Обученность-характеризуется итог предыдущего обучения т.е усвоенные знания и сформированные учебные действия.
Обучаемость-способность ученика к обучению(легкость или трудность) как сложная динамическая система интеллектуальных свойств личности, формирующих качеств ума от кот зависит продуктивность учебной деятельности, при наличии исходного уровня знания, положительной мативации и других переменных.
Воспитанность- определенный уровень социального,интеллектуального и духовного развития
Воспитуемость- возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми, восприимчивость к воспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень развития личности, то воспитуемость — ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития.
Самосознание учителя
Профессиональное педагогическое самосознание– это осознание педагогом себя как личности и субъекта профессиональной деятельности и общения.
Соответственно структура профессионального самосознания учителя включает следующие составляющие:
1) Осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств. Здесь складываются основы профессионального мировоззрения. Если учитель не осведомлён о том, каким должен быть учитель, как ему желательно строить свои отношения с окружающими, то ему трудно оценит и себя. На основе общей образованности складывается профессиональное кредо учителя, его личная концепция учительского труда, из которого он исходит в следующем профессиональном поведении.
2) Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии.
3) Учёт оценки себя как профессионала со стороны других людей – учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других.
4) Самооценивание учителем своих отдельных сторон, в котором выделяют несколько оснований:
а) понимание и осознавание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности (когнитивный аспект);
б) эмоциональное отношение и оценивание учителем особенностей самого себя (эмоциональный аспект).
в) способность к действиям на основе самосознания (поведенческий аспект), свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки (В.Н. Козиев, 1980).
Таким образом, на формирование профессионального самосознания учителя влияют две группы факторов. К первой относятся ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения – учеников, коллег, администрации. Ко второй – мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из практической педагогической деятельности.
Продуктом профессионального самосознания учителя является Я-концепция.
Я-концепция учителя – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений учителя о себе как профессионале, на основе которой он строит свое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса.
Я-концепция придает педагогу чувство профессиональной уверенности или неуверенности, определяя удовлетворенность профессией. Первичная Я-концепция и оценка себя как профессионала складывается у учителя в первые несколько лет работы, затем шлифуется и даже может пересматриваться. На основе этой концепции учитель оценивает всё происходящее в школе в отношении самого себя.
Существуют варианты позитивной (сильной) и негативной (слабой) Я-концепции учителя.
Положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив характеризует позитивную Я-концепцию. У учителя, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворённость своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Поведение человека, в полной мере реализующего свои возможности, обладающего психическим здоровьем, отличается спонтанностью, автономностью, творческим подходом и демократизмом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 621.