Особенности развития когнитивных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В школе Б.Г. Ананьева было проведено лонгитюдное исследование развития интеллектуальных способностей во взрослом состоянии. Испытуемыми были студенты ЛГУ и закрытого научного предприятия. Использовался метод корреляционных плеяд.

Результаты исследования:

В возрасте около 18 лет, различные факторы интеллекта (вербальный, невербальный интеллекты, например) связаны между собой цепочкой (…..-А-П-К-У-….), причем А никак не связано с У.

До 30-35 лет происходит переструктурирование этих факторов интеллекта, и в данном возрасте можно наблюдать некие циклические цепи с отростками.

После 35 лет интеллект принимает более комплексную, жесткую структуру, т.е. каждый фактор интеллекта по возможности связан с любым другим.

Также исследователи заметили, что если человек занимается интеллектуальной работой (работает над своим интеллектом), то возрастного снижения интеллектуальных способностей не наблюдается.

Сложности возрастной периодизации во взрослом возрасте связаны с отсутствием систематизированных данных в изменении психологических процессов и личностных особенностей в различные периоды взрослости. В генетической психологии получила распространение точка зрения, согласно которой зрелость представляет собой прекращение процесса развития. Во взрослом состоянии происходит лишь накопление жизненного опыта, не влияющего на внутренние механизмы психофизиологических функций. Крайг: ранняя взрослость (второе и третье десятилетия жизни), средняя (четвертое и пятое десятилетие) и поздняя взрослость (возраст 60-65 лет и выше). Возрастные часы являются формой внутреннего графика; они позволяют нам узнать, двигаемся ли мы по жизненному пути с опережением или отставанием (в 17 лет – закончить школу, в 22 – университет…).

41 Личностное развитие в период зрелости. Самоактулизация и саморевализация. Особенности «Я-концепции»

Многие представления о себе, которые формировали Я-концепцию человека, по-прежнему основываются на собственном оценочном процессе. Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития Я-концепции. Функционально Я-концепция выполняет несколько ролей: пособствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Самооценка дифференцированная. Взрослый чел. высоко оценивает одни свои качества и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Это объясняется тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций.

Мужской Я-образ содержит информ. о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и других сферах, склонны переоценивать свои качества. Молодые женщины в Я-образе отражают то, насколько они внешне привлекательны. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. Я-концепция женщин индивидуализирована, в мужской — социализирована. Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство предполагает существенные перемены в Я-образе личности и в критериях самооценивания.

Существует реальная и идеальная концепция себя. Они не могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение - источником профессионального самосовершенствования, стремления к развитию.

В целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Верхняя граница определяется по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Пора полного расцвета личности, человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Человек уже состоялся в проф. деятельности, занял определенную соц. позицию. Главная задача – это накопление жизненной мудрости и передача опыта. По Эриксону – это полноценное гармоничное развитие. Период сопровождается кризисом 40 лет. От работы получает удовольствие, раскрывает свои способности. Есть семья. Основные семейные задачи: обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Может не ощущать своего возраста, чувствует себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние.

Виды возраста: хронологический, физический и психологический.

Основные линии онтогенеза.

1. Гедонистическая направленность. Чел. фактически не достигает зрелости, вступает в этот возраст только хронологически. Направленность на получение удовольствия, наслаждение (паразитическое существование). Такая направленность личности ведёт к отсутствию моральных устоев, к алкоголизации и мелкому криминалу, т.е. к полной деградации. Такие люди не могут быть истинными мужем, женой, матерью, отцом и т.д. Не склонны к овладению профессией.

2. Эгоцентрическая направленность. Браки совершаются по меркантильным соображениям. Поиск возможности выделиться, продвинуться по карьерной лестнице, желание быть первым, выбор профессии исходя из материального достатка.

3. Духовно-нравственная направленность (сущностная). Стремление к сущности всех сторон своей жизни. Главные стороны жизни: проф. деятельность и семейные отношения. Любовь к своему делу, отношения любви в семье.

 

42 Представления о стадиях развития взрослого человека в различных теоретических подходах

Трудность в оценке возрастных периодов, приходящихся на середину и конец жизненного пути, заключается и в том, что с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия, а также в том, что развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от личного выбора человека, от «дороги которую он выбирает». Менее определёнными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов.

Тем не менее существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления авторов, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, переживаниях и задачах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. До 20-23 лет юность, от 23 до 28-30 лет молодость (некоторые авторы отодвигают эту границу до 35 лет), затем наступает зрелость, которая продолжается до 60-70 лет - старость. В некоторых периодизациях выделяют ещё дряхлость. Последнюю границу жизни определить достаточно сложно. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Первая периодизация развития взрослого человека – периодизация

Ш. Бюлера, которая включает в себя пять фаз жизненного цикла.

возраст психологическое содержание возрастного периода
1. до 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути
2. от 16-20 до 25-30 лет Предварительное самоопределение, выбор супруга
3. от 25-30 до 45-50 лет Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация
4. от 45-50 до 65-70 лет Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей
5. после 65-70 лет Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращённость к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершённость

Авторами следующей периодизации являются американские психологи Р. Гаулда, Д. Левинсон и Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчёркивают два кризиса – 30 и 40 лет, в остальное время преобладает душевное равновесие.

 

возраст психологическое содержание возрастного периода
1. 16-22 года Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределённость. Уход из родительского дома
2. 23-28 лет Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака
3. 29-32 года Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново
4. 33-39 лет Происходит как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет своё очарование, все силы тратятся на работу, достигнутое кажется недостаточным
5. 40-42 года Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена
6. 43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье
7. после 50 лет Семейная жизнь, радость за успехи детей. Вопросы о смысле жизни, о ценности сделанного

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1. Юность (18-23 года) Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение
2. Молодость (24-30 лет) Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к "оседлости". Специализация в выбранной профессии
3. Переход к расцвету (около 30 лет) Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения
4 Расцвет (31 -40 лет) Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: "Что остается людям?"

 

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
5. Переход к зрелости (около 40 лет) Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию
6. Зрелость (40-55 лет) Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим
7. Кризис 50-55 лет Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей
8. Пожилой возраст (55-75 лет) Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение
9. Старческий возраст (75-90 лет) Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки
10. Долгожительство (свыше 90 лет) Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у A.B. Толстых и Г.С.Абрамовой. Укажем возрастные границы по Г.С.Абрамовой.

Юность — 18—22 года

Взросление — 23—30 лет

Переходный возраст — 30—33 года

Зрелость — 36—50 лет

Пожилой возраст — 51—65 лет

Старость — старше 65 лет

 

43 Психологические проблемы в зрелом возрасте. Оказание психологической помощи

В зрелом взрослом возрасте перед человеком возникает много проблем, от решения которых зависит ее развитие. Основными из них является переход к генеративности, увлеченности собой, стагнация

генеративность заключается в интересе к следующему поколению, различных аспектов его воспитание. На этой стадии люди действуют в проекреативний, продуктивной и креативной (увеличивают культурный потенциал) сферах. У женщин генеративность выражается в просоциальних свойствах личности (способность помогать другим людям, заботиться об интересах группы, общества), в углублении в процесс воспитания детей, заботе о близких людях.

. Увлеченность собой проявляется в том, что человек так перестраивает свою жизнь, в результате чего в его центре оказывается ее. Я. Она не заботится о других, а заботится о своем здоровье, имеет хобби, путешествует, отдыхает на курортах, посещает развлекательные мероприятия, ходит в гости.

. Стагнация заключается в отсутствии жизненных перспектив, недостаточном ориентировании человека во времени, потере смысла жизни. Своим настроением, поведением она выражает усталость от жизни, пассивное ожидание смерти

ощутимыми в жизни взрослого человека есть такие проблемы:

а) снижение жизненных сил, ослабление здоровья, заставляет переключить энергию по физической на умственную деятельность. В сознании человека признание ценности физических сил меняется признанием ценности мудрости те;

б) физиологические изменения, побуждает человека к уравновешиванию социального и сексуального аспектов в отношениях, ее общение с представителем противоположного пола разворачивается на товарищеских началах, а не на сексуальной близости или конкуренции

в) эмоциональное обеднение жизненных будней, требует от личности незаурядной эмоциональной гибкости. Причиной этого могут быть разрушение семьи, удаленность от друзей, охлаждение до того, что нравилось на предыдущих этапах жизни;

г) умственная ригидность (негибкость), есть склонность слишком упорно придерживаться своих жизненных правил, с недоверием относиться к новым идеям. Предопределяют ее предыдущий опыт, привычки, устоявшийся стиль жизни. Все это актуализирует проблему умственной гибкости личности.

 

 

44 Социально-психологические аспекты старения

Психические изменения в старости — это снижение работоспособности, измене­ние характера деятельности и перестройка внутреннего мира. B непосредственной связи c психическими изменениями в старости находятся изменения функций ин­теллекта и восприятий, так же как острота зрения, приспособляемость к темноте, ослабление слуха и т. д. Приходится признать, что внешние проявления изменения функций восприятий в старости еще мало исследованы.
Психомоторные функции также, как правило, ослабевают. Это становится очевид­ным по изменению быстроты реакций, быстроты движений, времени реакции вы­бора и времени, необходимого для освоения задач, требующих преодоления боль­ших трудностей. Поведение в сложных ситуациях зависит от установки, внимания и структуры ожиданий. Наряду c ослаблением остроты зрения, слуха, ловкости, сопротивляемости, изворотливости, темпа работы, способности приспосабливаться, внимания, энергии, памяти, имеются способности, которые в старости возрастают: вкусовые восприятия, чувство ритма, методичность, пунктуальность, сосредоточен­ность, чутье, добрая воля, дисциплина, осторожность, терпение, точность.

Что касается социального положения старого человека, то оно часто определяется перенесенными им утратами, ограничениями, конфликтом между самооценкой и оценкой другими лицами (автопортрет—портрет), а также проблемами, связанными с взаимоотношениями поколений. Представления o том, что «составляет ценность», изменяются в течение жизни и зависят от выбора в данный момент. Созревание в юности означает раскрепощение, экспансию, расширение горизонта; созревание в старости — накопление, сосредоточенность на главном, углубление в свой внутрен­ний мир, обогащение опытом и пониманием смысла обычаев. Недостаточное признание этих нормальных представлений является одной из предпосылок патогенных конфликтов.
Умение понять старого человека и его симптомы предполагает, что учитывается весь контекст его сомато-психо-социального состояния: соматические изменения, изменения психических функций, изменившийся социальный сценарий, который развивает у старого человека чувство, что он стал нежелательным, непригодным, оди­ноким; появляется неуверенность, чувство скуки и запущенности, ограниченной спо­собности к компенсации при неожиданных изменениях ситуации и, наконец, про­тивостояние приближающемуся концу.

 

45 Особенности личности в пожилом возрасте

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

 

 

46 Особенности эмоциональной сферы в пожилом возрасте

Эмоциональное состояние пожилых людей во многом определяет их повседневную жизнь, ту атмосферу, которую они создают для лиц среднего возраста, характеризует работоспособность. Характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости.

Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризует следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций, в том числе эмоций, связанных с индивидуальным творчеством. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль за проявлением эмоций. Нередко наблюдается и противоположное явление — эмоциональная черствость, снижение эмпатийности.

К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа.

Многие особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других — позитивных, когда человек радуется тому, что наконец-то он может свободно распоряжаться своим временем и посвятить себя делам, которые его интересуют. Люди, не желавшие выходить на пенсию, первое время чувствуют неудовлетворение, испытывают горечь и раздражение. Однако через некоторое время они приходят в себя, и их отношение к своему новому положению становится таким же, как и у людей, стремившихся выйти на пенсию.

Знак эмоциональных переживаний в значительной мере определяется выбираемой пенсионером стратегии своего приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя. Многое зависит и от оценки человеком своего жизненного пути.

У пожилых людей часто возникают дружеские, любящие отношения с внуками, отчего последние являются для первых одной из самых больших радостей.

Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека. Неспособность пожилого человека что-либо сделать для других вызывает у него чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим, безучастным отношением к своему настоящему и будущему. В то же время у них возрастает обидчивость. Для лиц пожилого возраста характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Старики озабочены своим здоровьем, будущим своих детей и внуков, политическим и экономическим положением страны.

С другой стороны, у пожилых возникает чувство одиночества. Понимая, что их поведение часто бывает неадекватным, они отказываются от общения, все больше уходят в себя. Когда переживание одиночества приобретает у них устойчивый характер, они начинают винить в этом себя, что увеличивает риск глубокой депрессии. Переживание одиночества перерастает со временем в ощущение необъяснимого страха, сильного беспокойства, отчаяния. Социальные контакты, которые пожилые люди сами не могут регламентировать, не приносят им удовлетворения, но порождают неприятное ощущение зависимости. Последнее переживается особенно остро. Ощущение беспомощности, зависимости является тем фактором, который позволяет пожилым людям оценивать этот возраст как несчастье и позор.

 

47. Особенности общения в пожилом возрасте Проблема одиночества в период поздней зрелости

Люди пожилого возраста чаще могут ощущать себя одинокими.

 

Причины переживаний:

1) слабое состояние здоровья, не позволяющее человеку покидать пределы квартиры;

2) отсутствие семьи и близких людей (или тот случай, когда семья живет в другом городе);

3) очень ограниченный круг общения.

Само по себе одиночество – это отсутствие общения с другими людьми, когда человек либо прекращает вовсе, либо сводит до минимума контакты с социумом, окружающим его миром. Чувствуя себя одиноким, человек ощущает свою бесполезность, ненужность. Истощаясь эмоционально, человек и физически ощущает себя ослабленным, что приводит к его постепенному разрушению как личности. А. И. Берг доказал, что для нормальной жизнедеятельности и способности здраво рассуждать, человеку необходимо контактировать, общаться с окружающим миром.

Контакты с внешним миром необходимы человеку, чтобы его интеллектуальная деятельность не прекращалась. Если человек способен и имеет возможность продолжать межличностное общение, он как бы отсрочивает свою старость.

Человек в пожилом возрасте не обременен профессиональной деятельностью, он как бы выпадает из этого социального круга. Становится все меньше интересных и занимающих его вещей. Темы для разговора, выбираемые пожилыми людьми, чаще всего бытовые.

Человек находится в неизменном движении жизни: круг его общения ограничен. Каждый день он выполняет одну и ту же деятельность. Новые яркие события в его жизни очень редки, практически отсутствуют. Основными потребностями являются физиологические: в тепле, еде, здоровом и спокойном сне и т. д.

Смерть является концом жизни человека, когда жизнедеятельность организма останавливается. Это естественный и неизбежный процесс, который невозможно обратить. Так трактуется смерть в научном понимании.  Смерть для человека является кризисом его личной жизни. Осознавая ее близость, он проходит через ряд стадий.

1. Отрицание. Когда человеку говорят, что его болезнь смертельна, он не хочет верить в это. Это совершенно нормальная в данной ситуации реакция для человека.

2. Гнев. В этот период человек обращается к себе и ко всем окружающим его людям с вопросом: «Почему я?» Он может проявлять возмущение, гнев или даже злость. Очень важно, чтобы человеку дали возможность высказаться, тогда эта стадия будет пройдена.

3. «Торг». Характеризуется появлением желания больного человека «выторговать» свою жизнь. Он начинает давать различные обещания, говоря о том, что будет слушаться врачей, выполнять все их предписания и т. д.

4. Депрессия. Она наступает после того, как человек пережил кризис. Человек начинает понимать и осознавать, что умирает, что это произойдет скоро и именно с ним. Он начинает замыкаться в себе, часто плачет, не хочет расставаться со своими близкими людьми, но понимает, что это неизбежно. Человек отдаляется от людей и, можно сказать, умирает социально.

5. Стадия принятия смерти. Человек примиряется с мыслью о смерти, понимает ее близость, начинает ее ждать. Это стадия психической смерти человека.

Физиологическая смерть наступает в момент прекращения функционирования отдельных систем или организма в целом.

 

48 Психологические особенности развития ребенка и взрослого в зависимости от порядка рождения в семье

Положение в семье среди братьев и сестер, может сформировать определенный психотип. Формирование этих психических особенностей ребенка в зависимости от порядка рождения определяется несколькими факторами.

1. Индивидуальные особенности ребенка будут влиять на формирование психотипа, в зависимости от порядка рождения.

2. Ожидания родителей и стиль детско-родительских отношений влияют на развитие определенного психотипа.

3. Особенности психотипа будет определять временной промежуток между рождениями детей. Например. Если разница в возрасте между рождениями больше 5 лет, то это уже два единственных ребенка. Это связано с тем, что у старшего ребенка к 5-6 годам стиль жизни уже сформирован, как у единственного.

4. Особенности культуры, в которой формируется характер ребенка.

Старшие дети – самостоятельные независимые, инициативные. Стремятся получить одобрение со стороны взрослых, и поэтому легко адаптируются к миру взрослых людей. Хорошо учатся, когнитивные, развиты конкурентные способности. Эмоциональная сфера развита меньше, стиль жизни и взаимодействия очень рассудочный. Травма детронизации возможна до 5-ти лет. Очень внимательно отслеживать, как проходит подростковый кризис. Часто эти дети имеют установку: «На мое место все претендуют и пытаются его занять». Она может проявляться по-разному, в частности в болезненной настороженности подростка. В общении с этими детьми умело распределять внимание, потому что мама и папа нужны ребенку вместе.

Единственные дети – по психологической характеристике похожи на старших детей, но есть отличия. Когда надо принять решение, их мнение часто не совпадает с мнением группы. Конструктивно решать конфликты они не могут, поэтому часто уходят от контактов, изолируются. Позднее они выбирают такой род деятельности, где можно себя проявить в одиночку.

Эти дети долго находятся под опекой матери, самостоятельность у них хромает, в результате социализируются очень медленно. Для коррекции предоставить ребенку как можно больше автономии. Обязательно прописан детский сад, или прогулочная группа, потому что когда рядом не будет мамы, они будут вынуждены обучиться контактам со сверстниками. Хорошо для ребенка, если у него будет домашнее животное, о котором он будет заботиться самостоятельно. Эти дети не знают, что о ком-то надо заботиться. Открытый дом, много гостей, привлекать к решению домашних проблем, делать совместные покупки. В этих ситуациях он будет замечать, и учитывать потребности другого человека, научится идти на компромисс.

Вторые дети – радикально отличается от старших детей. Часто вспоминают, что все детство они ходили в обносках, и им давали ломаные игрушки. У них позиция бунтаря. Уже есть некто, кого ставят в пример, и поэтому их основной задачей является контролировать «образец для подражания». И тогда проблема может проходить через всю жизнь. Этим детям сложно сформировать свою идентичность, потому что они не хотят копировать, не хочет быть похожим на кого-то. Ключевое слово: «не надо сравнивать!» Основной мотив поведения – поиск справедливости. Это порождает бунтарство. Необходимо помочь ребенку найти свое зернышко и не поддерживать позицию бунтаря.

Младшие дети – Очень конфликтны. Всегда отстаивают свои вещи, никогда не будут делиться. Они не делятся потому, что доказывают свою значимость. Родителям необходимо смягчать конфликты: договариваться со старшим ребенком, делить комнату на зоны, дарить две одинаковые игрушки. Эти дети «знаю», что их не любят, они в этом глубоко убеждены и это очень тяжело. У них специфический путь построения идентичности – «от противного».

Средние дети. Их девиз – «жизнь ко мне не справедлива!» «Я между двух стульев!» У них в поведении прослеживается две позиции, либо ябедник, либо миротворец. Основной мотив в жизни – поиск справедливости. Им так же сложно сформировать собственную идентичность. Здесь также необходима и работа, и поддержка в поиске собственной уникальности, особенности. Не поддерживать позицию жалобщика, не давать становиться жертвой. Выбирают профессии: юрист, врач, медсестра, психологи, учителя. Идеальные классные руководители и воспитатели, умеют следить за хорошей атмосферой в классе.

 

 

49 Закономерности начала и прохождения профессионального цикла в жизни человека

Профессиональный цикл начинается в среднем детстве. Он разделяется на несколько стадий. Основой является то, как люди включены в трудовую деятельность на различных этапах своей жизни, с акцентом на приобретении установок и профессиональных навыков. Выделим следующие стадии:

1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями; мысль о том, что в будущем у них тоже будет своя работа, становится частью их Я-концепции.

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах соблюдать приоритет работы перед игрой.

3. Приобретение некоей профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет). Взрослые совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд и которую они несут за все другие виды своей деятельности, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.

6. Размышления о продуктивной и ответственной жизни (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и (хочется надеяться, что) с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Хотя эта модель является полезной, она не всегда применима к условиям современного быстро изменяющегося высокотехнологичного общества. В настоящее время не все проходят через одну-единственную устремленную вперед последовательность стадий, через один возможный профессиональный цикл. Часто молодые люди неоднократно меняют работу, прежде чем свяжут себя окончательным профессиональным выбором; многие взрослые несколько раз совершают важнейшие перемены места работы или профессии. Подобные события могут быть вызваны внешними обстоятельствами, например когда происходит увольнение сотрудников в результате сокращения численности персонала или когда работа перестает устраивать человека. Кроме того, работник может решиться на эти перемены в результате переоценки своей карьеры, например когда достигает некоего «потолка» и не может дальше расти в рамках данной организации или, возможно, в результате «профессионального выгорания», когда он чувствует, что он просто вынужден найти себе другое занятие.

На выбор профессии влияет множество факторов, в числе которых социально-экономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, пол, а также профессия родителей.

 

50. Закономерности начала и прохождения семейного цикла в жизни человека

жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Это всегда кризис и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.

  1. Период ухаживания

Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса.

  1. Фаза проживания супругов без детей

Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила, труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами.

  1. Семья с маленьким ребенком

Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.

  1. Фаза стабилизации

Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.

  1. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов.

  1. Последние стадии жизненного цикла семьи

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом.

  1. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 234.