции после этого попросили Дмитриева пройти с ними с ближайшее отделение полиции для установления личности, после чего Дмитриев собрал свои вещи и попытался убежать от полицейских. Сотрудники полиции задержали Дмитриева и составили протокол о появлении в состоянии сильного алкогольного опьянения в общественном месте. На следующий день начальник отдела полиции подполковник Гусев наложил на гражданина Дмитриева административный штраф в размере 3000 рублей.
Вопросы и задания по казусу:
1. Дайте понятие административной деликтоспособности. Перечислите обстоятельства, исключающие привлечение лица к административной ответственности.
2. Есть ли состав правонарушения в действиях гражданина Дмитриева? Мог ли гражданин Дмитриев быть привлечён к административной ответственности, исходя из условий казуса?
3. Правомерно ли гражданин Дмитриев был привлечён к административной ответственности? Какие нарушения законности со стороны должностных лиц присутствуют в данной задаче?
Казус № 6
В 13.00 часов 15 ноября 2014 года по результатам плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях ОАО "Авиационное предприятие "ОРЕЛ-М" государственным инспектором по пожарному надзору, выявлено, что инженер по охране труда ОАО "Авиационное предприятие "ОРЕЛ-М" допустил эксплуатацию в своем рабочем кабинете электронагревательного прибора не заводского (нестандартного) производства, чем нарушил правила пожарной безопасности.
15 апреля 2015 г. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении инженер по охране труда за нарушение требований пожарной безопасности был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
В материалах дела об административном правонарушении установлено, что каких-либо доказательств, подтверждающих факт эксплуатации указанного электронагревательного прибора в кабинете инженера по охране труда, не имеется.
В протокол по делу об административном правонарушении вносились исправления после его составления и вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Вопросы и задания по казусу:
10. Дайте определение и раскройте содержание административной ответственности должностных лиц. Раскройте содержание всех 4 элементов юридического состава административного правонарушения. Укажите виды обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
11. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации. Проанализируйте указанное дел, возбужденное МЧС России и найдите все нарушения, которые были допущены при его производстве со ссылкой на законодательство.
12. Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности за данный вид правонарушений? Какие дальнейшие действия можно предпринять по пресечению данных нарушений. На какие аргументы необходимо ссылаться в жалобе?
Казус № 7
1 мая 2014 года гражданин Дмитриев 2001 года рождения купил три бутылки пива в магазине «Юность» и отправился в центральный городской парк отдохнуть и весело провести время. Через три часа такого отдыха, он стал вести себя развязано, делать неприличные комментарии гуляющим по парку людям, разбрасывать мусор рядом с тем местом, где он пил пиво. Дежурившие в это время в парке сотрудники полиции лейтенант Шестаков и сержант Иванов, подошли к Дмитриеву и попросили его предъявить документы, но он им ответил, что ещё ребёнок и не обязан отвечать на подобные просьбы. Сотрудники полиции после этого попросили Дмитриева пройти с ними с ближайшее отделение полиции для установления личности, после чего Дмитриев собрал свои вещи и попытался убежать от полицейских. Сотрудники полиции задержали Дмитриева и составили протокол о появлении в состоянии сильного алкогольного опьянения в общественном месте. На следующий день начальник отдела полиции подполковник Гусев наложил на гражданина Дмитриева административный штраф в размере 3000 рублей.
Вопросы и задания по казусу:
1. Дайте понятие административной деликтоспособности. Перечислите обстоятельства, исключающие привлечение лица к административной ответственности.
2. Есть ли состав правонарушения в действиях гражданина Дмитриева? Мог ли гражданин Дмитриев быть привлечён к административной ответственности, исходя из условий казуса?
3. Правомерно ли гражданин Дмитриев был привлечён к административной ответственности? Какие нарушения законности со стороны должностных лиц присутствуют в данной задаче?
ПЗ 2. Темы 5-10. Производство по делам об административных правонарушениях. Доказывание и доказательства. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
№ п/п | Вопросы темы | Образовательные технологии | Оценочные средства | Количество часов |
5.1- 10.1 | 5.1. Понятие и содержание производства по делам об административных правонарушениях. 5.2. Понятие и виды обстоятельств, исключающих административную ответственность. 5.3. Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях. 5.4. Участники производства по делам об административных правонарушениях. 6.1. Предмет доказывания. 6.2. Понятие и виды доказательств. 6.3. Собирание и оценка доказательств. 6.4. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 7.1. Понятие и назначение стадии возбуждения дела об административных правонарушениях. Повод и основание административной ответственности. Формы возбуждения дела об административном правонарушении. 7.2. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. 7.3. Административное расследование. 8.1. Рассмотрение дела об административном правонарушении. 9.1. Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении. 10.1. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. | Подготовка конспекта темы. Посещение практических занятий, ответы на практических занятиях, выполнение заданий текущей аттестации: подготовка доклада, презентации; обзор правоприменительной (судебной) практики; решение казусов; участие в дискуссии; работа в малых группах с казусом. | Опрос по теме, оценка выступлений с докладом-презентацией, сообщениями, проверка схем по каждому вопросу темы, обзоров правоприменительной практики, решение казуса письменно. | 2 |
Задание к практическому занятию 5.1. | 1. По согласованию с преподавателем подготовить доклад с презентацией по одной из тем:
2. Ознакомиться с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия. 3. Составить схемы для ответа на каждый вопрос темы. 4. Ответить на контрольные вопросы к теме. 5. Решить казус. |
Контрольные вопросы по темам 5 - 10
1. Каковы задачи производства по делам об административных правонарушениях?
2. Как соотносятся принципы законодательства об административных правонарушениях и принципы производства по делам об административных правонарушениях?
3. Какие правовые последствия вызывают обстоятельства, исключающие административную ответственность?
4. В каком процессуальном документе отражаются обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях?
5. На каких стадиях возникновение или обнаружение обстоятельств, исключающего административную ответственность, имеет правовое значение и может повлечь соответствующие правовые последствия?
6. Кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях?
7. В чем отличие правового статуса следующих участников производства по делам об административных правонарушениях: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законный представитель юридического лица, защитник и представитель?
8. Что входит в предмет доказывания?
9. Какие есть виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях?
10. Кто собирает доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях?
11. Каким образом осуществляется оценка доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях?
12. Назовите все меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Как они соотносятся с административными наказаниями?
13. В чем назначение стадии возбуждения дела об административных правонарушениях?
14. Каковы поводы и основания административной ответственности?
15. Какие имеются формы возбуждения дела об административном правонарушении?
16. Как соотносятся административно-юрисдикционное производство и административные процедуры контроля и надзора?
17. Каково соотношение должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях?
18. В каких случаях можно назначить административное наказание без составления протокола?
19. В чем суть административного расследования?
20. Какие вопросы выясняют судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении?
21. В каких случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело?
22. Каким образом осуществляется самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в производстве по делам об административных правонарушениях?
23. Какие формы документов выносятся при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении?
24. В каких случаях при подготовке дела к рассмотрению выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении?
25. Каким образом можно уведомить лицо о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении?
26. Как определить место рассмотрения дела об административном правонарушении?
27. Назовите виды сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Перечислите сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.
28. Каков порядок рассмотрения дела об административном правонарушении?
29. В каких случаях составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении?
30. Составляется ли протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении в судах арбитражных судов?
31. Какие имеются виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении?
32. Что должно быть указано в постановлении по делу об административном правонарушении?
33. Имеются ли особенности содержания постановления по делу об административном правонарушении? Если да, то какие?
34. Каким образом осуществляется объявление постановления по делу об административном правонарушении?
35. Каким образом исправляются описки, опечатки и арифметические ошибки в постановлении по делу об административном правонарушении?
36. Кому предоставлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении?
37. Каков срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?
38. Каким образом осуществляется подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении?
39. Какой срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении?
40. Какой из видов решений выносится по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении?
41. Кто наделен правом на обжалование решения суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении?
42. У кого есть право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов?
43. Какова процедура принятия к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов?
44. Каковы пределы и сроки рассмотрения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов?
45. Какие имеются виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов?
46. В чем особенности пересмотра дел об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации?
47. Каковы правовые основы исполнительного производства?
48. Когда вступает в законную силу постановление по делу об административном правонарушении?
49. Каков порядок обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению?
50. Каким образом можно отсрочить или рассрочить исполнение постановление о назначении административного наказания?
51. В каком случае приостанавливается исполнение постановления о назначении административного наказания?
52. Каков срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания?
53. Каким образом осуществляется окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания?
54. Каковы особенности исполнения постановления о наложении административного штрафа?
55. Как осуществляется исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения?
56. В каком порядке приводится в исполнение постановление о лишении специального права?
57. Как исполняется постановление об административном аресте?
58. В чем особенности исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства? Каковы отличия от депортации?
59. Каким образом исполняется постановление о дисквалификации?
60. Как осуществляется исполнение постановления об административном приостановлении деятельности?
61. В чем заключается специфика приведения в исполнение постановления о назначении обязательных работ?
62. Имеются ли особенности исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения?
Казус № 1
Мясокомбинатом «В новый путь» был произведен выброс неочищенных отходов производства, что привело к незначительному загрязнению проточных вод реки. В связи с указанным фактом в отношении мясокомбината «В новый путь» было возбуждено дело об административном правонарушении.
Давая объяснения по делу, представитель мясокомбината сообщил, что выброс вредных веществ был произведен умышленно, чтобы предотвратить пожар на мясокомбинате. Остановить технологический процесс не представлялось возможным, так как сломалось бы оборудование на мясокомбинате. Поэтому представитель мясокомбината отрицал вину в совершении данного правонарушения и потребовал прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В итоге мясокомбинат «В новый путь» был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа.
Вопросы и задания:
1. Какие существуют обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении? Какие формы вины можно выделить? Как определяется вина юридического лица, в совершении административного правонарушения?
2. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации. Дайте юридическую оценку данного казуса со ссылкой на законодательство. Есть ли здесь административное правонарушение и какое?
3. Обоснованы ли доводы представителя мясокомбината? Возможно ли прекращение производства по данному делу?
Казус № 2
В продуктовый магазин «Пятерочка» г. Тверь были приняты на работу кассирами две гражданки Таджикистана. В результате проведенной плановой проверки сотрудниками миграционной службы МВД России было обнаружено, что у них не было временной регистрации и разрешения на работу. Сотрудники МВД России возбудили административные дела и привлекли виновных к административной ответственности.
После проведения внеплановой проверки через 3 месяца сотрудники миграционной службы установили, что эти же самые гражданки снова работают в данном магазине кассирами без регистрации и разрешения на работу. Сотрудники МВД России повторно возбудили административные дела и привлекли нарушителей к административной ответственности.
Несогласный с вынесенным решением директор магазина обратился в суд с жалобой об отмене вынесенного постановления, аргументируя тем, что нельзя повторно привлекать к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.
Вопросы и задания:
1. Какие принципы административного процесса здесь используются? К какому виду административного процесса и административного производства относится данное дело? Дайте краткую характеристику данного вида производства.
2. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации. По каким статьям следует квалифицировать данное деяние и в отношении каких субъектов? Дайте юридическую квалификацию рассматриваемой ситуации. Если бы данные нарушения были совершены в г. Москва или г. Санкт-Петербург изменились ли бы административные наказания за их совершение и каким образом?
3. Каковы сроки и порядок проведения плановых и внеплановых проверок? Возможно ли повторно привлекать к административной ответственности тех же лиц за совершение одного и того же правонарушения? Дайте ответ со ссылкой на правовые нормы. Каким образом можно воздействовать на нарушителей?
Казус № 3
Семенов – житель г. Москвы, возвращаясь вечером с работы, не нашел место для стоянки своего автомобиля и решил разместить автомобиль на тротуаре в нарушении требований, предписанных дорожным знаком, запрещающим стоянку транспортных средств. Выйдя во двор через полчаса чтобы переставить машину, Семенов обнаружил, что муниципальная служба эвакуации проводит эвакуацию его автомобиля на муниципальную стоянку. Семенов потребовал снять автомобиль с эвакуатора, однако, несмотря на требования Семенова, автомобиль был отбуксирован на платную муниципальную стоянку.
Вопросы и задания:
1. Дайте правовую оценку казусу. Нарушены ли нормы законодательства, устанавливающие процедуру и основания для эвакуации транспортных средств в описанной ситуации?
2. В каком порядке можно обжаловать указанные действия муниципальной службы эвакуации?
3. Должен ли быть привлечен к ответственности гр. Семенов?
Казус № 4
28 января 2016 г. в ЦАО г. Москвы проводилось профилактическое мероприятие «Безопасность – основа стабильного осуществления государственного управления».
Около 23-30 наряд ДПС ГИБДД УМВД России по г. Москве остановил для проверки документов двигавшийся к гостинице «Пекин» без государственных регистрационных номерных знаков автомобиль Фиат 500.
После проверки документов инспектор ДПС обратился с просьбой предъявить для досмотра содержимое багажного отделения транспортного средства, однако водитель М. отказался открыть багажник.
Вопросы и задания:
1. Что должен делать инспектор ДПС ГИБДД, если водитель отказывается предъявить содержимое багажного отделения для досмотра?
2. Дайте правовую оценку этому казусу.
3. Как изменится ситуация, если инспектор остановил автомобиль при отсутствии видимых признаков административного правонарушения?
Казус № 5
Прокуратура города Севастополя с привлечением специалистов миграционной службы МВД России провела проверку исполнения миграционного законодательства.
В январе 2015 г. установлено, что в нарушение требований закона руководство ООО «Ромашка» приняло на работу 10 граждан из Узбекистана.
В ходе проверки было установлено, что ООО «Ромашка» не обеспечило постановку на миграционный учет этих иностранных граждан, пребывающих в общежитии «Романтик», которое находится на балансе предприятия и тем самым нарушило действующее законодательство. ООО «Ромашка» свою вину в совершении данного административного правонарушения не признала, аргументируя это тем, что иностранные граждане должны сами встать на миграционный учет.
Прокуратурой г. Севастополя в отношении ООО «Ромашка» было возбуждено дело об административном правонарушении.
Вопросы и задания:
1. Дайте краткую характеристику прокурорского надзора. Какие существуют формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения?
2. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации? Дайте юридический анализ данной ситуации.
3. Какие меры прокурорского реагирования вправе применить прокуратура г. Севастополя в данном случае? Что должно быть в содержании данного документа?
Казус № 6
Иванов А. был привлечен к административной ответственности за нецензурную брань в общественном месте - парке и приставание к гражданке Лапиной, которая прогуливалась по парку с собакой. Данное правонарушение квалифицировали как мелкое хулиганство.
Начальник отдела полиции решил сам рассматривать указанное дело, ведь данный гражданин регулярно привлекался за совершение подобного вида правонарушений и его уже все знали в отделении полиции.
Для участия в рассмотрении данного дела начальник отдела полиции вызывал Иванова А. повестками дважды и отправлял ему дважды СМС-сообщения на мобильный телефон. Но тот, в назначенный день рассмотрения данного дела не явился. Начальник отдела полиции рассмотрел указанное дело в отсутствии Иванова А. и назначил ему административный штраф в размере 1 500 рублей.
Вопросы и задания:
1. Раскройте содержание порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
2. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации. Дайте юридическую квалификацию данного казуса.
3. Какой порядок вызова лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения? Можно ли было избежать сложностей с явкой Иванова А. и как это нужно было сделать? Кто уполномочен рассматривать данное дело об административном правонарушении, совершенное Иванова А.?
Казус № 7
22 мая 2003 года постановлением Владимирской областной Думы № 44/1240 принят, а 9 июня 2003 года губернатором Владимирской области и председателем Владимирской областной Думы подписан Закон Владимирской области № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях во Владимирской области».
Согласно пункту 1 статьи 8.11 этого Закона Владимирской области (в редакции Закона Владимирской области от 9 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) совершение иных действий (бездействия), запрещенных правилами благоустройства территорий, в том числе несоблюдение чистоты и порядка, если эти нарушения не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 8.11 указанного Закона Владимирской области в той же редакции повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Индивидуальный предприниматель Иванина Т.А. была привлечена к административной ответственности на основании указанного Закона. Посчитав, что нормы Закона Владимирской области нарушают ее права, являются неопределенными, неясными, Иванина Т.А. обратилась к адвокату за помощью, с просьбой обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности.
Адвокат Серегин П.А. предложил добиться отмены Закона Владимирской области, поскольку он, по его мнению, противоречит Конституции РФ.
Вопросы и задания:
1. Какие нормы права регулируют вопросы административной ответственности на территории субъекта Российской Федерации, в частности Владимирской области? Ответ обоснуйте.
2. Имеются ли основания для отмены Закона Владимирской области? Кто и в каком порядке может оспорить принятие данного Закона?
3. Какие действия и в каком порядке следует совершить для защиты интересов Иваниной Т.А. в случае признания Закона Владимирской области недействующим?
Казус № 8
А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника специалистом. Свои требования мотивировал тем, что судебный пристав-исполнитель вынес постановление об оценке недвижимого имущества, принадлежащего должнику.
Согласно сведениям отчета специалиста, рыночная стоимость определена в сумме 66 186 000 руб. С указанной рыночной стоимостью должник не согласен, считает определенную специалистом-оценщиком стоимость, с учетом поправочных коэффициентов, примененных оценщиком, ликвидационной, что не соответствует ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Помимо заявления в суд, А.В. написал жалобу на незаконные действия вышестоящему должностному лицу с просьбой применить в отношении судебного пристава-исполнителя меры дисциплинарного характера.
Вопросы и задания:
1. Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при решении данной задачи? В каком порядке подается жалоба на действия судебного пристава-исполнителя?
2. Может ли оценщик самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки? Какие меры может применить вышестоящее должностное лицо в отношении судебного пристава-исполнителя?
3. Какое решение вынесет суд? Соблюден ли судебным-приставом исполнителем порядок, предусмотренный ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 726.