Факультет психологии, педагогики и дефектологии
Рабочая тетрадь по курсу «Психофизиология»
самостоятельной работы студентов
Преподаватели курса:
Канд.психол.н., доц. Скиртач И.А.
ФИО студента ___________________________________________
Курс_____ Группа_____
Работа сдана «______»_________________20____г.
Общий балл ________________
Тема 1: «МОЗГ»
Задание 1. Продолжите фразы:
ü Пространство между телами и отростками нервных клеток коры заполнено _________________________________________________________________________________________
ü Нейроны коры подразделяются на 3 основных типа: ________________________________
__________________________________________________________________________________ ____ ___
ü Среди новых классов нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами выделяют следующие (не менее 5 классов): ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Медиаторы передают информацию на _____________________________________________
и по ____________________________________________________________________________________
Пептиды передают информацию на _______________________________________________
и по ____________________________________________________________________________________
Задание 2. Продолжите фразу:
В соответствии с развитием (стадии трех пузырей) к ПЕРЕДНЕМУ мозгу относят ______________
_________________________________________________________________________________________
к СРЕДНЕМУ - _________________________________________________ _____________________ ___ ,
к РОМБОВИДНОМУ – __________________________________________________________ ________ _
Задание 3. Подпишите обозначения на сагиттальном разрезе головного мозга:
1. _______________________________________
2. _______________________________________
3. _______________________________________
4. _______________________________________
5. _______________________________________
6. _______________________________________
7. _______________________________________
8. _______________________________________
9. _______________________________________
10. ______________________________________
11. ______________________________________
12. ______________________________________
13. ______________________________________
14. ______________________________________
15. ______________________________________
16. ______________________________________
17. ______________________________________
18. ______________________________________
19. ______________________________________
20. ______________________________________
21. ______________________________________
22. ______________________________________
23. ______________________________________
24. ______________________________________
25. ______________________________________
26. ______________________________________
27. ______________________________________
28. ______________________________________
29. ______________________________________
30. ______________________________________
31. ______________________________________
Задание 4. Подпишите обозначения к рисунку ствола мозга:
А. _____________________________________
В. _____________________________________
С. _____________________________________
1. __________________________________________
2. __________________________________________
3. __________________________________________
4. __________________________________________
5. __________________________________________
6. __________________________________________
7. __________________________________________
8. __________________________________________
9. __________________________________________
10. _________________________________________
Черепно-мозговые нервы (ЧМН):
V . ________________________________
VI . _______________________________
VII. _______________________________
VIII. ______________________________
IX . _______________________________
X . ________________________________
XI . _______________________________
Тема 2: «МЕТОДЫ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»
Задание 5. Ответьте на вопрос: «Где регистрируются перечисленные ритмы мозга?»
Альфа-ритм_____________________________________________________________________________
Бета-ритм_______________________________________________________________________________
Гамма-колебания________________________________________________________________________
Дельта-волны____________________________________________________________________________
Тета-волны______________________________________________________________________________
Каппа-колебания________________________________ лямбда-колебания_______________________
Задание 6. Ответьте на вопрос: «Какие и где в настоящее время выделяют эквиваленты альфа-ритма?» _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 7. Ответьте на вопрос: «Что позволяют определить стволовые потенциалы?» __________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 8. Продолжите фразы:
ü ЯМРИ позволяет получить информацию о _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Изотопами при позитронно-эмиссионной томографии мозга являются ________________
_________________________________________________________________________________________
ü Опишите процедуру неинвазивного способа измерения локального мозгового кровотока
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü В основе электорокулографии лежит ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________
ü Методы Фере и Тарханова различаются по ________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Показателем по методу Фере является______________________________________________________
Показателем по методу Тарханова является_________________________________________________
Тема 3: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»
ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Задание 9. Дайте определение сенсорной системы.
Сенсорной системой называют_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Перечислите и опишите принципы организации сенсорных систем.
1) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Опишите типы, на которые делятся, по природе рецепторного аппарата, органы чувств и рецепторы (какие органы чувств к какому типу относятся и за счет чего осуществляется рецепция)
Тип 1 - __________________________________________________________________________________
К нему относятся: _________________________________________________________________
Рецепцию осуществляют ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Тип 2 - __________________________________________________________________________________
К нему относятся: _________________________________________________________________
Рецепцию осуществляют ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Тип 3 - __________________________________________________________________________________
К нему относятся: _________________________________________________________________
Рецепцию осуществляют ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 12. Продолжите фразы:
ü Субсенсорные реакции впервые были описаны_____________________________________
ü Дифференциальная сенсорная чувствительность основана на ________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
ü В сенсорной системе сигналы кодируются __________________________________________
ü Операция опознания образов заключается в ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Задание 13. Перечислите оболочки и компоненты внутреннего ядра глазного яблока.
Оболочки:_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Компоненты внутреннего ядра____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 14. Сравните скотопическое и фотопическое зрение
скотопическое зрение | фотопическое зрение |
Задание 15. Подпишите обозначения к схемам рефракции и оптической коррекции
К схеме рефракции относятся рисунки _______________
К схеме оптической коррекции относятся рисунки _______________
а - _____________________________________
б – _____________________________________
в – _____________________________________
г – _____________________________________
д – _____________________________________
е – _____________________________________
Задание 16. Опишите суть и разновидности дальтонизма ____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 17. Подпишите обозначения к рисунку среднего уха
3 – ___________________________________________
4 – ___________________________________________
5 – ___________________________________________
5А – __________________________________________
5Б – __________________________________________
5В – ___________________________________________
7 – ____________________________________________
8 – ____________________________________________
9 – ____________________________________________
10 – ___________________________________________
Задание 18. Заполните квадраты в соответствии с последовательностью прохождения акустических колебаний в кортиевом органе
Задание 19. Заполните таблицу
Наименование элемента | За восприятие чего отвечает |
Спиральный (кортиев) орган | |
Пятно эллиптического мешочка | |
Пятно сферического мешочка | |
Ампулы полукружных каналов |
СОМАТОСЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Задание 20. Подпишите обозначения к рисунку
1 -___________________________________________________
___________________________________________________
2 – ___________________________________________________
___________________________________________________
3 – ___________________________________________________
___________________________________________________
4 – ___________________________________________________
___________________________________________________
5 – ___________________________________________________
___________________________________________________
6 – ___________________________________________________
___________________________________________________
7 – ___________________________________________________
___________________________________________________
8 – ___________________________________________________
___________________________________________________
9 – ___________________________________________________
___________________________________________________
Задание 21. Сравните в таблице лемнисковый и спиноталамический пути
Лемнисковый путь | Спиноталамический путь |
ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Задание 22. Ответьте на вопрос: «Что представляет собой якобсонов орган?» __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВИСЦЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Задание 23. Укажите места локализации в организме человека терморецепторов ______________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 24. Опишите механизм первичной активации болевых рецепторов ___________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 25. Дайте определение и опишите этиологию каузалгии _____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 26. Заполните таблицу
Структура | Функция, выполняемая изолированной структурой |
Подкорковые и корковые мотивационные зоны | |
Ассоциативные зоны коры | |
Базальные ганглии мозжечок | |
Таламус (Двигательная кора) | |
Ствол мозга | |
Спинномозговые нейроны | |
Моторные единицы |
Задание 27. Ответьте на вопрос: «Как проявляется в ЭЭГ намерение выполнить определенное движение?» _____________________________________________________________________________
Задание 28. Ответьте на вопрос: «На каких принципах строится управление двигательными актами?» ________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 29. Укажите локализацию патологии при:
кинестетической апраксии ______________________________________________________________ и пространственной апраксии ______________________________________________________________
Задание 30. Раскройте суть исследований А.С. Батуева в изучении программирования движения руки обезьяны (что он обнаружил и где) ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 31. Раскройте подход П. Гольдман-Ракич и ее коллег к пониманию префронтальной коры и ее функций _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 32. Ответьте на вопрос: «Какие функции в управлении движениями выполняет мозжечок?» _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задание 33. Раскройте суть исследований А.Р. Лурии и его сотрудников о взаимосвязи речи и двигательного поведения у ребенка (что было установлено) __________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 34. Ответьте на вопрос: «В чем суть геминеглекта?» _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 36. Ответьте на вопрос: «В чем различия между теориями ранней и поздней селекции?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 37. Ответьте на вопрос: «Как определяет ориентировочный рефлекс А.С. Бернстайн?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 38. Опишите, в чем заключается суть мозговой волны, названной негативностью рассогласования _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 39. Ответьте на вопрос: «Какие компоненты выделяются в процессной негативности?»
_________________________________________________________________________________________
Задание 40. Ответьте на вопрос: «Что входит в моделирующую структуру мозга?» _____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 41. Раскройте суть концепции «специфичности неспецифической активации» П.К. Анохина ________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 42. Раскройте суть двух типов энграмм, выделенных Е.Н. Соколовым ________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 43. Сравните два типа пейсмекерных нейронов: с плавающей и постоянной частотой __
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Тема 6: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»
Задание 44. Ответьте на вопрос: «Какой класс эмоций и какие подгруппы в нем, выделяет В.К. Вилюнас в ситуативных эмоциях?» ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 45. Опишите, каким образом выразил Ж. Годфруа воспроизвел зависимость эмоции от количества информации __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 46. Опишите суть нейрокультурной теории эмоций П. Экмана _______________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 47. Ответьте на вопрос: «Согласно теории Джемса-Ланге, что причина, а что является следствием в ситуации испуг-бегство?»_____________________________________________________
Задание 48. Раскройте суть правила Геллера _______________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 49. Ответьте на вопрос: «Что входит в систему положительного подкрепления?» ______
Задание 50. Укажите структуры мозга и их последовательность, входящие в систему управления эмоциями, согласно Д. Пейпецу ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 51. Ответьте на вопрос: «С какой частью ОФК (орбито-фронтальная кора) обнаружена связь «системы наказания», а с какой «системы поощрения»?» _______________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 52. Укажите места группировки в головном мозге и с какими структурами мозга связаны своими аксонами (места проекции аксонов)
дофаминергические нейроны _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
серотонинергические нейроны ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 53. Опишите пятую версию теста М. Закермана (какие шкалы и что они отражают) ____
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 54. Опишите кратко действие стимуляторов (амфетамин, кокаин) и опиатов (морфин, героин) на мозг __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 61. Ответьте на вопрос: «К нарушениям каких видов памяти приводит раздражение перечисленных ниже элементов мозга?»
Ретикулярной формации - ________________________________________________________________
Хвостатого ядра – ________________________________________________________________________
Миндалины и гиппокампа - ______________________________________________________________
Задание 62. Ответьте на вопросы: «Какую связь увидел Г. Бергер?» __________________________
_________________________________________________________________________________________
«Что показал в своих исследованиях М.Н. Ливанов?» _______________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 65. Укажите преобладающие медиаторы
в левом полушарии ______________________________________________________________________
в правом полушарии _____________________________________________________________________
Задание 66. Ответьте на вопрос: «С преобладанием какого типа запоминания была выявлена связь у невербального интеллекта?» _______________________________________________________
Задание 67. Ответьте на вопрос: «Как проявляется активированность нервной системы в ЭЭГ при доминировании информационно-энергетических ресурсов?» _____________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 68. Продолжите фразы:
ü Информация при суккцессивном способе обрабатывается __________________________
ü Информация при симультанном способе обрабатывается ___________________________
ü Психофизиологическая хронометрия это - ________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
ü Волна Р3 может рассматриваться как психофизиологический коррелят таких когнитивных процессов, как _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 69. Раскройте содержание гипотезы нейрональной активности _____________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 70. Продолжите фразу: «В основу теоретической модели Эрлангенской школы легло известное положение о том, что ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 71. Ответьте на вопрос: «Какие результаты были получены В. Бастендорфом в его исследованиях?» ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 72. Ответьте на вопрос: «В чем заключалась гипотеза Е. Шафера?» _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 73. Ответьте на вопрос: «Где находится и как называется слухоречевая зона коры больших полушарий?» ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 74. Опишите три важнейших для речевой функции сенсорных поля в коре больших полушарий, место их нахождения и номера полей по Бродману ______________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 75. Продолжите фразы:
ü динамическая афазия возникает в результате поражения следующих отделов ___________
_________________________________________________________________________________________
ü сенсорная афазия возникает в результате поражения следующих отделов _______________
_________________________________________________________________________________________
ü с поражением задних отделов речевых зон коры связывают следующие виды афазий_____
_________________________________________________________________________________________
ü поражения левого полушария вблизи сильвиевой борозды препятствуют правильному
образованию ____________________________________________________________________________
Задание 76. Ответьте на вопрос: «Где находятся очаги возбуждения при восприятии написанных слов?» __________________________________________________________________________________
Задание 77. Ответьте на вопрос: «Что принято называть фонемами?» ________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 78. Опишите различия в локализации организации речи и связанных с ней двигательных функций у мужчин _________________________________________________________
у женщин _______________________________________________________________________________
Задание 94. Закончите предложение:
В зависимости от осознаваемости или неосознаваемости стимула с помощью механизма обратной связи на кору действуют разные восходящие неспецифические влияния: при осознании -
__________________________________________________________________ из ____________________
при неосознании стимула - ________________________________________________________________ из __________________________________________________________.
Литература:
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995, № 1. С. 111-129
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
5. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина, 1980.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и по физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
7. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мзг человека. Л.: Наука, 1980.
8. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л.: Наука, 1977.
9. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
10. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высшая школа, 1991.
11. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.
12. Варуха Э.А. Анатомия и эволюция нервной системы. - Ростов-на-Дону: Изд. Ростовский ун-т, 1992.
13. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог: ТГТУ, 1997.
14. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М.: МГУ, 1992.
15. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998.
16. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 6. С. 3-15.
17. Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.
18. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
19. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
20. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.
21. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб.: Питер, 2004.
22. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.
23. Лебедев А.Н. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейронной активности // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А.Н. Лебедев. М.: Наука, 1985.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
25. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
26. Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1987.
27. Методы исследований в психофизиологии / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994.
28. Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ. М.: Наука, 1993.
29. Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1998.
30. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.
31. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2007.
32. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.
33. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.
34. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
35. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.
36. Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.
37. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.
38. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.
39. Шмидт Р., Тевс Г. (Ред.). Физиология человека. М.: Мир. 1996. Т.2.
40. Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992.
Факультет психологии, педагогики и дефектологии
Рабочая тетрадь по курсу «Психофизиология»
самостоятельной работы студентов
Преподаватели курса:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 1006.