Раздел 4 «Согласование проекта профессионального стандарта»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством, отсутствуют.

 

Приложение № 1

Сведения

об организациях, привлеченных к разработке и согласованию

проекта профессионального стандарта

№ п/п Организация Должность уполномоченного лица ФИО уполномоченного лица Подпись уполномоченного лица

Разработка проекта профессионального стандарта «Медицинский психолог»

1. Общероссийская общественная организация «Российское психологическое общество», город Москва Президент Зинченко Ю.П.  
2. Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», город Москва Президент Рошаль Л.М.  
3. ГБУ РД «Городская клиническая больница №1», город Махачкала Клинический психолог Муталимова А.М.  
4. ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», город Москва Клинический психолог Малюкова Н.Г.  
5. ГБУЗ города Москва «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения города Москвы, город Москва Заведующий отделением психолого-педагогической помощи отдела реабилитации Фуфаева Е.В.  
6. ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», город Челябинск Заведующий кафедрой клинической психологии Беребин М.А.  
7. ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), город Москва Заведующий кафедрой Творогова Н.Д.  
8. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», город Томск Ректор Галажинский Э. В.  
9. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону Заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии Ермаков П.Н.  
10. ФГБУ «Научный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева» Минздрава России, город Москва Медицинский психолог Киселева М.Г.  
11. ФГБНУ «Научный центр неврологии», город Москва Старший научный сотрудник Ковязина М.С.  
12. ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», город Санкт-Петербург Проректор по научной работе Цветкова Л.А.  
13. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России, город Москва Заведующий кафедрой общей психологии Бузина Т.С.  
14. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», город Санкт-Петербург Декан факультета психологии Шаболтас А.В.  
15. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», город Москва Декан факультета психологии Зинченко Ю.П.  
16. ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, город Москва Заведующий кафедрой клинической психологии Микадзе Ю.В.  
17. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, город Москва Заведующий отделением клинической психологии Хаин А.Е.  
18. ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский Центр здоровья детей» Минздрава России, город Москва И.о. директора Фисенко А.П.  
19. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России, город Москва Руководитель лаборатории психологии Сафуанов Ф.С.  

Согласование проекта профессионального стандарта

1. Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении Председатель Рошаль Л.М.  
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации Первый заместитель министра здравоохранения РФ Яковлева Т. В.  
3. Профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Кузьменко М.М.  

 

 

Приложение № 2

 

Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта

Мероприятие

Дата проведения

Организации

Участники

Должность ФИО

Заседания правления общественной организации «Российское психологическое общество»

 

20.06.2018 г.

 

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Президент РПО, профессор, доктор психологических наук Зинченко Юрий Петрович
ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Вице-президент РПО, профессор, доктор психологических наук Цветкова Лариса Александровна
ФГБОУ «Южный Федеральный университет» Первый вице-президент РПО, руководитель Ростовского отделения РПО, член Координационного совета РПО, профессор, доктор биологических наук Ермаков Павел Николаевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Вице-президент РПО, профессор, доктор психологических наук Асмолов Александр Григорьевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Вице-президент РПО, заместитель председателя Этического комитета РПО, доцент, кандидат психологических наук Шойгу Юлия Сергеевна
    Институт психологии Российской академии наук Вице-президент РПО, профессор, доктор психологических наук Журавлев Анатолий Лактионович
      Вице-президент, координатор Попечительского совета РПО, профессор, доктор психологических наук Кандыбович Сергей Львович
    ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Вице-президент РПО, профессор, доктор психологических наук Веракса Александр Николаевич
    ФГБОУ «Южный Федеральный университет» Член Президиума РПО, член Экспертного совета РПО, профессор, доктор психологических наук Абакумова Ирина Владимировна
    Научный исследовательский томский университет Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Галажинский Эдуард Владимирович
    ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет» Член Президиума РПО. Руководитель Дагестанского отделения РПО, член Координационного совета РПО, профессор, доктор психологических наук Далгатов Магомед Магомедаминович
    Военный университет Член Президиума РПО, член Экспертного совета РПО, профессор, доктор психологических наук Караяни Александр Григорьевич
    Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ) Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Карпов Анатолий Викторович
    ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Руководитель молодежной секции РПО, кандидат психологических наук Ковалев Артем Иванович
    ФГБОУ ВО «Санкт-петербургский государственный университет» Член Президиума РПО, Президент Санкт-Петербургского психологического общества, профессор, доктор психологических наук Костромина Светлана Николаевна
    Удмуртский Государственный Университет Вице-президент РПО, профессор, доктор психологических наук Леонов Николай Ильич
    Психологический институт РАО Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Малых Сергей Борисович
    Академия управления МВД РФ Член Президиума РПО Марьин Михаил Иванович
    Восточно-Европейский институт Психоанализа Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Решетников Михаил Михаилович
    Южно-Уральский государственный университет Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Солдатова Елена Леонидовна
    ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Тхостов Александр Шамилевич
    Институт психологии Российской академии наук член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Ушаков Дмитрий Викторович
    Институт психологии Российской академии наук Член Президиума РПО, профессор, доктор психологических наук Юревич Андрей Владиславович
    ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», факультет психологии Координатор Президентского совета РПО, профессор, доктор психологических наук Донцов Александр Иванович

Рассылка по электронной почте проекта профессионального стандарта в региональные отделения общественной организации «Российское психологическое общество»

31.07.2018

Алтайское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Демина Людмила Денисовна
Архангельское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Симонова Наталья Николаевна
Башкортостанское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Галяутдинова Светлана Ишбулдиновна
Белгородское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Исаева Надежда Ивановна
Брянское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Власов Владимир Николаевич
Бурятское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Миронова Татьяна Львовна
Владимирское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Цветков Сергей Анатольевич
Волгоградское отделение РПО   Руководитель отделения, психолог Кисляков Виктор Петрович
Воронежское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Худякова Татьяна Леонидовна
Дагестанское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Далгатов Магомед Магомедаминович
Дальневосточное отделение РПО Руководитель отделения, психолог Воробьева Клариса Ивановна
Забайкальское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Романова Людмила Георгиевна
Ивановское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Турчин Анатолий Степанович
Иркутское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Конопак Игорь Александрович
Калининградское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Залевский Генрих Владиславович
Калмыцкое отделение РПО Руководитель отделения, психолог Шевкиева Ногала Борисовна
Калужское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Енгалычев Вали Фатехович
Карельское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Скороходова Нина Юрьевна
Кемеровское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Яницкий Михаил Сергеевич
Кировское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Низовских Нина Аркадьевна
Костромское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Крюкова Татьяна Леонидовна
Краснодарское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Рябикина Зинаида Ивановна
Красноярское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Хасан Борис Иосифович
Курганское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Чумаков Михаил Владиславович
Курское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Чернышев Алексей Сергеевич
Ленинградское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Ситников Валерий Леонидович
Магаданское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Якунина Юлия Евгеньевна
Московское областное отделение РПО Руководитель отделения, психолог Булгаков Александр Владимирович
Московское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Леонов Сергей Владимирович
Мурманское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Оконешникова Ольга Викторовна
Нижегородское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Маркелова Татьяна Владимировна
Новгородское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Калашникова Марина Борисовна
Новосибирское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Большунова Наталья Яковлевна
Омское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Шаров Анатолий Сергеевич
Оренбургское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Бендас Татьяна Владимировна
Отделение РПО в Республике Коми Руководитель отделения, медицинский психолог Нагаев Виктор Васильевич
Отделение РПО в Республике Марий Эл Руководитель отделения, психолог Бахтина Светлана Владимировна
Пензенское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Лисин Михаил Николаевич
Пермское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Корниенко Дмитрий Сергеевич
Приморское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Чернявская Валентина Станиславовна
Псковское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Иванова Светлана Павловна
Ростовское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Ермаков Павел Николаевич
Рязанское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Купцов Иван Иванович
Самарское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Акопов Гарник Владимирович
Санкт-Петербургское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Костромина Светлана Николаевна
Саратовское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Аксеновская Людмила Николаевна
Сахалинское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Власенкова Елена Геннадьевна
Свердловское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Виндекер Ольга Сергеевна
Севастопольское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Наличаева София Александровна
Смоленское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Родионов Алексей Николаевич
Ставропольское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Озеров Виктор Петрович
Татарское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Фахрутдинова Лилия Раифовна
Тверское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Жалагина Татьяна Анатольевна
Томское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Богомаз Сергей Александрович
Тульское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Сапогова Елена Евгеньевна
Удмуртское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Леонов Николай Ильич
Ульяновское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Ефимова Ольга Ильинична
Ханты-Мансийское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Гильманов Сергей Амирович
Челябинское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Солдатова Елена Леонидовна
Чувашское Республиканское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Фоминых Владимир Павлович
Якутское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Мельникова Надежда Михайловна
Ярославское отделение РПО Руководитель отделения, психолог Карпов Анатолий Викторович


Приложение №3

 

Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта «Медицинский психолог»

 

 

№ п/п ФИО эксперта Организация, должность Замечание, предложение Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения)

1.

Русина Наталья Алексеевна

член ФУМО по психологии раздела «клиническая психология», заведующий кафедрой клинической психологии Ярославского государственного медицинского университета, медицинский психолог высшей квалификационной категории

1. Считаю целесообразным включить в трудовые функции медицинского психолога «Клинико-психологическое обеспечение перинатальной помощи». Работа медицинского психолога в перинатальных центрах, которые находятся также в ведомстве Минздрава, включает психологическую помощь беременным, психологическое сопровождение в процессе родов, психокоррекционную и психотерапевтическую помощь женщинам при угрозе выкидыша и при потере ребенка, в патологии беременности, работу с измененным состоянием сознания женщин, работу в бригаде совместно с врачом акушером, участие в проведении школ для беременных. Для подобной работы психологу необходимы клинико-психологические знания. Проверяла как представитель Департамент здравоохранения перинатальный центр. Хорошо знаю функционал. Могу прописать. «Принято» Замечание принято в другой формулировке: «Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях»
2. В обсуждаемых профстандартах медицинского психолога и нейропсихолога не совсем понятны «требования к образованию и обучению» в части формулировки «либо высшее образование по направлению «Психология» (уровень бакалавриата по направлению «Психология» и магистратуры по направлению «Психология»)». Бакалавриат считается высшим образованием, а магистратура, без базового психологического образования не является высшим образованием: Закон об образовании: «п.15 ст. 108 ФЗ 15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования». В таком случае, следует ли понимать требования к образованию и обучению как обязательное наличие бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология». В противном случае мы имеем психологов с уровнем магистратуры по направлению «Психология», но без базовых знаний. Сейчас таких желающих очень много, и они претендуют на обучение по клинической психологии «Принято» Замечание принято полностью  
2. Автор не назвал своего имени   - Это очень хорошая идея со стандартами. И я думаю было бы здорово более четко и жестко сформировать компетенции медицинских психологов и нейропсихологов, чтобы то, что делают они не должны были делать другие смежные специалисты, например логопеды, которые подменяют и заменяют нейропсихологов, что снижает количество рабочих мест для выпускников по медицинской психологии, и не дает развиваться нейропсихологической науке. Для этого может изменить программу обучения логопедов до афазии и общей теории взаимосвязи мозга и психики. А также наделить правом проводить психотерапию, которая развивалась психологами, но была у них отобрана психиатрами «Принято» Замечание принято полностью

3.

Андриянова С.А., Смирнова Н.В., Синявская Н.А. 

 

Психологи

г.Тюмень.

1. Мы очень рады, что, наконец, будет создан этот нужный, долгожданный профессиональный стандарт, так как статус медицинского психолога остаётся в настоящее время неудовлетворительным, крайне низким, в сравнении со стандартами других медицинских работников, а сама должность медицинского психолога подпадает под дискриминацию трудового права, так как статус данной специальности не утверждён, законодательные нормы плохо, нечетко прописаны по должности «медицинский психолог» и подпадают под вольные трактования вышестоящих инстанций (см. статью Беребина М.А. «О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними перспективами») «Принято» Замечание принято полностью
2. Медицинские психологи работают не только в учреждениях здравоохранения, но и в социальной сфере, куда отнесена медицинская организация особого типа (Номенклатура медицинских организаций) - учреждение бюро медико-социальной экспертизы, которое занимается медицинской деятельностью. Медицинский психолог относится к специалистам с иным высшим образованием, предоставляющим медицинские услуги, (обеспечивающим предоставление медицинских услуг), что подтверждается Номенклатурой медицинских услуг (приём медицинского психолога первичный, повторный, проведение тестирования). Согласно Номенклатуре должностей Медицинских работников, должность «медицинский психолог» относится к перечню должностей медицинских работников. В должностные обязанности медицинского психолога входит проведение психодиагностического экспертного исследования. Медицинский психолог, работая в медицинской организации (МСЭ), участвует в проведении медицинской экспертизы (медико-социальной экспертиза отнесена к видам медицинских экспертиз согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»), выполняет трудовые функции наряду с врачами-экспертами (проводит экспертно-реабилитационную диагностику) и нормативно-правовыми актами должность медицинского психолога чётко и однозначно отнесена к медицинским работникам согласно Номенклатуры (№1183н) должностей медицинских работников, предоставляющих медицинские услуги, обеспечивающих предоставление медицинских услуг и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года № 541н. На данный момент, во многих регионах в учреждениях МСЭ специалистов, работающих в должности «Медицинский психолог» руководители поспешно переводят в должности «Психолог», нарушая трудовое законодательство. В государственном стандарте Медико-социальной экспертизы ГОСТ Р55635-2013 представлены требования к персоналу учреждений МСЭ, в которых описаны требования как к психологу, так и медицинскому психологу. Эти требования качественно отличаются, так как, согласно прописанным требованиям, проведением экспертно-психодиагностического обследования при медико-социальной экспертизе должен заниматься только медицинский психолог (см. требования, представленные ниже). 5.25.Требования к медицинскому психологу: медицинский психолог должен: иметь соответствующее образование, знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; возрастную психологию; психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику; методы психологического консультирования; психофизиологию; основы дефектологии; психологию труда; деонтологию; отечественный и зарубежный опыт в области психологии по направлению деятельности; правила внутреннего трудового распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и пртивопожарной защиты. 5.25.2.Проводить экспертное психодиагностическое обследование освидетельствуемого при медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалида. 5.25.3.Оценивать структуру дефекта и психологический реабилитационный потенциал инвалида. 5.25.4.Формулировать психологическое реабилитационно-экспертное заключение и разрабатывать психологическую часть индивидуальной программы реабилитации инвалида. 5.25.5.Проводить динамический контроль и оценку эффективности реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации. 5.25.6.Проводить консультации по оказанию психологической помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам и другим вопросам в части психологического аспекта при проведении медико-социальной экспертизы и психологической реабилитации инвалидов. 5.25.7.Оформлять отчетную документацию в установленном порядке. 5.25.8.Внедрять в практику современные методы психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции, психологического консультирования. 5.26 Требования к психологу Психолог должен: 5.26.1 Иметь соответствующее образование, знать Конституцию Российской Федерации, законодательство по охране здоровья граждан; федеральные законы и иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные акты субъекта Российской Федерации, регламентирующие деятельность организаций социального обслуживания; инструкции и методические рекомендации вышестоящих организаций по составлению индивидуальной программы реабилитации; статистические методы анализа состояния инвалидности и реабилитации инвалидов; особенности реабилитируемого контингента; возрастную психологию; медицинскую психологию; психологию труда; психофизиологию; основы дефектологии; этику и деонтологию; отечественный и зарубежный опыт в области психологии по направлению деятельности; правила внутреннего трудового распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 5.26.2 Непосредственно оказывать психологическую помощь в организации. 5.26.3. Консультировать граждан, используя в практической работе по психологической диагностике современные методы исследования, коррекции и неклинической психотерапии. 5.26.4. Информировать специалистов организаций о развитии современных направлений в психологии и психотерапии, создания новых психодиагностических и психокоррекционных методик. 5.26.5.Вносить предложения при формировании плана работы организации в части психологического просвещения и информирования населения по вопросам психопрофилактики, диагностики, первичной коррекции и неклинической психотерапии. 5.26.6. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на восстановление или сохранение психического, соматического и социального статуса обслуживаемого социально незащищенного контингента, в том числе инвалидов, в процессе проведения реабилитации. 5.26.7.Проводить динамический контроль и оценку эффективности реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида. 5.26.8.Подготавливать предложения по комплексным программам профилактики инвалидности на подведомственной территории, а также по совершенствованию организации реабилитации и социальной защиты инвалидов. 5.26.9. Проводить консультации по оказанию психологической помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам и иным вопросам в части психологического аспекта при проведении медико-социальной экспертизы и психологической реабилитации инвалидов. Таким образом, с учётом вышеизложенного, просим в профессиональном стандарте «Медицинский психолог» отразить должность «медицинский психолог» в учреждениях медико-социальной экспертизы и чётко прописать требования к занимаемой должности- соответствующее образование, переподготовка по специальности «Клиническая психология», прохождение аттестации 1 раз в 5 лет с присвоением (подтверждением категории) по специальности «Клиническая психология», в трудовых функциях специалиста, можно указать более подробно, чем занимается медицинский психолог в учреждениях медико-социальной экспертизы, усилить медицинский аспект деятельности (участие в медико-социальной экспертизе, обеспечение врача психодиагностическими данными и экспертной оценкой состояния высших психических функций, проведение психокоррекционной работы, разработка психологического аспекта ИПРА). «Принято» Замечание принято в другой формулировке: ОТФ 1, ТФ A/03.7 «Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы»   ОТФ 1, ТФ A/01.7 Трудовые действия: «Проведение экспертного клинико-психологического исследования в связи с задачами внесудебной экспертизы»

4. с

Автор не назвал своего имени

 

-

1.Здравствуйте, уважаемые специалисты по разработке профессионального стандарта "Медицинский психолог"! Хотелось бы увидеть в стандарте "Медицинский психолог" сведения о медицинских психологах, занятых в бюро медико-социальной экспертизы, в трудовые функции которых входит участие в освидетельствовании больных и инвалидов (проведение экспертно-реабилитационной диагностики), включающую оценку состояния высших психических функций, эмоционально-личностной сферы, интеллектуальных способностей , проведение оценки степени выраженности нарушений психических функций, их стойкости, варианта изменений для дальнейшей трансформации в клинико-экспертный и реабилитационный диагноз; совместное обсуждение с врачами-экспертами результатов экспертно-реабилитационной диагностики и определение степени расстройств функций организма и ограничения жизнедеятельности, решение вопроса о группе инвалидности; проведение оценки психологического реабилитационного потенциала личности инвалида, проведение психокоррекционной работы при нарушениях мотивационной сферы, фрустрации, эмоциональных нарушениях, прогнозирование возможности социально-психологической адаптации, оценка способности инвалида к обучению и переобучению, участие в коллегиальном обсуждении результатов реабилитационно-экспертной диагностики, разработка совместно с врачами-экспертами индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (психологического аспекта), проведение совместно с другими специалистами оценки реализации индивидуальных программ реабилитации (абилитации) и оценки эффективности реабилитационных мероприятий, формирование экспертно-психологического заключения по результатам обследования больных с разной патологией (неврологической, онкологической, психиатрической и т.д.) Проведение консультативной помощи сотрудникам МСЭ и больным с ограниченными возможностями, оформление отчётной документации в установленном порядке, внедрение в практику современных методов психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции и психологического консультирования. «Принято» Замечание принято в другой формулировке: ОТФ 1, ТФ A/03.7 «Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы»   ОТФ 1, ТФ A/01.7 Трудовые действия: «Проведение экспертного клинико-психологического исследования в связи с задачами внесудебной экспертизы»
2. При изучении стандартов возник вопрос по требованиям к программам переподготовки: в документе предусматривается общественно-профессиональная аккредитация данных программ, процедура прохождения государственной аккредитации понятна, каким образом будет осуществляться общественная аккредитация? Будет ли возможность пройти обучение желающим по данным программам в любых регионах РФ? Спасибо! «Отклонено» Замечание отклонено в связи изменением формулировки требований к образованию: «дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология» не менее 30 зач. ед.»  
5. Автор не назвал своего имени   -  1. Постоянное использование слова "обеспечение" наводит на мысль, что медицинский психолог не имеет самостоятельной деятельности, а только обеспечивает чужую, хотя это полноценный специалист с высшим образованием. «Принято» Замечание принято полностью
      2. Не вполне ясно из содержания может ли медицинский психолог проводить самостоятельно психотерапию? Чётко это не отражено. На наш взгляд, это вполне возможно с учётом контекста соответствующих знаний, умений и действий. «Принято» Замечание принято в другой формулировке: «Разработка, назначение и проведение клинико-психологических реабилитационных мероприятий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи».

6.

Седин Виктор Иванович

 

 

Ведущий научный сотрудник ГНЦ ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России,
врач-психофизиолог, д.м.н., профессор, судебный психолог-эксперт
член РПО

1. Уважаемые коллеги, примите мои пожелания с стандарту "Медицинский психолог". Они продиктованы моим опытом работы и подготовки по программам "Клиническая психология" (магистратура, повышение квалификации и профессиональная переподготовка). 1. Клинико-психологическое обеспечение помощи пациентам с... добавить: ПСИХОСОМАТОЗЫ (психосоматические нарушения). «Принято» Замечание принято в другой формулировке: «Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях»
2.Требования к образованию и обучению - не только психология, но и врачебная специальность, например, лечебно-профилактическое дело. «Отклонено» Замечание отклонено в связи с отсутствием необходимого аргументированного обоснования. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" требованиями к квалификации для должности «медицинский психолог»: Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.
3.Трудовые действия - добавить: консультирование врачебного персонала клиники   «Частично принято» Замечание принято в другой формулировке: «Клинико-психологическая помощь в составе мультидисциплинарной бригады специалистов»
7. Тхостов А.Ш. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Требования к образованию и обучению: либо высшее образование по специальности или направлению «Психология» (уровня бакалавриата по направлению «Психология» и магистратуры по направлению «Психология») и профессиональная переподготовка по имеющим общественно-профессиональную аккредитацию дополнительным профессиональным образовательным программам объемом не менее объема трудозатрат по общепрофессиональным дисциплинам специальности «Клиническая психология» и профессиональную переподготовку по программе «Нейропсихология» (для вновь трудоустраивающихся); Обращаю внимание, что вновь осуществляется попытка допустить бакалавров в область клинической психологии. «Принято» Замечание принято полностью
8. Кадыров Руслан Васитович тел. +7 914 343-85-40;(423)299-07-55 е-mail: rusl-kad@yandex.ru     Предлагаю внести в предложенные трудовые действия следующие трудовые функции: Клинико-психологическое обеспечение психиатрической помощи; Клинико-психологическое обеспечение психотерапевтической помощи; Клинико-психологическое обеспечение профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий, указанные ниже трудовые действия, навыки и знания: Трудовые действия    Оказание квалифицированной психологической помощи в экстремальных ситуациях (землетрясение, наводнение, ДТП и т.п.)                    Информирование пострадавшего или его представителей по психическому состоянию, возникшему вследствие экстремальной ситуации.                    Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения пострадавших в экстремальных ситуациях и условиях, нуждающихся в психологической помощи                    Психологическая помощь и психологическое консультирование пациентов (клиентов) при наличии отсроченных реакций на травматический стресс                    Осуществление взаимодействия с врачами и другими специалистами – членами мультидисциплинарной бригады выезжающей при возникновении экстремальных ситуаций                    Психологическая подготовка персонала учреждений к действиям в экстремальных ситуациях Необходимые умения Оказывать экстренную психологическую помощь в экстремальной ситуации                    Организовывать психологическое сопровождение пострадавших в экстремальных ситуациях, нуждающихся в психологической помощи                    Оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь, проводить консультирование и психологическую коррекцию отсроченных реакций на травматический стресс                    Использовать саморегуляцию для предотвращения синдрома профессионального выгорания у психолога Необходимые знания  История развития, теоретико-методологические основы и психологические категории психологии экстремальных и кризисных ситуаций                    Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), суицидология, рискология, психология горя, потери, утраты                    Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)                    Способы совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания                    Принципы и содержание оказания экстренной психологической помощи                    Индивидуальная и групповая психотерапия, психологическое консультирование и психологическая коррекция отсроченных реакций на травматический стресс                    Особенности психологического консультирования в работе с представителей социальных и религиозных субкультур                    Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях: понятие, алгоритм оказания помощи и способ транспортировки     «Принято» Замечание принято в другой формулировке. В название ТФ A/01.7 ОТФ 1 внесены соответствующие изменения: Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях    
9. Автор не назвал своего имени   - Изучила профессиональный стандарт. Медицинский психолог. И, к сожалению, не нашла деятельности клинического психолога в инфекционном стационаре. В связи с тем, что работаю психологом в инфекционной больнице уже 11 лет, хотела бы уточнить, возможно, данное направление деятельности включено в другую группу? Или если направление Клинико-психологическое обеспечение помощи пациентам с инфекционными заболеваниями (ВИЧ, гепатит и так далее) не включён в стандарт, возможно рассмотреть его включение? Поскольку данное направление клинической психологии крайне значимо и имеет достаточно большой запрос со стороны пациентов. «Принято» Замечание принято в другой формулировке:  «Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях»

10.

Олеся

-

Прошу обратить внимание на возможное наименоване должностей, предлагаемых в проекте профстандарта "Медицинский психолог": медицинский психолог, клинический психолог. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н имеется только указание должности "медицинский психолог" «Принято»  
В требованиях к образованию и обучению Стандарта, как один из возможных вариантов, указывается наличие специальности "Психология" со специализацией "Клиническая психология" (полученной до 2004 г). Я закончила государственный ВУЗ по специальности "Психология" и специализации "Клиническая психология" в 2008 г. На тот момент в моём ВУЗе еще не было специальности "Клиническая психология". Всего 4 года разницы, полагаю, что уровень знаний у выпускников не сильно отличается. Что же мне теперь проходить профессиональную переподготовку? Такое обучение предполагается только на платной основе, а зарплата в бюджетной организации не позволяет этого сделать. ПРЕДЛАГАЮ ввести дополнительную переподготовку только для специалистов-психологов без специализации "Клиническая психология" «Отклонено» Замечание отклонено в связи с отсутствием необходимого аргументированного обоснования.  
11. Гуринова В.В.   Здравствуйте. Бесконечно отрадно от того что официально расширяется спектр психологических услуг. Но почему же в такой немилости "Специальные психологи"? Ни в каких требованиях не упоминается эта специализация. Как будто нас вообще не существует. «Отклонено» Замечание отклонено в связи с отсутствием необходимого аргументированного обоснования. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" требованиями к квалификации для должности «медицинский психолог»: Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы. Специальная психология не является специальностью «Клиническая психология».
12. Ксения Антонова kseniya.antonova@mail.ru Стандарт хороший. Но меня смущает отсутствие точек. Особенно режет глаз "Соблюдение врачебной тайны, принципов этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность организаций " в едином разделе текста. Вы уверены, что точка не нужна в конце предложения? «Отклонено» Замечание отклонено в связи с отсутствием необходимого аргументированного обоснования
13. Михаил Borodinmm@gmail.com Считаю, что предлагаемые стандарты разработаны правильно и в полном объёме охватывают требования, предъявляемые к клиническим психологам. И отдельно хотел выделить важность работы психолога с пациентами с нарушением сознания после тяжелых повреждений головного мозга в ранние периоды, когда пациенты ещё находятся в отделении реанимации. В этих условиях оценка уровня сознания, разработка индивидуальных программ и оценка динамики состояния наиболее актуальна.  
14. Елена   Добрый день! Уважаемые коллеги у меня вопрос. Я работаю медицинским психологом в реабилитационном центре с пациентами в основном неврологического профиля. Должностные обязанности полностью соответствуют проф стандарту, все, что там перечислено я выполняю. По образованию я психолог, в больнице отношусь к категории- "Прочие", а это значит я приравнена к электрикам, бухгалтерам и т.д. Отпуск у меня 28 кал. дней, а у всего мед.персонала, включая санитарок +14 дней, т.е 42 кал. дня, рабочий день -8 часов. Вопрос: будут ли пересмотрены эти данные. «Отклонено» Изменения номенклатуры медицинских услуг не входят в сферу компетенции разработчиков профессионального стандарта  
15. Екатерина 21.12.2017@bk.ru Существует ли профессиональный стандарт для медицинского психолога, работающего в женской консультации? «Принято» Замечание принято в другой формулировке:  «Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях»
16. Ф.С. Сафуанов   Е.Г. Дозорцева   А.А. Ткаченко     Н.В. Дворянчиков   Т.Н. Секераж     С.С. Шипшин   С.С. Шишков   О.Ф. Савина Руководитель лаборатории психологии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, проф., докт. психол. наук Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, проф., докт. психол. наук Руководитель отдела судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, проф., докт. мед. Наук Декан факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доц., канд. психол. наук Заведующая лабораторией судебной психологической экспертизы Российского Федерального Центра судебной экспертизы при Минюсте России, доц., канд. юрид. Наук Заместитель начальника Южного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, канд. психол. наук Главный научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, доц., канд. юрид. Наук   Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, доц., канд. психол. наук
  1. Принципиально неверно объединять в одну трудовую функцию психологическое исследование в связи с задачами судебной и внесудебной экспертизы. Предлагаем назвать трудовую функцию «Психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы»
  2. Предлагаем внесудебную экспертизу либо вынести в отдельную трудовую функцию, либо раскидать по трудовым функциям
  3. Предлагаем следующий перечень трудовых действий:
    1) Ознакомление с постановлением (определением) о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), составление плана экспериментально-психологического (ЭПИ) и экспертно-психологического исследования   2) Психологический анализ уголовного или гражданского дела, медицинской и иной приобщенной к делу документации при производстве КСППЭ (живых лиц, заочных, в т.ч. посмертных), составление и систематизация выписок   3) Экспериментально-психологическое исследование, составление заключения по результатам ЭПИ (в соответствии нормативными актами, регулирующие производство судебной экспертизы) при производстве КСППЭ и участии в проведении однородной судебно-психиатрической экспертизы, комплексной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении живых лиц 4) Участие в работе судебной психолого-психиатрической экспертной комиссии в качестве члена комиссии при производстве КСППЭ 5) Подготовка и составление итогового документа: заключения комиссии экспертов (КСППЭ) с формулировкой и обоснованием экспертных выводов в соответствии с требованиями процессуального законодательства; письменного сообщения о невозможности дать экспертное заключение; заключения о невозможности решения экспертных вопросов в амбулаторных условиях (или в иных условиях, в которых проводилась данная экспертиза) 6) Исполнение иных обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, по вызову следователя (суда) давать разъяснения и дополнения по данному заключению комиссии экспертов (КСППЭ)  
  1. Предлагаем следующий перечень необходимых умений:
1) Владение методами (герменевтическими, качественными и количественными) судебно-психологического и клинико-психологического исследования 2) Умение самостоятельно провести судебно-психологическое экспертное исследование (включая ЭПИ) и составить заключение эксперта в соответствии с требованиями процессуального законодательства   3) Умение входить в продуктивный контакт с подэкспертными, в том числе с лицами с психическими расстройствами   4) Умение применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы (уголовный или гражданский процесс), процессуального статуса подэкспертного (обвиняемый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик и т.п.), уровня его возрастного психического развития, пола, психического состояния и установок по отношению к экспертизе (симуляция и ее разновидности) 5) Умение строить взаимодействие с подэкспертным лицом с учетом его прав и обязанностей, базисных этических принципов судебно-экспертного исследования живых лиц     6) Умение эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами, иными специалистами) 7) Умение излагать свои мысли устно и письменно при формулировании и обосновании экспертных выводов, аргументировано защищать свою точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами, судебно-психиатрическими экспертами, с работниками правоохранительных органов (дознавателями и следователями) и участниками судопроизводства (судьями, прокурорами и адвокатами) 8) Умение использовать границы ответственности и компетенции, заданные законодательно и этически  
  1. Предлагаем следующий перечень необходимых знаний:
1) Конституции Российской Федерации   2) Процессуального законодательства в части регуляции производства судебной экспертизы и участия специалиста 3) Уголовного, гражданского, семейного права, других федеральных законов в части правовых последствий заключения эксперта (комиссии экспертов) 4) Федерального Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» 5) Законодательных актов и инструктивно-нормативных документов, регламентирующих организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертной деятельности 6) Теории и методологии производства судебных экспертиз с участием психолога, специфики и юридического значения предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах     7) Основных методов (герменевтических, качественных и количественных) судебно-психологического экспертного исследования   8) Судебно-психологических экспертных критериев определения юридически значимых способностей, психических свойств, процессов, состояний в разных предметных видах КСППЭ в уголовном и гражданском процессах 9) Этических принципов производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз 10) Отношений между теорией судебной экспертологии, научными исследованиями в общей, клинической, социальной, юридической психологии, психологии развития и практикой проведения судебных экспертиз с участием психолога 11) Разделов психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для судебно-психологической экспертной практики    
«Принято» Замечание принято в другой формулировке: Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы     «Принято»     «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Ознакомление с постановлением (определением) о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), составление плана экспертно-психологического исследования   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Клинико-психологический анализ уголовного или гражданского дела, медицинской и иной приобщенной к делу документации при производстве КСППЭ (живых лиц, заочных, в т.ч. посмертных), составление и систематизация выписок   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Эксперно-психологическое исследование, составление заключения при производстве КСППЭ   «Принято»     «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Подготовка и составление итогового документа: заключения комиссии экспертов (КСППЭ); письменного сообщения о невозможности дать экспертное заключение; заключения о невозможности решения экспертных вопросов в условиях, в которых проводилась экспертиза   «Принято»     «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Применять методы судебно-психологического и клинико-психологического исследования «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Проводить судебно-психологическое экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с требованиями процессуального законодательства   «Отклонено» в связи с наличием более общей формулировки: Применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы, процессуального статуса подэкспертного, уровня психического развития, пола, возраста, психического состояния подэкспертного, его установок по отношению к экспертизе «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы, процессуального статуса подэкспертного, уровня психического развития, пола, возраста, психического состояния подэкспертного, его установок по отношению к экспертизе     «Отклонено» в связи с наличием более общей формулировки: Применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы, процессуального статуса подэкспертного, уровня психического развития, пола, возраста, психического состояния подэкспертного, его установок по отношению к экспертизе   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Формулировать и обосновывать экспертные выводы   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Использовать границы ответственности и компетенции на основе принципов профессиональной этики психолога   «Отклонено» Замечание отклонено в связи с излишней обобщенностью формулировки   «Принято»     «Принято»     «Принято»   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Процессуальное законодательство в части регуляции производства судебной экспертизы и участия специалиста     «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Судебная экспертология, юридическая психология, теория и методология производства судебных экспертиз с участием психолога, специфика и юридическое значение предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Основные методы судебно-психологического экспертного исследования     «Принято»   «Принято»   «Принято» Замечание принято в другой формулировке: Основные методы судебно-психологического экспертного исследования   «Отклонено» Замечание отклонено в связи с отсутствием точных формулировок. Знания психиатрии, права и других смежных наук уже представлены в разделе «Знания»
17. Руслан E-mail: lylyly171717@gmail.com Прошу Вас добавить в разделы трудовые действия такую деятельность клинического психолога как "психотерапия" (психологическое вмешательство). Ведь данная функция прописана в образовательном стандарте этой специальности.     Также прошу Вас по возможности в разделе требования к образованию добавить пояснения на дипломы установленного образца (т.к. в случае переподготовки на данный момент выдаются дипломы только установленного образца), а у вас указываются дипломы только государственного образца. Также в разделах требование к образованию указываются не все психологические специальности. Вот, например, "психолог, преподаватель психологии" данной специальности нет в списке требовании к образованию. Например, я получил образование по этой специальности и плюс переподготовку по клинической психологии, но моя специальность не указана в требованиях. Долгое время такая специальность существовала до Болонских реформ «Отклонено» Замечание отклонено в соответствии с приказом Минздрава России № 438 от 16 сентября 2003 г. «О психотерапевтической помощи»     «Отклонено» В соответствии с ФГОС специальность называется «Психология». «Психолог. Преподаватель психологии» является присваиваемой квалификацией.
18. Антонова Наталья Александровна канд.психол.н, ст. научный сотрудник Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) E-mail автора: natalimyr@mail.ru Социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом. Психология здоровья это раздел психологической науки, которая изучает психологические факторы и детерминацию (связанную со здоровьем) индивидуального поведения. Таким образом, медицинским психологам крайне необходимо знание социально-психологической детерминации поведения, связанного со здоровьем и болезнью «Отклонено» Социально-психологическая детерминация поведения является частным разделом психологии здоровья, которая включена в необходимые знания медицинского психолога
19. Цветкова Лариса Александровна Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, проректор по научной работе ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, Главный внештатный специалист по медицинской психологии СЗФО Исходя из текущей версии документа, я бы предложила добавить в пп. 3.2.2. Организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская деятельность Трудовая функция 1. Информированность об этических принципах в области исследования с привлечением людей: международные и российские нормы и рекомендации относительно этических аспектов организации исследований с участием людей; основные элементы формы информированного согласия. 2. Владение принципами доказательной профилактики. Методологические, методические и процедурные аспекты разработки, внедрения, адаптации и оценки эффективности разноуровневых профилактических проектов в сфере здоровья «Отклонено» Замечание отклонено в связи с отсутствием данной трудовой функции     Частично принято. Замечание принято в следующей формулировке: Клинические рекомендации по вопросам профилактики и оказания клинико-психологической помощи при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях Клинические рекомендации по вопросам профилактики и лечебного и реабилитационного процесса при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях  

 





Дата: 2019-02-25, просмотров: 162.