Не секрет, что в процессе роста ребенка происходит также становление его характера и психики. Особую роль в череде возникающих и развивающихся психологических процессов в раннем возрасте, особое внимание следует уделить восприятию ребенка. Ведь у ребенка и поведение, и осознание происходящего в первую очередь связано с его восприятием окружающего мира. Для примера можно указать на память маленького человечка, ведь для ребенка памятью является узнавание близких людей, обстановки и предметов, т.е. их восприятие. Даже мышление детей лет до трех в основном связано с восприятием, они обращают внимание на то, что находится в поле их зрения, соответственно все остальные поступки и действия также связаны с тем, что ребенок видит. Хочется обратить особое внимание на главные особенности, влияющие на развитие восприятия у детей.
Восприятие у детей раннего возраста развивается вместе с тем, как они начинают отличать один предмет от другого, выполнять осознанно те или иные действия. Педиатры и детские психологи особенно акцентируют внимание на действия, называемые соотносящими, или же действия с несколькими предметами, в которых ребенок уже начинает различать форму, расположение, то какова та или иная вещь на ощупь и т.д. Научившись различать и играть сразу с несколькими предметами, ребенок не сразу может рассортировать их, например, по форме, цвету, и тем более смыслу.
Очень много игрушек для детей раннего возраста, такие как кубики, пирамидки, созданы именно для того, чтобы ребенок учился соотносящим действиям. Но если он в какой-то степени сможет со временем воспринимать ряд предметов, без помощи взрослого он не сможет научиться делить их по смыслу, цвету или форме. Поэтому очень важным является контакт детей и родителей во время игр ребенка, ведь именно во время совместных игр родители направляют ребенка на верные действии, поправляют его, помогают, указывают на то, как должно быть.
Однако и здесь есть подводные камни. Рано или поздно ребенок начнет повторять за мамой или папой и будет «знать» какой кубик, куда нужно поставить, но это приведет лишь к тому, что соотносящие действия будут выполняться только в присутствии взрослого, и только вслед за ним. Крайне важно, чтобы ребенок научился самостоятельно выполнять те или иные действия с предметами, в зависимости от их внешних свойств. Изначально малыш будет пытаться приноровить часть пирамидки наугад, пробуя различные варианты, и проверяя держится элемент или нет, т.е. достигает ли он того что хочет либо нет.
Или же может быть и так, что ребенок будет усердно пытаться сделать с предметом то, что хочет, и если это не будет получаться, начнет прилагать к процессу больше физических сил. Но в итоге, убедившись в тщетности своих действий, начнет пробовать получить желаемое иным способом, примеривая и поворачивая, к примеру, элемент пирамидки. Сами игрушки разработаны таким образом, чтобы подсказать маленькому испытателю, как должно быть на самом деле. И в итоге, результат будет достигнут, а в дальнейшем и закреплен.
Затем, в процессе развития ребенок от ориентированных действий переходит к следующему этапу, на котором начинает визуально оценивать свойства предметов. Итак, от того, что малыш видит предметы, он начинает различать свойства предмета в соответствии с тем, как он выглядит. На примере все той же пирамидки он уже не просто собирает её так, чтобы один предмет держался на другом, он старается подобрать её элементы в соответствии с их формой. Он начинает подбирать элементы не методом подбора, а на глаз различая разницу между тем какой больше, а какой меньше.
К двум – двум с половиной годам ребенок уже может начать подбирать предметы, ориентируясь на предложенный ему пример. Он может выбрать и подать по просьбе родителей или иных взрослых именно тот кубик, который похож на кубик, предложенный ему в качестве примера. Имеет ли смысл говорить о том, что выбор предмета по зрительным характеристикам, задача ощутима более сложная, нежели подбор по средству его примерки? Но как бы там, ни было восприятие ребенка будет развиваться по вполне определенному сценарию, сначала он научиться выбирать предметы одинаковой формы или величины, и лишь только потом одинаковые по цвету.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.