Раздел 2. Основные проблемы философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 9. Онтология: учение о бытии

    Понятия «существование», «сущность», «субстанция». Философские интерпретации субстанции. Понятие «бытие». Многообразие форм бытия.

    Категория бытия в истории философской мысли. Материализм и идеализм. Понятие материи. Атрибуты материального бытия. Движение и развитие. Философские теории развития. Синергетика. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная теории пространства и времени.

    Детерминизм и индетерминизм. Причинность, необходимость и случайность.

Тема 10. Проблемы и идеи гносеологии

    Предмет гносеологии. Понятия: познание, знание, информация, Сущность познания как философская проблема. Решение проблемы познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм (реализм), скептицизм и агностицизм.

    Основные уровни, формы и виды познания.  Чувственное и рациональное познание. Особенности обыденно-практического, мифологического, религиозного, игрового, художественного, философского и научного познания.

    Проблема истины в познании. Специфика понимания истинности в каждом из видов познавательной деятельности. Классические и неклассические концепции истины.

Тема 11. Социальная философия.

Человек и общество

 

    Предмет социальной философии. Основные подходы к пониманию общества в философском знании: натуралистический, идеократический, конвенциональный, организмический, формационный, цивилизационный.

    Понятие «общество». Общество и его структура. Основные сферы общественной жизни. Основные подходы к характеристике структуры социальной сферы. Классы и страты. Процессы социальной интеграции и социальной дифференциации в современном обществе.

    Человек в системе социальных отношений. Индивид, индивидуальность, личность. Биологическое и социальное в человеке. Личность и общность. Процесс социализации. Проблема социального детерминизма, свобода и социальная ответственность.

 

Тема 12. Аксиология: философия ценностей

    Понятие «ценность», предмет и основные проблемы аксиологии. Различие знания и оценки. Смысловые аспекты понятия ценность.

    Роль ценностей в жизни человека и общества. Основные философские концепции сущности ценностей. Многообразие ценностного мира. Проблема типологии ценностей. Философские типологии ценностей: предметные и субъектные ценности; ценности-цели и ценности-средства.  Проблема единства Истины, Добра и Красоты как абсолютных ценностей. Сложность и многоаспектность идеи гуманизма. Проблема нигилизма.

Тема 13. Философия истории

 

    Основные проблемы и развитие философии истории. Проблема смысла и направленности исторического развития. Античное мировоззрение и циклическое понимание развития истории и идея деградации цивилизации. Христианство и линейное понимание развития истории, как путь спасения. Новое время и концепция прогрессивного развития. Понимание смысла истории в современной философии. Критика историзма К. Поппером, Ф. Фукуяма и «Конец истории». К. Ясперс: смысл и назначение истории, как реализация свободы и духовных сил человека.

Проблема типологии общественно-исторического развития. Философские концепции периодизации истории. Формационный, культурологический и цивилизационный подходы (традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество). Информационное общество. «Теория стадий экономического роста» У. Ростоу.

    Актуальные проблемы современной философии истории. Глобальные проблемы и деятельность Римского клуба. Классификация глобальных проблем. Глобализация и ее факторы. Глобализм и антиглобализм. Современные теории и варианты модернизации. Сценарии будущего.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
 КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Рабочим и индивидуальными учебными планами по дисциплине «Философия» для студентов заочной формы обучения предусмотрены лекции, два семинарских занятия и одна контрольная работа.

Номер задания (темы) контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой личного дела (шифра) студента по таблице.

 

Таблица для определения номера задания (темы)

 контрольной работы

 

Последняя цифра шифра

Номер задания (темы) контрольной работы

0 10 20 30 40 50 60 70
1 1 11 21 31 41 51 61
2 2 12 22 32 42 52 62
3 3 13 23 33 43 53 63
4 4 14 24 34 44 54 64
5 5 15 25 35 45 55 56
6 6 16 26 36 46 56 66
7 7 17 27 37 47 57 67
8 8 18 28 38 48 58 68
9 9 19 29 39 49 59 69

 

Студент может выбрать себе одну тему из семи предлагаемых. Например, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой 3, то можно выбрать для написания работы тему 3 или 13, 23, 33, 43, 53, 63.

При написании контрольной работы рекомендуется использовать источники из списка основной и дополнительной литературы, представленного в данном издании, однако допускается использование любой другой философской литературы, соответствующей тематике контрольной работы (по выбору студента).

Работа должна быть написана и сдана на поверку до экзаменационный сессии. В контрольные, направленные на доработку, необходимо внести исправления и дополнения в соответствии с указанными замечаниями. Контрольные работы, рекомендованные к собеседованию, необходимо защитить. Работа, номер задания которой не соответствует шифру зачетной книжки студента, не рецензируется, и студент не допускается к собеседованию, а без зачтенной контрольной работы - к итоговому контролю по дисциплине.

Требования к оформлению контрольной работы: объем работы, написанной четким почерком, должен составлять 12–16 страницы обычной школьной тетради или 8–10 страниц печатного текста на стандартных листах формата А4 (210x297 мм) – на одной стороне листа. Размер шрифта должен – 14–16 пунктов, через 1-1,5 межстрочных интервала, выравнивание по ширине текста. Для раскрытия темы контрольной работы допускается больший объем текста.

В конце работы следует указать список использованной в данной контрольной работе литературы (не менее трех наименований). Структура контрольной работы: титульный лист, оглавление, изложение содержания темы,  список использованной литературы и приложения (при необходимости). В конце работы ставится дата и подпись студента.

В тексте контрольной работы необходимо указывать ссылки на используемую литературу. Существуют два основных типа ссылок. Первый построен по принципу ссылки на имя автора и год его публикации, например: [Иванов, 2002]. При приведении цитат данный тип ссылки указывается дополнительно страница (ы) цитаты: [Иванов, 2002, С. 123] или: [Иванов, 2002, С. 123-124]. В списке литературы все используемые литературные источники сортируются в алфавитном порядке. Второй тип ссылок на используемую литературу построен по принципу цифровых указателей: указывается порядковый номер публикации (в общем списке используемой литературы), при этом данный тип ссылок заключается в квадратные скобки, - например: [1] или [1, с. 123] или [1, с. 123-124]. Список литературы формируется в порядке использования материалов. Образец его оформления представлен в конце данного издания.

При написании контрольной работы с использованием компьютера (текстовых редакторов типа Word, Lexicon for Windows и т.п.) возможно применение сносок (о правилах их составления см. в разделе «Помощь текстового редактора»).

 

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Идеал мудреца в античной мифологии.

2. Древнеиндийское учение о карме и перевоплощении.

3. Социально-этические идеи Конфуция.

4. Два взгляда на мир: Гераклит и элеаты.

5. Школа атомистов в античной философии.

6. Феномен Сократа: жизнь и философствование.

7. Эйдосы и вещи по учению Платона.

8. Теория «идеального государства» Платона.

9. Учение Аристотеля о материи и форме.

10. Этика Аристотеля.

11. Кинизм как образ мыслей и образ жизни.

12. Эпикуреизм и стоицизм в античной философии.

13. Возникновение христианства как духовная революция в мировоззрении.

14. Вера и разум в средневековой философии. Теоцентризм.

15. История, Бог и человек в философии Августина.

16. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

17. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.

18. Культ науки в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарт.

19. Учение Гоббса о государстве, обществе и человеке.

20. Политическая философия Дж. Локка. Учение о правах человека.

21. Ш. Монтескье как теоретик правового государства.

22. «Общественный договор» Ж.Ж. Руссо – манифест французской революции.

23. Картина природы П. Гольбаха.

24. Учение о человеке К. Гельвеция.

25. Б. Паскаль о человеческой природе.

26. Теория познания И. Канта.

27. Этическое учение И. Канта.

28. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.

29. Философия истории Г. Гегеля.

30. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

31. Философия марксизма: теория сущности человека, общества и истории.

32. Философия воли А. Шопенгауэра.

33. Философия жизни и концепция сверхчеловека Ф. Ницше.

34. Позитивизм ХIХ в. (О. Конт, Г. Спенсер).

35. Позитивизм в ХХ в.: нео- и постпозитивизм.

36. Философия прагматизма.

37. Феноменология и герменевтика как направления в философии ХХ века.

38. Экзистенциальная философия ХХ века.

39. Философия постмодернизма.

40. Идейно-теоретические и исторические особенности русской философии.

41. Проблема исторической судьбы России в философии П.Я. Чаадаева.

42. Полемика славянофилов и западников об исторической судьбе России.

43. Эволюция идей славянофильства: от И. Киреевского и А. Хомякова к Н. Данилевскому и К. Леонтьеву.

44. Революционное и либеральное западничество.

45. Миросозерцание Ф. Достоевского.

46. Философская этика Л. Толстого.

47. Философия всеединства В. Соловьева. Концепция богочеловечества.

48. Философия бессмертия и воскрешения Н. Федорова.

49. Русская философия «серебряного века».

50. Философия свободы Н. Бердяева: русский экзистенциализм.

51. Философия С. Булгакова.

52. Философия С. Франка.

53. Философия П. Флоренского.

54. Философия И. Ильина.

55. Русский космизм.

56. Философия русского зарубежья.

57. Идеология евразийства.

58. Трагедия русской интеллигенции.

59. Ценности культуры: истина – добро – красота.

60. Смысл жизни как философско-этическая проблема.

61. Феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм).

62. «Культурологический» подход в философии истории: Н. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби.

63. Человек в информационном обществе.

64. Современные (неклассические) теории общественного прогресса (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт).

65. Модернизация: философские понятия, виды и проблемы.

66. Глобальные проблемы современности и образы будущего. Деятельность «Римского клуба».

67. Социальная утопия и общественный идеал.

68. Философия техники и феномен технократического сознания в современном обществе.

69. Истина как цель познания. Современные философские теории истины.

70. Философские теории социальной структуры общества.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для более глубокого изучения материала дисциплины по всем темам рекомендуется основная и дополнительная литература. Номера источников представлены в таблице:

 

№ п/п Тема дисциплины Источники, рекомендуемые для самостоятельной работы
1 2 3
1 Философия как явление культуры 1, 2, 3, 5, 20, 22, 42, 48, 51, 52, 54
2 Философия античности 1, 2, 3, 5, 6, 7, 16, 22, 25, 26, 32, 33
3 Философия средневековья 1, 2, 3, 4, 5, 16, 22, 32, 33, 42
4 Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII в.в.) 1, 2, 3, 5, 11, 16, 22, 32, 33, 42
5 Немецкая классическая философия 1, 2, 3, 5, 12, 16, 22, 32, 33, 42
1 2 3
6 Постклассическая философия второй половины XIX-XX в.в. 1, 2, 3, 5, 12, 16, 21, 22, 32, 33
7 Русская философия конца XIX – начала XX в.в. 1, 2, 3, 5, 9, 10, 14, 22, 36
8 Философия XX века: общая характеристика основных направлений 1, 2, 3, 5, 15, 16, 22, 23, 27, 28, 32, 33, 43, 44, 45
9 Онтология: учение о бытии 1, 2, 3, 5, 8, 13, 22, 29, 34, 42, 46
10 Проблемы и идеи гносеологии 1, 2, 3, 5, 8, 22, 30, 35, 37, 48
11 Социальная философия. Человек и общество 1, 2, 3, 5, 8,18, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 43, 44, 49, 53
12 Аксиология: философия ценностей 1, 2, 3, 5, 9, 17, 19, 36, 38, 39, 43, 44, 47, 50
13 Философия истории 1, 2, 3, 5, 18, 22, 40, 41, 45, 49

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Основная литература

 

1. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – 375 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 828 с.

3. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 561 с.

 

6.2. Дополнительная литература

 

4. Августин, Аврелий. Исповедь / перевод и комментарии М.Е. Сергиенко / Аврелий Августин. – М.: Гендальф. 1992. – 544 с.

5. Алексеев, П.В. Философия: учебник / [П.В. Алексеев, А.В. Панин] – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003. – 608 с.

6. Аристотель. Этика (Никомахова и Большая этика) / Аристотель. – М.: Издательство: АСТ, 2010 . – 496 с.

7. Аристотель. Политика / Аристотель. – М.: Издательство: АСТ, 2010. – 400 с.

8. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

9. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев. – М.: Флинта, 1999. – 311 с.

10. Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Издательство В. Шевчук, 2000. – 541 с.

11. Бэкон, Ф. Новый Органон: афоризмы об истолковании природы и царства человека / Ф. Бэкон:  соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1972. – 222 с.

12. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше / В. Виндельбанд; пер. с англ. – М.: Канон - Пресс, 1998. – 512 с.

13. Гайденко, П.П. Время и вечность: парадоксы континуума / П.П. Гайденко // Вопросы философии. – 2000 – №6 – С. 7-15.

14. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский: в 2 ч. – М.: АСТ, 1999. – 444 с.

15. Ильин, И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия / И. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 258 с.

16. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 576 с.

17. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / А. Камю; пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

18. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учебное пособие для вузов / В.Е. Кемеров. – 3-е изд. – М.: Акад. проект, 2001. – 314 с.

19. Лосский, Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский. – Харьков: Фолио, Москва: АСТ, 2000. – 861 с.

20. Мамардашвили, М.К.. Философские чтения. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2006. – 431 с.

21. Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше; пер. с нем. – М.: Лениздат, Команда А, 2012. – 480 с

22. Новейший философский словарь / Составитель и главный научный редактор А.А. Грицанов. – 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.

23. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды . – 2-е изд. – М.: Весь Мир, 2000. – С. 43-163.

24. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; пер. с англ. – М.: Акад. проект, 2000. – 831 с.

25. Платон. Апология Сократа / Платон // Собрание сочинений: в 4 т.– М.: Издательство Олега Абышко, 2006. – Том 1. – С. 75-82.

26. Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений: в 4 т.– М.: Издательство Олега Абышко, 2007. – Том 3. Часть 1. – С. 97-493.

27. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер; пер. с англ.  – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

28. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Поппер; пер. с англ. –M.: Изд. Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.

29. Пригожин, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 105 с.

30. Порус, В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой / В.Н. Порус / Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 95-108.

31. Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл; пер. с англ. М.: – Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – 408 с.

32. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел; пер. с англ.  – СПб.: Азбука, 2001. – 960 с.

33. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. // Дж. Реале, Д. Антисери; пер. с англ. – СПб.: Петрополис. – Т. 1: Античность. – 1994. – 320 с.; Т. 2: Средневековье (От библейского послания до Макиавелли). – 1994. – 368 с.; Т. 3: Новое время (От Леонардо до Канта). – 1996. – 736 с.; Т. 4: От романтизма до наших дней. – 1997. – 849 с.

34.  Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем / Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 162-169.

35. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Вопросы философии. – 2006. – №2. – С. 3-15.

36. Соловьев, В.С. Оправдание добра: нравственная философия / В.С. Соловьев. – М.: Республика, 1996. – 479 с.

37. Сачков, Ю.В. Научный метод. Вопросы и развитие / Ю.В. Сачков. – М.: ИФ РАМ, 2003. – 279 с.

38. Смысл жизни: антология. Вып. 2. / под ред. Н.К. Гаврюшина. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – 592 с.

39. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. – М.: Республика, 1994. – 464 с.

40. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер; пер. с англ. – М.: АСТ, 2000. – 784 с.

41. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2001. – 254 с.

42. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.

43. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. – М.: Изида, 2003. – 352 с.

44. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. – М.: Изида, 2003. – 399 с.

45. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас; пер. с нем.  –  М.: Весь Мир, 2003. – 416 с.

46. Хайтун, С.Д. Эволюция Вселенной / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. – 2004. – № 12. – С. 113-120.

47. Хеллер, А. Два столпа современной этики / А. Хеллер // Вопросы философии. – 2004. – № 3. – С. 71 –84.

48. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры: традиция и современность / В.С. Швырев. – М.: Прогресс – Академия, 2003. –172 с.

49. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин / Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 76-90.

50. Этика: учебное пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – М.: Новое знание, 2002. – 509 с.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.