Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Структура учебной деятельности включает следующие элементы:
1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
2. Учебная задача; это не просто конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая, упорядоченная система заданий. В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Самое главное при формировании учебной деятельности — преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий.
3. Учебные действия, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения.
4. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий.
5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий, соответственно — оценка относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом
ЛОО и ПОО
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
-возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
-образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
-отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира».
Предметно-ориентированное обучение
1. содержание интерсубъективно, т.е. одинаково для всех субъектов его усвоения;
2. каждый изучаемый предмет трактуется однозначно, с позиций как правило, классической картины мира;
3. в основе образования – передача устоявшихся выводов, общепринятых значений;
4. межпредметные связи имеют вид искусственной «увязки» разнородных предметов, что ведет к утрате их различий;
1. преобладает учение, ориентированное на непосредственное запоминание и воспроизведение;
2. монолог учителя или обмен монологами участников учебного процесса;
3. учитель ориентируется преимущественно на конечный результат (знаний по программе, модель поведения), который должен быть достигнут любым способом;
4. авторитарность общения, обусловленная самим содержанием обучения (консерватизм, закрытость, претензия на абсолютную истину);
5. педагог находится в руководящей позиции, нацелен на изменении уч-ся в соответствии со своим идеалом.
5. все выводы и заключения предполагают ученикам как одинаково важные.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.