Цели и задачи
Цель: формирование системы теоретических знаний по курсу «Семейное право» и приобретение практических навыков решения ситуаций относительно применения семейного законодательства; формирование умений относительно использования правовых способов защиты семейных прав и интересов.
Задачи: изучение теории семейного права; изучение источников семейного права; анализ практики применения семейного законодательства; приобретение навыков применения норм семейного законодательства, анализирования практических ситуаций, принятия законных и обоснованных решений по ним, составления отдельных процессуальных документов в процессе защиты семейных прав и интересов.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
общекультурных компетенций:
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции,
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции,
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности,
ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности,
ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия,
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия,
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию,
ОК-8 способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности,
ОК-9 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий),
общепрофессиональныхкомпетенций:
ОПК-1 способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы, а также иные нормативные правовые акты и нормы международного права,
ОПК-2 способностью работать на благо общества и государства,
ОПК-3 способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц,
ОПК-4 способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу,
ОПК-5 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности,
ОПК-6 способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности),
профессиональных компетенций:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) выпускника.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать основные категории и понятия семейного права; нормы Семейного кодекса Украины как основного источника семейного права; источники семейного права Украины и ДНР; основные подходы судебной, нотариальной, административной практики относительно применения семейного законодательства Украины;
уметь учитывать общетеоретические положения, нормы Конституции, Семейного кодекса Украины и других источников семейного права в процессе реализации и защиты прав субъектов семейных правоотношений; составлять проекты договоров, заявлений, исковых заявлений, других документов относительно осуществления и защиты семейных прав; толковать действующее семейное законодательство; предоставлять правильную юридическую квалификацию обстоятельствам дела относительно семейных отношений; принимать процессуальные решения по вопросам защиты семейных прав и интересов;
владеть : терминологией, используемой в семейном законодательстве; навыками работы с нормативно-правовыми актами в сфере семейного права; навыками анализа юридических фактов, порождающих семейно-правовые последствия, анализа и толкования семейно-правовых правовых норм, анализа правоприменительной практики, решения правовых коллизий, возникающих в сфере применения семейно-правовых норм; навыками правильного применения правовых норм к конфликтным ситуациям, ставшим предметом юридической оценки и принятия решения.
5. Содержание дисциплины и форм ы организации учебного процесса
Порядковый номер и тема
Краткое содержание темы
Модуль 1
Содержательный модуль 1. Семейные правоотношения. Брак. Личные и имущественные правоотношения супружеской пары
Тема 1. Понятие и принципы семейного права
МОДУЛЬ 2
Содержательный модуль 2. Личные и имущественные права и обязанности матери, отца и ребенка, других членов семьи и родственников. Устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль 1
Очная форма
Заочная форма
на базе общего среднего образования
на базе среднего профессионального образования
на базе высшего профессионального образования
всего
в т.ч.
всего
в т.ч.
всего
в т.ч.
всего
в т.ч.
лекции
практические
лабораторные
самостоятельная работа
индивидуальная работа
лекции
практические
лабораторные
самостоятельная работа
индивидуальная работа
лекции
практические
лабораторные
самостоятельная работа
индивидуальная работа
лекции
практические
самостоятельная работа
индивидуальная работа
6
2
1
0
3
0
8,5
1
0,5
0
7
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
6
2
1
0
3
0
8,5
1
0,5
0
7
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
11
4
4
0
3
0
8,5
1
0,5
0
7
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
15
8
4
0
3
0
8,5
1
0,5
0
7
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
38
16
10
0
12
0
34
4
2
0
28
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
38
16
10
0
12
0
34
4
2
0
28
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
МОДУЛЬ 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Очная форма |
Заочная форма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на базе общего среднего образования | на базе среднего профессионального образования | на базе высшего профессионального образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | самостоятельная работа | индивидуальная работа | |||||||||||||||||||||||
Тема 5. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности матери, отца и ребенка. | 11 | 6 | 2 | 0 | 3 | 0 | 9,5 | 1 | 0,5 | 0 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
Тема 6. Устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. | 11 | 6 | 2 | 0 | 3 | 0 | 9,5 | 1 | 0,5 | 0 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
Тема 7. Права и обязанности других членов семьи и родственников | 6 | 2 | 1 | 0 | 3 | 0 | 9,5 | 1 | 0,5 | 0 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
Тема 8. Особенности усыновления детей гражданами Украины, проживающими за ее пределами и иностранцами | 6 | 2 | 1 | 0 | 3 | 0 | 9,5 | 1 | 0,5 | 0 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
Итого содержательный модуль 2 | 34 | 16 | 6 | 0 | 12 | 0 | 38 | 4 | 2 | 0 | 32 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
Итого Модуль 2 | 34 | 16 | 6 | 0 | 12 | 0 | 72 | 8 | 4 | 0 | 60 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
Итого год | 72 | 32 | 16 | 0 | 24 | 0 | 72 | 8 | 4 | 0 | 60 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Темы семинарских занятий
Не предусмотрено
7. Темы практических занятий
Модуль 1
Содержательный модуль 1. Семейные правоотношения. Брак. Личные и имущественные правоотношения супружеской пары
Тема 1. Понятие и принципы семейного права.
МОДУЛЬ 2
Содержательный модуль 2. Личные и имущественные права и обязанности матери, отца и ребенка, других членов семьи и родственников. Устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Темы лабораторных занятий
Не предусмотрены
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов (дальше СРС) является неотъемлемой частью изучения курса «Семейное право». Целью СРС является усваивание в полном объеме учебной программы и последовательное формирование у студентов самостоятельности как черты характера, который играет существенную роль в формировании современной модели специалиста высшей квалификации; формирование у студентов знаний, умений и навыков, направленных на самостоятельное, творческое решение учебных, научных и производственных заданий, которые возникают в практической деятельности юристов.
Самостоятельная работа студента - это форма организации учебного процесса, при которой запланированные задания выполняются студентом под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
В ходе самостоятельной работы студент должен стать активным участником учебного процесса, научиться сознательно относиться к овладению теоретическими и практическими знаниями, свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Текущее оценивание самостоятельной работы студентов осуществляется с учетом требований «Болонской декларации» от 05.07.2006 г. по таким требованиям текущего контроля для образовательного уровня Бакалавр: систематичность и активность работы на практических занятиях; выполнение заданий для самостоятельной проработки.
С учетом содержания, целей и заданий, которые достигаются в процессе выполнения разных форм СРС, можно выделить два основных вида самостоятельной работы по курсу «Семейное право»:
I вид - самостоятельная работа, которая обеспечивает подготовку к текущим аудиторным занятиям, которой отвечают следующие формы СРС: проработка теоретических положений прослушанного лекционного материала; изучение отдельных тем или вопросов, которые предусмотрены для самостоятельной проработки; подготовка к практическим занятиям; подготовка к контрольным работам и другим формам текущего контроля; решение и письменное оформление практических задач, схем, таблиц и тому подобное; систематизация изученного материала курса перед модульным контролем и зачетом.
II вид - поисково-аналитическая работа, который отвечают следующие формы СРС: выполнение теоретических заданий, которые предлагаются по каждой теме дисциплины; ведение юридического словаря основных терминов по дисциплине; составление фабул по определенной категории дел на основании анализа материалов судебной практики (источники - Единый государственный реестр судебных решений, реальные решения судебных органов); подготовка рефератов и тому подобное.
10.Индивидуальные задания
Основной задачей индивидуальной работы студента является развитие активной познавательной деятельности каждого студента с максимальной индивидуализацией и с учетом академической успеваемости, что будет способствовать становлению личности будущего специалиста.
Каждый студент группы получает индивидуальное задание от преподавателя и самостоятельно его выполняет, придерживаясь основных требований для оформления письменных работ и использованной литературы.
Индивидуальная работа студента по курсу «Семейное право» в форме реферата выполняется в первом или втором содержательном модуле в зависимости от выбранной темы. Каждый студент выбирает себе тему реферата по нижеприведенной тематике. Номер темы реферата соответствует порядковому номеру его фамилии по списку академической группы.
Тематика рефератов по дисциплине «Семейное право»
1. Место семейного права в системе права.
2. Предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений.
3. История развития законодательства о браке и семье Украины.
4. Решение Европейского суда по правам человека как источник семейного права.
5. Понятие семьи в социологическом и юридическом значении.
6. Понятие, виды и содержание семейных правоотношений. Субъекты и объекты семейных правоотношений.
7. Юридические факты в семейном праве.
8. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей.
9. Защита семейных прав и интересов. Участие органа опеки и попечительства в защите семейных прав и интересов.
10. Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.
11. Брак как институт семейного права. Понятие и условия заключения брака.
12. Недействительность брака, основания недействительности брака.
13. Понятие и основания прекращения брака.
14. Понятие личных неимущественных правоотношений супругов, их отличие от личных неимущественных гражданских правоотношений.
15. Право на материнство и право на отцовство.
16. Право мужа и жены на свободу и личную неприкосновенность. Обязанность супругов заботиться о семье.
17. Имущественные правоотношения мужа и жены: их виды.
18. Право личной частной собственности жены и мужа. Основания возникновения и объекты права личной частной собственности жены, мужа.
19. Понятие и виды правового режима имущества, принадлежащего супругам.
20. Законный и договорный правовые режимы имущества супругов.
21. Правовой режим общей совместной собственности супругов. Основания приобретения и объекты права общей совместной собственности супругов.
22. Прекращение права общей совместной собственности супругов.
23. Правовой режим имущества женщины и мужчины, проживающих одной семьей, но не состоящих в браке между собой.
24. Брачный договор: понятие и субъекты.
25. Алиментные обязательства супругов.
26. Право на содержание женщины и мужчины, не состоящих в браке между собой.
27. Основания возникновения прав и обязанностей матери, отца и ребенка.
28. Условия и порядок признания отцовства.
29. Личные неимущественные права и обязанности матери, отца и ребенка.
30. Приоритет семейного воспитания, порядок обеспечения и защиты права ребенка на надлежащее родительское воспитание.
31. Разрешение споров, связанных с воспитанием и местожительством детей.
32. Основания, порядок, правовые последствия лишения родительских прав.
33. Обязанность матери, отца, содержать ребенка, и ее выполнение.
34. Обязанность совершеннолетних дочери и сына содержать родителей и ее выполнение.
35. Устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
36. Понятие и суть усыновления.
37. Понятие и правовые основания установления опеки и попечительства над детьми..
38. Приемная семья и детский дом семейного типа как формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
11. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации
Вопросы для зачета по курсу: "Семейное право"
1. Понятие семейного права и его место в системе права.
2. Предмет и метод семейного права.
3. Общие принципы регулирования семейных отношений.
4. Источники семейного права. Применение к регулированию семейных отношений Гражданского кодекса. Аналогия закона и аналогия права.
5. Регулирование семейных отношений по договоренности (договором) сторон.
6. Основания возникновения, изменения и прекращение семейного правоотношения.
7. Защита семейных прав и интересов.
8. Сроки в семейном праве.
9. Понятие брака и его правовая природа.
10. Условия заключения брака.
11. Порядок вступления в брак. Государственная регистрация брака и ее правовые следствия.
12. Недействительность брака. Последствия признания брака недействительным.
13. Признание брака незаключенным.
14. Общая характеристика личных неимущественных прав и обязанностей супругов.
15. Равенство мужчины и жены в семейных отношениях.
16. Право на материнство, право на отцовство.
17. Основания прекращения брака.
18. Расторжение брака органом государственной регистрации актов гражданского состояния.
19. Расторжение брака судом.
20. Режим отдельного проживания. Установление режима отдельного проживания. Правовые последствия установления режима отдельного проживания.
21. Брачный договор. Порядок заключения брачного договора.
22. Право супругов на содержание. Общая характеристика.
23. Право на содержание после расторжения брака.
24. Право на содержание женщины и мужчины не состоящих в браке между собой.
25. Общие основания возникновения прав и обязанностей матери, отца и ребенка.
26. Определение происхождения ребенка от матери.
27. Определение происхождения ребенка от отца, который находится в браке с матерью ребенка.
28. Определение происхождения ребенка от отца, который не находится в браке с матерью ребенка.
29. Признание отцовства (материнства) судом.
30. Оспаривание отцовства (материнства).
31. Общая характеристика личных неимущественных прав и обязанностей родителей и детей.
32. Споры между родителями по вопросу воспитания и место жительства ребенка (виды, порядок и особенности рассмотрения).
33. Права родителей и детей на имущество.
34. Обязанность родителей содержать ребенка и ее выполнение.
35. Определение размера алиментов и его изменение. Ответственность за просрочку уплаты алиментов. Взыскание алиментов за прошлое время и задолженности за алиментами.
36. Договор между родителями об уплате алиментов на ребенка. Прекращение права на алименты на ребенка в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество.
37. Обязанность родителей с одерживать совершеннолетних детей.
38. Обязанность совершеннолетних детей содержать родителей и ее выполнение.
39. Формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
40. Усыновление: понятие и сущность. Условия, порядок, правовые следствия усыновления. Недействительность и отмена усыновления.
41. Опека и попечительство над детьми: понятие и значение, порядок установления и прекращение, права ребенка, права и обязанности опекунов и попечителей.
42. Патронат над детьми: понятие, основания возникновения и прекращение, договор о патронате.
43. Приемная семья: понятие, порядок создания, договор об устройстве детей в приемную семью на воспитание.
44. Детский дом семейного типа: понятие, порядок создания.
45. Личные неимущественные права и обязанности других членов семьи и родственников.
46. Обязанность по содержанию других членов семьи и родственников.
47. Размер алиментов, которые взыскиваются с других членов семьи и родственников, сроки их взыскание. Изменение размера алиментов и освобождение от их уплаты.
48. Особенности усыновления детей гражданами Украины, проживающими за ее пределами и иностранцами.
Критерии оценивания
Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов, позволяет более глубоко анализировать результаты педагогической деятельности, получать детальную картину аудиторной и самостоятельной работы студента и делать весь процесс более результативным.
Итоговая оценка по курсу «Семейное право» выставляется на основе результатов текущего и итогового контроля знаний (зачет).
Объектом текущего контроля знаний студентов по курсу «Семейное право» является:
- работа на практических (семинарских), лабораторных занятиях;
- выполнение заданий для самостоятельной работы студентов (в т.ч. индивидуальных заданий по согласованию с ведущим преподавателем);
- выполнение модульных (контрольных заданий);
В случае невыполнения определенных заданий текущего контроля по объективным причинам студенты имеют право, с разрешения деканата, сдать их до последнего семинарского занятия. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.
Общее количество баллов за текущий контроль может составлять 100 баллов. Эта оценка складывается на основе сумы баллов текущего контроля по всем видам работ указанных в таблице № 1.
Таблица № 1.
Текущий контроль
(max 60 баллов)
Работа на практических (семинарских), лабораторных занятиях
Выполнение заданий для СРС (в т.ч. индивидуальных заданий)
Модульный контроль
45
30
25
100
Таким образом, по результатам работы в семестре студент может набрать максимально 100 баллов, из которых:
- за работу на семинарских занятиях - максимально 45 баллов (средний балл за ответы на семинарах по четырехбальной шкале оценивания);
- за самостоятельную работу студентов (в т.ч. индивидуальных заданий по согласованию с ведущим преподавателем) - максимально 30 баллов;
за итоговую контрольную работу по модулю - максимально 25 балов.
Все студенты, которые набрали на протяжении семестра сумму от 60 до100 баллов, автоматически получают зачет по дисциплине, а также соответствующее количество баллов и оценку по шкале ECTS (см. Таблицу № ).
Работа на практических (семинарских), лабораторных занятиях оценивается максимально в 5 баллов (средний балл ответов на семинарских занятиях по четырехбальной шкале).
«5 баллов» - студент раскрыл суть вопроса с позиций и концепций, сложившихся в науке; показал умение последовательно и логично излагать материал; анализировать его, обобщать и делать выводы. Во время ответа указана использованная учебная и научная литература.
«4 балла» - студент правильно раскрыл сущность вопроса, но в его ответе встречаются недостатки: неполнота ответа, и недостаточная обоснованность, отсутствуют ссылки на определенные теории и концепции. Во время ответа указана использованная учебная и научная литература.
«3 балла» - студент раскрывает вопрос темы примерно, в материале путается, терминологию понимает несовершенно. При ответе не указана использованная учебная и научная литература.
«2 балла» - студент не овладел материалом темы, вследствие чего сущность вопросов не раскрыл или раскрыл неверно, не может объяснить сущности основных понятий темы. При ответе не указана использованная учебная и научная литература.
Таким образом, по результатам работы на практических (семинарских), лабораторных занятиях в семестре студент может набрать максимально 30 баллов, из которых:
Оценка по 100-бальной шкале | Оценка по четырехбальной шкале |
45-35 | «Отлично» (5) |
34-25 | «Хорошо» (4) |
24-15 | «Удовлетворительно» (3) |
14-0 | «Неудовлетворительно» (2) |
Выполнение заданий для СРС (в т.ч. индивидуальных заданий по согласованию с ведущим преподавателем) оценивается в баллах (от «0» до «30») согласно следующим критериям:
•глубина знаний из учебного курса и умение грамотно их использовать при выполнении предложенных заданий - (0-10 баллов);
•наличие навыков творческого мышления (0-10 баллов);
•умение прорабатывать рекомендуемую основную и дополнительную литературу (0-6 балла);
• соблюдение графика сдачи СРС и требований к оформлению работы (0-4 балла).
Балльная шкала оценки СРС по одному модулю:
«5 баллов» - студент грамотно и своевременно выполнил задания по каждой теме модуля; показал глубокое знание учебного материала, продемонстрировал навыки творческого мышления, грамотно использовал рекомендуемую основную и дополнительную литературу;
«4 балла» - студент успешно выполнил задание для СРС, без существенных замечаний, обработал рекомендуемую основную литературу;
«3 балла» - студент допустил неточности и ошибки при выполнении заданий для СРС, ознакомился с основной литературой;
«2 балла» - студент допустил грубые ошибки, продемонстрировал неумение ориентироваться в основной литературе;
«1 балл» - задание не было своевременно предоставлено на проверку.
Выполнение заданий для индивидуальной работы студентов (далее ИСР) выполняется студентом самостоятельно по согласованию с ведущим преподавателем и оценивается как отдельный вид работы. Форма ИРС согласовывается с преподавателем и выполняется под его руководством в течение семестра. По данному виду работы студент может получить максимально 10 баллов.
Модульный контроль проводится в виде контрольной работы после окончания тематического модуля. Каждый студент получает индивидуальный вариант задания и выполняет его письменно. Максимальная оценка за контрольную работу по модулю составляет 30 баллов. Если студент не явился на контрольную работу по модулю без уважительной причины, он получает ноль баллов. Студенты не могут повторно сдавать модульный контроль.
Студенты, которые не набрали по результатам двух модулей 60 баллов сдают зачет по дисциплине «Семейное право». Если студент сдает зачет, по сумме ему выставляется не более 60 баллов, включая баллы, набранные на протяжении семестра, то есть непосредственно за зачет определенное количество баллов не устанавливается. Таким образом, зачет дает студенту возможность добрать определенное количество баллов. Зачет проводится в соответствии с расписанием сессии в письменно-устной форме: студент пишет ответы на вопросы, а затем дает устные пояснения относительно ответов.
Результаты зачета выставляются в зачетную ведомость, согласно приведенной ниже таблицы № 2.
Таблица № 2
По шкале ECTS | Оценка по 100-бальной шкале | По государственной шкале | Определение |
A | 90-100 | «Отлично» (5) | отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей |
B | 80-89 | «Хорошо» (4) | хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) |
C | 75-79 | хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) | |
D | 70-74 | «Удовлетворительно» (3) | удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков |
E | 60-69 | достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии | |
FX | 35-59 | «Неудовлетворительно» с возможностью повторной аттестации (2) | неудовлетворительно – надо поработать над тем, как получить положительную оценку |
F | 0-34 | «Неудовлетворительно» с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов (2) | неудовлетворительно – надо поработать над тем, как получить положительную оценку |
Нормативно-правовые акты
1. Конституция ДНР: Закон ДНР от 14.05.2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/
2. Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм.) // РГ от 25.12.1993 г. № 237.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
5. Сімейний кодекс України від 10 січня 2002 р. // Офіційний вісник України. – 2002. – № 7. – Ст. 273.
6. Цивільний кодекс України від 16 січня 2003 р. // Офіційний вісник України. – 2003. – №11. – Ст. 461.
7. Цивільний процесуальний кодекс України від 18 березня 2004 р. №1618-IV // Голос України. – 2004. – № 89-91.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
9. Конвенція про права дитини // Бюлетень законодавства і юридичної практики України. – 1997. – № 5. – С. 35-53.
10. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Заключена в г. Гааге 25.10.1980. Вступила в силу для России 1 октября 2011 года // СЗ РФ. 2011. № 51. Ст. 7452.
11. Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/256 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г. Вступила в силу 2 сентября 1990г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. // Ведомости СССР 1990. №45. Ст. 955.
12. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Заключена в г. Гааге 19.10.1996. // СПС КонсультантПлюс
13. Про виконання рішень та застосування практики Європейського суду з прав людини: Закон України від 23.02.2006 р. №3477- IV // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 30. – Ст. 260.
14. Про державну реєстрацію актів цивільного стану: Закон України від 1 липня 2010 р. № 2398-VI // Відомості Верховної Ради України. – 2010. – № 38. – Ст. 509.
15. Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування: Закон України від 13 січня 2005 року № 2342-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2005. – №6. – Ст.147.
16. Про Загальнодержавну програму «Національний план дій щодо реалізації Конвенції ООН про права дитини» на період до 2016 року: Закон України від 5 березня 2009 року № 1065-VI // Відомості Верховної Ради України. – 2009. – №29. – Ст. 395.
17. Про міжнародне приватне право: Закон України від 23.06.2005 р. № 2709-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2005. – №32. – Ст.422.
18. Про нотаріат: Закон України від 2 вересня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1993. – № 39. – Ст. 384.
19. Про основи соціального захисту бездомних осіб і безпритульних дітей: Закон України від 21 грудня 2010 р. № 2823-VI // Офіційний вісник України. – 2011. – № 3. – Ст. 161.
20. Про охорону дитинства: Закон України від 26 квітня 2001 р. № 2402-III // Відомості Верховної Ради України. – 2001. – № 30. – Ст. 142.
21. Про попередження насильства в сім’ї: Закон України від 15 листопада 2001 р. № 2789- ІІІ // Відомості Верховної Ради України. – 2002. – № 10. – Ст. 70.
22. Про приєднання України до Конвенції про визнання і виконання рішень стосовно зобов'язань про утримання: Закон України від 14.09.2006 № 135-V // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 43. – Ст.416.
23. Про приєднання України до Конвенції про стягнення аліментів за кордоном: Закон України від 20 липня 2006 року № 15-V // Відомості Верховної Ради України. –2006. – № 39. – Ст.325.
24. Про приєднання України до Конвенції про юрисдикцію, право, що застосовується, визнання, виконання та співробітництво щодо батьківської відповідальності та заходів захисту дітей: Закон України від 14 вересня 2006 року № 136-V // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 43. – Ст.417.
25. Про ратифікацію Європейської конвенції про здійснення прав дітей: Закон України від 3 серпня 2006 року № 69-V // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 41. – Ст.354.
26. Про ратифікацію Європейської конвенції про усиновлення дітей (переглянутої): Закон України від 15.02.2011 р. № 3017-VI // Відомості Верховної Ради України. – 2011. – № 35. – Ст. 346.
27. Про ратифікацію Конвенції про контакт з дітьми (ETS № 192): Закон України від 20.09.2006 № 166-V // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 45. – Ст.440.
28. Про ратифікацію Конвенції про правову допомогу і відносини у цивільних, сімейних та кримінальних справах: Закон України від 10 листопада 1994 року №240 // Зібрання законодавства України. – Серія 3. – 2001. – №1. – Ст. 26.
29. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм.) // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст.5340.
30. Федеральный Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с изм.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ.1996. №52. Ст. 5880.
31. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
32. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (с изм.) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
33. Об утверждении Временного положения о правилах государственной регистрации актов гражданского состояния: Постановление Совета Министров ДНР №10-31 от 03.06.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/PostanovN10_31_03062015.pdf
34. «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 7.
35. Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 // БВС РФ, 2013. № 8.
36. Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 // СПС КонсультантПлюс
37. Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 № 1055-О-П «По жалобе гражданки Ф. на нарушение ее конституционных прав статьей 144 Семейного кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.
38. Письмо Минобрнауки России от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» // СПС КонсультантПлюс
39. Питання діяльності органів опіки та піклування, пов’язаної із захистом прав дитини: постанова Кабінету Міністрів України від 24 вересня 2008 р. № 866 // Офіційний вісник України. – 2008. – № 76. – Ст. 2561.
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 735.
41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (с изм.) // БВС РФ. 2006. № 6.
42. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (с изм.) // БВС РФ. 1997. № 1.
43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (с изм.) // БВС РФ. 1998. № 7.
44. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (с изм.) // БВС РФ,1999, № 1.
45. Правила державної реєстрації актів цивільного стану в Україні, затверджені наказом Міністерства юстиції України від 18.10.2000 р. № 52/5 (у редакції наказу Міністерства юстиції України від 24.12.2010 р. № 3307/5) // Офіційний вісник України. – 2000. – №42. – Ст. 1803.
46. Приказ Минздрава России от 18.06.2014 N 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» // РГ. 18.08. 2014. № 185.
47. Приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 № 136 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // РГ. 18.07.2014. № 160.
48. Про затвердження Порядку ведення Державного реєстру актів цивільного стану громадян: постанова Кабінету Міністрів України від 22 серпня 2007 р. № 1064 // Офіційний вісник України. – 2007. – № 65. – Ст. 2516.
49. Про затвердження Правил опіки та піклування: Наказ Державного комітету України у справах сім’ї та молоді, Міністерства освіти України, Міністерства охорони здоров’я України, Міністерства праці та соціальної політики України №34/166/131/88 від 26.05.99 р. // Офіційний вісник України. – 1999. – №26. – Ст. 1252.
50. Про перелік видів доходів, які враховуються при визначенні розміру аліментів на одного з подружжя, дітей, батьків, інших осіб: постанова Кабінету Міністрів України від 26 лютого 1993 р. № 146 // Зібрання постанов Уряду України. – 1993. – №8. – Ст. 161.
Основная литература:
1. Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография / Т. Е. Борисова. – Москва: Проспект, 2015. – 144 с.
2. Дякович М.М. Сімейне право: навч. пос.[для студ. вищ. навч. закл.] / [М.М. Дякович]. – К.: Правова єдність, 2009. – 512 с.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З. А. Ахметьянова, Е. Ю. Ковалькова, О. Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О. Н. Низамиева. – Москва: Проспект, 2011. – 560 с.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М., 2014.
5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М., 2014.
6. Науково-практичний коментар до Сiмейного кодексу України / [Є. О. Харитонов, О. I. Харитонова, Ю. В. Бiлоусов та iн.] ; за ред. Є. О. Харитонова. – Вид. 2-ге. – Харкiв : Одiссей, 2008. – 559 с.
7. Ромовська, З. В. Сiмейний кодекс України : наук.-практ. комент. / З. В. Ромовська. – 3-тє вид. – Київ : Правова єднiсть, 2009. – 428 с.
8. Батманов, И. Л. Семейное право в схемах : учеб. пособие / И. Л. Батманов. - Москва : Проспект, 2014. - 79 с. (3 экз)
9. Гришаев, С. П. Семейное право : учебник / С. П. Гришаев. - Москва : Проспект, 2014. - 272 с. (3 экз)
10. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Текст] : постатейный : научно-практический / Ю. Ф. Беспалов, Д. В. Гордеюк, О. А. Егорова ; отв. ред. О. А. Егорова ; Московский городской суд, Научно-консультативный совет. - Москва : Проспект, 2014. - 547 с. - (Профессиональные юридические системы. Кодекс). (2 экз)
11. Корнеева, И. Л. Семейное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 361 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6387-8.
12. Красицька, Л. В. Проблеми сімейного права : навч. посіб. / Л. В. Красицька ; Донецький нац. ун-т, екон.-правов. ф-т. - Донецьк: ДонНУ, 2013. - 130 с. (25 экз)
13. Краснова, Т. В. Семейное право. Практикум : учебное пособие для вузов / Т. В. Краснова, Л. А. Кучинская. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 327 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00823-4.
14. Лушников, А. М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения : учеб. пособие / А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Н. Н. Тарусина. - 2-е изд. - Москва : Проспект, 2014. - 432 с. (4 экз)
15. Нечаева, А. М. Семейное право Российской Федерации : учебник для СПО / А. М. Нечаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 294 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01872-1.
16. Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) : учеб. пособие / [Е. Я. Баскаков и др.] ; под ред. И. К. Пискарева. - Москва: Проспект, 2015. - 728 с. (3 экз)
17. Пузиков, Р. В. Семейное право : учебное пособие для СПО / Р. В. Пузиков, Н. А. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 167 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5774-7.
18. Ромовська, З. В. Українське сiмейне право : пiдруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / З. В. Ромовська. – Київ : Правова єднiсть, 2009. – 498 с.
19. Сiмейне право України : пiдручник / [авт. Є. О. Харитонов та iн.]; за ред. Є. О. Харитонова, Н. Ю. Голубєвої ; Одеська нац. юрид. акад. – Київ : Iстина, 2010. – 320 с.
20. Сiмейне право України : пiдручник / [Л. М. Баранова та iн.] ; за ред. В. I. Борисової, I. В. Жилiнкової ; Нацiональний ун-т "Юрид. акад. України iм. Я. Мудрого". – 4-те вид. – Харкiв : Право, 2012. – 320 с.
21. Семейное право : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Чефранова [и др.] ; под ред. Е. А. Чефрановой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 302 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00958-3.
22. Семейное право : учебник для бакалавров / [В. А. Гуреев, О. Ю. Косова, Н. В. Тригубович и др.] ; под ред. Е. А. Чефрановой ; Рос. правовая акад. - Москва : Юрайт, 2012. - 393 с. (1 экз)
23. Семейное право : учебник для бакалавров / [Л. И. Глушкова и др.] ; отв. ред. С. О. Лозовская ; Московский гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва : Проспект, 2014. - 362 с. (4 экз)
24. Семейное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. М. Пчелинцева [и др.] ; под ред. Л. М. Пчелинцевой; под общ. ред. Л. В. Цитович. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 330 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-7641-0.
25. Семейное право Украины : учебник для студентов вузов / под ред. Ю. С. Червоного ; Одесская нац. юрид. акад. – Киев : Правова єднiсть, 2009. – 639 с.
Тема 3. Брак
1. Про затвердження Порядку здійснення добровільного медичного обстеження наречених: Постанова Кабінету Міністрів України від 16 листопада 2002 р. №1740 // Офіційний вісник України. – 2002. - № 47. – Ст. 2128.
2. Про перелік видів добровільного медичного обстеження осіб, які подали заяву про реєстрацію шлюбу: Наказ Міністерства охорони здоров’я України від 20 грудня 2002 р. № 480 // Офіційний вісник України. – 2003. - №4. – Ст. 166.
3. Про практику застосування судами законодавства при розгляді справ про право на шлюб, розірвання шлюбу, визнання його недійсним та поділ спільного майна подружжя: постанова Пленуму Верховного Суду України від 21 грудня 2007 року № 11 // Вісник Верховного Суду України. – 2008. - №1.
4. Альбиков И.Р. К вопросу исследования обстоятельств, препятствующих заключению брака // Семейное и жилищное право. 2012. № 6.
5. Альбиков И.Р. К вопросу о порядке заключения брака и установления некоторых проблем института брачного возраста в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. № 4.
6. Апопій І. Класифікація підстав недійсності шлюбу // Підприємництво, господарство і право. – 2010. - № 1. – С.128 - 130.
7. Бичкова С., Федосєєва Т. Представництво інтересів заявника у справах про надання права на шлюб // Право України. – 2008. - №6. – С.94 – 99.
8. Выборнова М.М. Современное законодательство европейских стран о фактических брачных отношениях разнополых лиц // Семейное и жилищное право. 2011. № 3.
9. Гавриш И.В. Легализация религиозного брака: проблемы и перспективы // Семейное и жилищное право. 2012. № 4.
10. Дарькина М.М. Правовое регулирование отношений по заключению и расторжению брака, связанного с иностранным элементом // Современный юрист. 2013. № 3.
11. Змієвець С. Проблеми легалізації одностатевих шлюбів // Юридичний журнал. – 2009. - №7. – С.42 -45.
12. Костенко К. Правове регулювання заручин в Україні // Юридичний журнал. – 2008. - №8. – С.54 – 58.
13. Кузнєцова О. Реєстрація шлюбу із засудженими, які відбувають покарання у кримінально-виконавчих установах // Юридичний журнал. – 2010. - №4. – С.71 – 76.
14. Левушкин А.Н. Особенности заключения брака в странах Балтии // Семейное и жилищное право. 2012. № 3.
15. Левушкин А.Н. Фактические брачные правоотношения: объективная реальность и необходимость правового регулирования // Современное право. 2014. № 3.
16. Митрофанова О. Правове регулювання фактичних шлюбних відносин // Юридичний журнал. – 2008. - №7. – С.76 – 81.
17. Райчук А. Основні сучасні тенденції розвитку законодавства розвинених країн у сфері припинення шлюбу // Право України. – 2008. - №9. – С.130 – 135.
18. Шишкина Ю.С. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 1.
Информационные ресурсы
1. Единый государственный реестр судебных решений: http://www.reyestr.court.gov.ua
2. Защита прав детей: http://ditu.ks.ua/
3. Официальный сайт Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел: http://sc.gov.ua/
4. Официальный сайт Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел: http://sc.gov.ua/
5. Официальный сайт Верховного Суда Украины: http://www.scourt.gov.ua
6. Официальный сайт Верховного Суда Украины: http://www.scourt.gov.ua
7. Официальный сайт Донецкая Народная республика: http://dnr-online.ru/
8. Официальный сайт Министерства юстиции Донецкой Народной Республики: http://www.minjust-dnr.ru/notariat/
9. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики: http://dnrsovet.su/ru/.
10. Официальный сайт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека: http://www.ombudsman.gov.ua
Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями на 2016 год. Протокол заседания кафедры № ____ от "_______" _________ 2016 г.
Зав. кафедрой гражданского права и процесса_______________________ В. Н. Швайковская
Цели и задачи
Цель: формирование системы теоретических знаний по курсу «Семейное право» и приобретение практических навыков решения ситуаций относительно применения семейного законодательства; формирование умений относительно использования правовых способов защиты семейных прав и интересов.
Задачи: изучение теории семейного права; изучение источников семейного права; анализ практики применения семейного законодательства; приобретение навыков применения норм семейного законодательства, анализирования практических ситуаций, принятия законных и обоснованных решений по ним, составления отдельных процессуальных документов в процессе защиты семейных прав и интересов.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
общекультурных компетенций:
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции,
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции,
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности,
ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности,
ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия,
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия,
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию,
ОК-8 способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности,
ОК-9 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий),
общепрофессиональныхкомпетенций:
ОПК-1 способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы, а также иные нормативные правовые акты и нормы международного права,
ОПК-2 способностью работать на благо общества и государства,
ОПК-3 способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц,
ОПК-4 способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу,
ОПК-5 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности,
ОПК-6 способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности),
профессиональных компетенций:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) выпускника.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать основные категории и понятия семейного права; нормы Семейного кодекса Украины как основного источника семейного права; источники семейного права Украины и ДНР; основные подходы судебной, нотариальной, административной практики относительно применения семейного законодательства Украины;
уметь учитывать общетеоретические положения, нормы Конституции, Семейного кодекса Украины и других источников семейного права в процессе реализации и защиты прав субъектов семейных правоотношений; составлять проекты договоров, заявлений, исковых заявлений, других документов относительно осуществления и защиты семейных прав; толковать действующее семейное законодательство; предоставлять правильную юридическую квалификацию обстоятельствам дела относительно семейных отношений; принимать процессуальные решения по вопросам защиты семейных прав и интересов;
владеть : терминологией, используемой в семейном законодательстве; навыками работы с нормативно-правовыми актами в сфере семейного права; навыками анализа юридических фактов, порождающих семейно-правовые последствия, анализа и толкования семейно-правовых правовых норм, анализа правоприменительной практики, решения правовых коллизий, возникающих в сфере применения семейно-правовых норм; навыками правильного применения правовых норм к конфликтным ситуациям, ставшим предметом юридической оценки и принятия решения.
5. Содержание дисциплины и форм ы организации учебного процесса
Порядковый номер и тема
Краткое содержание темы
Модуль 1
Содержательный модуль 1. Семейные правоотношения. Брак. Личные и имущественные правоотношения супружеской пары
Тема 1. Понятие и принципы семейного права
Тема 2. Семейные правоотношения
Тема 3. Брак
Дата: 2019-02-25, просмотров: 251.