Трудовая деятельность в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В правильном воспитании ребенка, особенно в дошкольном возрасте, огромное значение имеет труд. Поэтому трудовое воспитание детей – одна из основных направлений в педагогике в процессе воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в детских садах определенно место труда в педагогическом процессе и его содержание.

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности, а также воспитание привычки к нему путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Целью трудового воспитания является формирование у детей представления о трудовой деятельности взрослых, а также формирование трудовых навыков и умений. Воспитание труда дошкольников является главным воспитанием качества личности.

Различные педагогики и психологи предлагают свои методы и задачи трудового воспитания. Например, В.И. Логинова (доктор педагогических наук) в своей книге выделяет следующие задачи:

· Формирование отношения к труду;

· Воспитание потребности трудиться;

· Усвоение трудовых знаний, умений, навыков.

Также В.Г. Нечаева в своей книге, в задачи трудового воспитания включает:

· Формирование трудовых навыков и умений;

· Воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому;

· Воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· Овладение навыками трудовой деятельности.

Существует еще много примеров, но можно сказать точно, что трудолюбие ребенка проявляется в процессе включения его в трудовую деятельность, способность испытывать от этого радость и достигать цели.

Воспитывая трудовую деятельность детей, педагог или воспитатель одновременно формирует у них ответственность и стремление к качественному выполнению задания.

Например, давая задание в виде протирания полок от пыли или убирая игрушки на свои места, педагог не только дает возможность приобрести трудовой навык, но также дает понять дошкольнику, что именно так и поступаю все трудолюбивые люди.

Деятельность педагога в ДОУ обращена не только на обучение детей трудовым навыкам, но на сообщение им знаний о труде и отношения к нему.

Осуществление задач трудового воспитания детей возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Одним из таких условий является систематическое вовлечение в труд каждого ребенка.

В практике ДОУ довольно часто привлекаются к участию дети более самостоятельные. Если ребенок стеснителен или неуверен в себе, то ему труднее будет выполнять трудовые поручения. Но, как известно, дети любят повторять, и, соответственно, даже самый неорганизованный ребенок проявит интерес и дисциплинированность при выполнении более самостоятельного ребенка или взрослого.

Для того чтобы участие детей к труду проявлялись равномерно, можно, например, составить график работ. То есть, кто сегодня собирает игрушки или кто помогает воспитателю.

Конечно, труд детей не заменяет труда взрослых в дошкольных учреждениях. Ребенку поручаются только те задания, которые он сможет выполнить и только те, которые ему интересны. Каждый педагог должен понимать, что объем работы, которые могут выполнить дошкольники, незначителен. Однако, оценивать результат необходимо не по объему выполненной работы, а по качеству, то есть по отношению которое дети проявляют в процессе трудовой деятельности. Например, насколько они были старательными или как помогли воспитателю и т.д.

Таким образом, в трудовом воспитании наибольшее значение имеет формирование нравственных сторон личности.

В процессе труда ребенок сталкивается с нагрузкой, которое требует приложение усилий. И формирование правильного представления о труде возможно только при наличии усилий и возможности их преодоления.

Например, постоянная недостаточная нагрузка может привезти к тому, что дошкольник легко справляясь с заданием, не ощутит усилия и таким образом, привыкнет работать без напряжения. Но, с другой стороны, когда ребенок выполняет работу, которое требует огромных усилий или сложное в выполнении, то у него может пропасть интерес к любому делу, если он будет сталкиваться с малейшими трудностями. В таком воспитании необходимо сбалансировать возможности ребенка и условия задания.

Слишком большая нагрузка может вызвать у дошкольников быстрое утомление и, следовательно, вырабатывается отрицательное или негативное отношение к труду, что в будущем может стать огромной проблемой.

Задания для детей должны побуждать их к преодолению трудностей, формировать положительное отношение к труду, а также уверенность в своих силах.

Педагогу или воспитателю необходимо следить за деятельностью детей, ведь все дети разные, один ребенок может устать раньше другого или наоборот потеряет интерес быстрее своих одногруппников.

Если у детей начинается утомление, то об этом свидетельствует снижение темпа работы, частые остановки, отвлечение внимания и т.д.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) больше подойдет работа, где чувствуется физическая нагрузка, это может быть, например, уборка снега во время прогулки или вскапывание земли или грядки для цветов. Хотя их возможности еще ограничены воспитателю следует научить их приемам работы, которые помогли бы им в достижении результата.

К таким приемам можно отнести планирование работы, например, определить, куда убирать снег, сколько брать его на лопату и т.д. Не имея подобных навыков, им будет труднее справиться с поставленной задачей и, следовательно, они могут не ощутить положительного результата от работы.

Конечно теория это одно, но на практике часто наблюдается недостаточный контроль за детьми в ДОУ, участвующих в труде. Воспитатели довольно часто полагаются на принцип устанут – перестанут. Однако увлеченность детей работой без контроля приводит к тому, что они, перенапрягая свои силы, быстро утомляются.

В процессе трудового воспитания детей необходимо делать перерывы от физической нагрузки, которые послужат отдыхом от работы. Такие перерывы необходимы для того, чтобы ребенок не уставал от трудовой деятельности и не получил переутомление.

Если ребенок овладел необходимыми навыками, то он сможет работать энергично, затрачивая при этом гораздо больше физических сил по сравнению с другими ребятами. Поэтому интенсивность труда у различных детей – различна.

Особое внимание необходимо уделять детям с легкой возбудимостью. Так как эти дети обычно начинают работать быстро, но через какой-то промежуток времени останавливаются, устают от дела или отвлекаются. Замечания на таких детей действуют отрицательно. Ребенок может проявить негативизм или заплакать. А вот поощрение в деле может побудить их действовать более сосредоточенно, а разъяснение воспитателем того, что работу надо выполнять спокойнее и не спеша, может нормализовать темп работы у таких детей.

Некоторые дошкольники требуют особого внимания вследствие других причин. Те дети, которые более энергичны и инициативные, работают очень быстро, не отвлекаются и не останавливаются. Даже если они устанут, они могут отказаться прекратить работать или отдохнуть. Если воспитателю трудно снизить темп деятельности таких детей, то ему следуют ограничить ее продолжительность, то есть необходимо ввести ограничение по времени.

Одни дети работают энергично, а другие наоборот очень медленно. Таких детей необходимо учить работать более энергично.

Учитывая особенности детей, воспитателю руководить процессом труда станет намного проще. Создавать у них желание трудиться, преодолевать трудности, работать в темпе. При таких условиях нагрузка на детей более оптимальна.

Как говорилось выше, организовывать труд детей проще, когда в этом участвует небольшая группа. Создается возможность менять характер работы или ее темп. Например, одни вскапывают снег, другие накладывают их в санки, а третьи отвозят снег в другое место. Через определенный промежуток времени, детей необходимо поменять местами. Это позволяет не только разнообразить труд, но и служит определенным отдыхом от одной деятельности работы.

Огромное значение имеет также наличие в ДОУ определенного оборудования для труда, соответствующие возможностям детей. Необходимо иметь хорошо подобранный инвентарь, имеющий аккуратный и привлекательный вид. Такой инвентарь не только привлечет внимание детей, но и своим внешним видом расположит детей выполнять работу более аккуратно.

Подбирая подобный инвентарь необходимо учитывать возраст детей, а также вид деятельности, которым они будут заниматься. Например, для детей младшего дошкольного возраста, где дети только начинают привыкать к труду, необходимо иметь предметы схожие с игрушками. Для таких детишек нужен особый инвентарь. Например, ложки, стаканчики или тарелочки лучше иметь из пластмассы, так как, убирая со стола, они могут их уронить.

А для детей старшего дошкольного возраста необходимо другое оборудование. Например, иметь хорошие лопаты, которыми можно вскопать землю или носилки, в которые они будут складывать листья.

Конечно, после трудовой деятельности, детей необходимо привести в порядок, для таких целей в ДОУ должны иметься щетки для обуви и одежды и т.д.

Повседневная жизнь ребенка в детском учреждении наполнена трудовой деятельностью. Чтобы начать определенный вид работы, необходимо приготовить рабочее место, закончить игру, собрать все игрушки. Каждый день приготавливаться ко сну – аккуратно складывая одежду. Подобные вещи требуют от ребенка огромных трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания, контроля, а также необходимые советы и помощь.

Если в группе ДОУ установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить нарушение и детям не придется напоминать и требовать уважение к правилам. В установленном порядке, дошкольники сами начнут действовать.

Огромное значение имеет умение педагога или воспитателя своевременно обнаруживать неполадки, например, в одежде дошкольника, в игрушках и т.д. Если педагог сразу предпримет меры к их устранению, то это поможет воспитать в детях такое же отношение ко всем остальным нарушениям.

Необходимо иметь в виду и то, что педагог не должен сам все делать, необходимо подключать к этому детей. Не требуя обязательного исполнения, а наоборот, просить о помощи воспитателю. Дети не только вольются в это, но и приобретут желание помогать кому-либо, без указания взрослого.

Так же, если педагог или воспитатель постоянно делает все сам, например, убирает игрушки, расчищает площадку и т.д., не подключая к этому детей, то у дошкольников не возникнет желание подражать взрослому. Поэтому воспитателю необходимо помнить о своей роле руководителя группы.

Принимаясь за какое-либо дело, необходимо организовать детей на его выполнение. Так создается атмосфера постоянной занятости и стремления к полезным делам и его качественному выполнению.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.