Взаимодействие обучающегося и преподавателя реализуется с соблюдением взаимного уважения.
Основными принципами процедуры оценивания ответа обучающегося являются: профессионализм, предметность, независимость, объективность, непредвзятость, беспристрастность, доброжелательность.
Зачет или оценка выставляется на основе оценки соответствия ответа установленным критериям. При этом во внимание обязательно принимаются как положительные стороны ответа, так и имеющиеся недочёты (ошибки или неточности).
При оценивании ответов преподавателю следует руководствоваться системой критериев:
1. Содержательное соответствие – соответствие содержания ответа поставленным вопросам.
2. При оценивании ответа учитываются ссылки на научные монографии, учебники и учебные пособия, в том числе опубликованные на иностранных языках, периодические научные издания; упоминание в ответе последних достижений, представленных в современных научных юридических изданиях.
3. Методологическая обоснованность – построение ответа в соответствии с уровнями методологии научного знания (философской, общенаучной, конкретно-научной, методик и техник исследования), умение представить зарубежные научные подходы, теории и результаты исследований в критическом сравнении с достижениями отечественных юридических школ, подходов.
4. Научный анализ – критический научный анализ излагаемых концепций, аргументированный результатами конкретных эмпирических исследований.
5. Научный синтез – рассмотрение теоретических подходов, отдельных концепций и исследований в контексте научного знания в целом, демонстрирование понимания связи между отдельными элементами целостного научного знания, обобщение и систематизация научной информации при решении проблемы.
6. Научное творчество – способность предложить несколько обоснованных вариантов решения практических задач, опираясь на действующие законы и иные нормативно-правые акты; правоприменительную практику и научную доктрину; способность преодоления пробелов в законодательстве; способность применять теоретические и практические положения при анализе и разрешении юридических коллизий; демонстрация творческих научных способностей при изложении собственных научных идей и взглядов; четкая аргументированность собственных выводов при решении профессиональных юридических задач и проблем.
7. Научная этика – уважительное отношение к различным правовым позициям, авторам разных теоретических концепций, результатам их деятельности, избегание дискриминационных оценок и высказываний в адрес ученых и результатов их научной деятельности.
8. Системность – четкое выделение понятий, существенных элементов теорий или концепций, их характеристика, описание связей между ними, между различными отраслями права, представление материала как цельной системы знаний.
9. Логичность – последовательное, непротиворечивое, четко структурированное изложение материала с выделением основополагающих и второстепенных положений; ясность изложения материала.
10. Понятийно-терминологическая обоснованность – использование при изложении материала профессиональных юридических терминов и понятий, раскрытие их полного содержания, соответствующего современному их толкованию, избегание подмены профессиональных понятий житейскими.
11. Профессиональная коммуникативность – способность демонстрировать профессиональное владение приемами вербального и невербального общения, управление собственными эмоциями, проявление индивидуальной и профессиональной культуры.
При оценивании ответов обучающихся важно выделять достоинства ответов при их наличии, их соответствие указанным критериям, а также следующие типы несоответствий в виде неточностей или ошибок (при их наличии):
Неточность:
• При изложении теоретического материала - незначительная погрешность, не искажающая смысла излагаемого материала, отсутствие в ответе ссылок на нормативно-правовую базу, регулирующие те или иные правоотношения.
• При использовании терминологии – неполное представление о содержании понятий, периодическое использование житейских понятий вместо юридической терминологии при правильном изложении теоретического материала и практики правоприменения (эмпирический материал).
• При изложении собственной правовой позиции - слабая аргументированность своей позиции, недостаточное подтверждение собственной позиции нормативно-правовым актам и практики правоприменения.
Ошибка:
• При изложении теоретического материала - грубые искажения смысла излагаемого материала, применение нормативно-правового акта утратившего силу; неправильное толкование содержания излагаемого юридического понятия; отсутствие в тексте или устном ответе описаний одного или более из основных теоретических подходов или ключевых компонентов излагаемой теории.
• При использовании терминологии - неумение оперировать категориальным аппаратом, незнание основных юридических терминов и понятий; использование в ответе терминов и понятий, содержание которых не соответствует их законодательному толкованию;
• При изложении собственной правовой позиции - отсутствие аргументации своей точки зрения, неспособность обосновать новизну, теоретическую или практическую значимость своих представлений, слабость методологических обоснований, неспособность соотнесения собственных теоретических представлений с существующими теориями, концепциями, законами и закономерностями, игнорирование уже выявленных закономерностей.
Примерные темы эссе, проектов, рефератов, дискуссий для подготовки к практическим занятиям (задания для оценки умения оперировать знаниями и применять их для выполнения)
1. Философские идеи Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
2. Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.
3. Человек эпохи Возрождения: идеалы, стремления, возможности.
4. Ф. Бэкон и Р Декарт: сходство и различие философских учений.
5. Трактат Им. Канта о вечном мире и современность.
6. Диалектика Г Гегеля и диалектика К. Маркса.
7. Проблема истинности знания в философии неопозитивизма.
8. К. Поппер и П. Фейерабенд: единомышленники или враги?
9. Понятие жизни, сущности и назначения человека в философии жизни.
10. Проблема человека в философии экзистенциализма.
11. Человек: волк или овца?
12. Славянофилы и западники: история и современность.
13. Идея «разумного эгоизма» в философии Н. Чернышевского.
14. Учение о богочеловечестве в философии В. С. Соловьева и Н. Бердяева.
15. Понятие культуры и цивилизации в философии Н. Бердяева.
16. Особенности российской правовой культуры.
17. Бытие человека и его перспективы. Человек настоящего и будущего.
18. Бытие как философская категория. Виды бытия.
19. Проблема соотношения материального и идеального.
20. Философское и естественно-научное толкование времени.
21. Сознательное и бессознательное.
22. Творческая природа сознания.
23. Место и роль интуиции в познавательной деятельности человека.
24. Философские категории: методологическое, аксиологическое, эвристическое значения для юридических наук.
25. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
26. Особенности социального познания.
27. Место человека в системе общественных отношений.
28. Противоречивое единство морального и правового сознания.
29. Современная философия о свободе и ответственности личности.
Учебно-методическое обеспечение
8.1. Основная литература
1. Философия: учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М., Проспект, 2012.
2. Антюшин С.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов юридического вуза /С.С. Антюшин Л.Г. Горюнова. – Электронные текстовые данные. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. – 515 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878, по паролю
8.2. Дополнительная литература
8.2.1. Философские первоисточники
1 Аристотель. Метафизика. М.,Эксмо. 2017
2 Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. М. : Мысль, 1984. Т 4.
3 Аристотель. Этика. АСТ, 2010.
4 Бердяев Н. А. О назначении человека. М. : Республика, 2010.
5 Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея М. Эксмо, 2009.
6 Бердяев Н. А. Смысл истории. М. , АСТ. 2007..
7 Бердяев Н. А. Философия неравенства. М. АСТ, 2006.
8 Бердяев Н. А. Философия свободы. М. , АСТ. 2007.
9 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М., Постум. 2017
10 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., Наука. 1991.
11 Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по истории философии : в 3 кн. СПб. : Наука, 2006.
12 Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории. СПб. : Наука, 1993.
13 Гегель Г.-В.-Ф. Философская пропедевтика. Работы разных лет : в 3 т. М. : Мысль, 1973.
14 Герцен А. И. О месте человека в природе. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1985.
15 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., Мысль, 2001.
16 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.
17 Декарт Р. Рассуждение о методе. М., Эксмо-Пресс, 2015..
18 Ильин И. А. Путь к очевидности. М. : Дарь, 2017.
19 Кант Им. Критика чистого разума. С-Пб. Азбука СПб, 2018.
20 Кант Им. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М. : Прогресс, 1993.
21 Кун Т. Структура научных революций. М. : Мысль, 2015.
22 Локк Д. Опыт о человеческом разуме. М. : Мысль, 1998.
23 Лосев А. Ф. История античной философии. М. : Мысль, 2000.
27. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955-1981. Т. 13.
28. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 2017.
29. Платон. Диалоги. М., Мысль, 2011.
30. Плеснер Г. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс, 1988.
31. Пол Фейерабенд. Прощай, разум. М., 2010.
32. Рассел Б. История западной философии : в 3 кн. Изд. Новосибирского ун-та, 2001.
33. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.,Республика, 2000.
34. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.
35. СартрЖ.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
36. Сахаров А. Д. Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. 1990. № 2.
37. Соловьев В. С. Оправдание добра. М. Академический проект, 2010.
38. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.
39. Тойнби А. Постижение истории : пер. с англ. М., Айрис Пресс, 2010.
40. Толстой Л. Н. Путь жизни. М. : Республика, 1993.
41. ФейербахЛ. Сущность христианства. М. , Юрайт 2018.
42. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Сочинения : в 2 т. М. : Правда, 1990.
43. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992.
44. Фромм Э. Душа человека. Революция надежды М., 2014.
45. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1998.
46. Философия истории. Антология. М., 1995.
47. Хайдеггер М. О сущности истины. М.,1991
48. Циолковский К. Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992. № 6.
49. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии. М. : Республика, 1998.
50. Шопенгауэр А. О свободе воли. М. , Книговек, 2015.
51. Шпенглер О. Закат Европы. М. , Эксмо.2006.
52. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 2016.
53. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Республика, 1994.
8.2.2. Учебники и учебные пособия, монографии
1. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969-1971.
2. Антология русской философии : в 3 т. СПб. : Сенсор, 2000.
3. Бердяев Н. А. Русская идея. М., 2007.
4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,ФСТ 2011.
6. Естественнонаучная картина мира. Гусев Д.А., Волкова Е.Г., Маслаков А.С. М., 2016 http://www.iprbookshop.ru/70117.html
7. История философии древнего мира. Чанышев А.Н. М., 2016 http://www.iprbookshop.ru/60088.html
8. История зарубежной философии. Средние века: Апологетика и Патристика. Кудрявцева В.И., Меньшиков А.С., Пургин С.П., Циплакова Ю.В. М.,2016, http://www.iprbookshop.ru/68248.html
9. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и Средневековья. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36373.html
10. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая .Философия XV-XIX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36372.html
11. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья .Философия XIX- XX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36374.html
12. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга четвертая .Философия XX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36375
13. Категории онтологии. Учебное пособиеПивоваров Д.В., 2016. Уральский федеральный университет, http://www.iprbookshop.ru/68339.html
14. Лекции по философии науки. М., Учебное пособие. Мархинин В.В. М.,2016 http://www.iprbookshop.ru/66408.html
15. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009.
16. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.
17. Мамчур Е. А. Образы науки в современной культуре. М., 2008.
18. Марков Б. В. Философия : учебник. СПб. : Питер, 2011.
19. Миронов В. В. Онтология и теория познания : учебник. М., 2005.
20. Многомерность истины. М., 2008.
21. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.
22. О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
23. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2014.
24. Рузавин Г. И. Методы научного познания. М., 2003.
25. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало ХХ века. СПб., 1995.
26. Философия : учебник / под ред. С. А. Лебедева. М. : Эксмо, 2011.
27. Философия истории. Антология. М. : Высшая школа, 1997.
28. Философия науки. Учебное пособие. Сабиров В.Ш., Соина О.С. 2016, http://www.iprbookshop.ru/69567.html
29. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики, 2006.
30. Фромм Э. Душа человека. Революция надежды М., 2014.
31. Фокина Н. И. Современная западная философия : учеб. пособие. М., Проспект, 2008.
32. Хрестоматия по западной философии : учеб. пособие / сост.Н.И. Фокина М. : Проспект, 2006 ; 2008.
33. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М., 2003.
34. Язык, знание, социум. Проблемы социальной эпистемологии. М., 2007.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Сайты:
Базы данных ИНИОН http://www. inion.ru/product/db.htm
Библиотека учебной и научной литературы русского гуманитарного интернет - университета http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
Официальный сайт Института философии РАН http://www.iphras.ru
Сводный каталог электронных библиотек на http://www.lib.msu.ru/journal/Unilib/main.htm
Центральная библиотека образовательных ресурсов http://www.edulib.ru
www.msal.ru - сайт Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
www. iphras.ru - сайт Института философии Российской академии наук
www.inion/.ru сайт Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН).
10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
10.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
для студентов очной формы обучения
Задания для подготовки к лекциям:
С целью предварительной подготовки к лекциям студентам рекомендуется:
- изучение основных терминов и понятий темы лекции;
- изучение проблемы, выделенной в тематике лекции для интерактивного обсуждения;
- ознакомление с нормами права, отражающими изучаемые вопросы;
- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции.
Материал для предварительного ознакомления рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).
10.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
для студентов заочной формы обучения
В связи с ограниченным количеством аудиторных занятий особое значение приобретает посещение установочной лекции по социологии.
Лекции для студентов-заочников имеют свои специфические особенности. Цель этих лекций заключается в том, чтобы помочь студентам- заочникам разобраться в наиболее сложных вопросах экономики, раскрыть для них узловые проблемы курса, что приведет к осмыслению курса в целом.
Наиболее эффективным методом чтения лекций для заочников является применение традиционного метода, в совокупности с методами инновационными и презентационными методами лекции-диалога.
Установочная лекция - одна из важнейших форм преподавания на заочном отделении, так как она представляет собой введение к курсу, который студенты будут изучать самостоятельно. Главное назначение установочной лекции - помочь студентам осознанно войти в круг вопросов, изучаемых в курсе социологии, разъяснить, как правильно организовать самостоятельную работу над курсом. В установочной лекции студенты должны получить от преподавателя направление в организации работы над курсом, овладеть тем методическим «ключом», который будет способствовать повышению эффективности их самостоятельной работы.
Структура установочной лекции состоит из двух частей:
Изложения вводных, наиболее общих, принципиальных положений курса социологии.
Методических рекомендаций по изучению курса в межсессионный период.
Методические рекомендации включают в себя:
Рекомендацию основной учебной литературы.
Советы по пользованию учебниками и методической литературой, где обращается внимание студентов на возможность использования электронного учебного материала, помещенного на сайте Волго-Вятского Института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в Интернете.
Советы по подготовке к практическому занятию.
Разъяснение требований, предъявляемых к зачету, и рекомендации к его подготовке, а также рекомендации по написанию контрольной работы.
Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций преподавателей и др.
Самостоятельный контроль, так же как и для студентов дневной формы обучения, заключается в проверке своих знаний и степени овладения навыками путем выполнения упражнений, приведенных в программе и в рекомендуемой основной литературе, а также тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Список вопросов и рекомендуемая литература приведены в рабочей программе дисциплины. Дополнительная литература предназначена для более глубокого и многостороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится использовать экономические знания в своей научной и практической деятельности.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем
Для проведения занятий используются информационные технологии:
1. Дидактические материалы: презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи, комплекты схем, плакатов.
2. Технические средства обучения:
Мультимедийные системы (сканеры, видеомагнитофоны, интерактивные доски, компьютерные классы, ноутбуки, проекторы, персональные компьютеры, видиокейсы компании «Решение – учебное видео»,
3. Электронные образовательные ресурсы: учебники; словари; периодические издания.
4. Программное обеспечение и информационно-справочные системы:
а) Редактор MS WORD (или пакет MS Office);
б) Информационно-правовая система «Консультант плюс»
в) Информационно-правовая система «Гарант»
г) Программа для создания презентаций Power Point.
5. Информационная образовательная среда
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной-библиотечной системе (ЭБС) IPRbooks, к электронной информационно-образовательной среде Института.
Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает:
а) доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
б) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
в) проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
г) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
д) взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
1. Аудиторный фонд Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
2. Библиотека Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
3. Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.
4. Компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 324.