Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

14 . Концепция персонализации А В Петровского

Личность рассматривается А. В. Петровским не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.

Им выделяются три основных процесса:

адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;

интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.

Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений

Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. П. о. с. разработан В. А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации П. о. с. методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. В соответствии с П. о. с. экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого

Петровский: лич-ть - чел, опред себя через группу, через социум. Потребность в персонификации явл отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.

Конц-я персонализации - индивид - субъект межличн отн-ий предст своеобразное ед-во 3 ипостасей сущ-я личности и личностности:

1) отн-но устойч совок-ть интраиндивидных кач-в (мотивы, направленности личности, стр-ра хар-ра лич-ти, особ-ти темперамента, способ-ти);

2) включен-ть индивида в пространство межиндивид связей, где взаимоотн-ия и взаимод-я, возник в группе могут трактоваться как носители лич-ти их участников;

3) «идеал.» представлен-ть индивида в жизнед-ти др людей, в т. ч. за пределами их актуального взаимод-я, как рез-та активно осуществ-х чел смысловых преобразований интеллект. и аффективно-потребностной сфер лич-ти др людей.

Ед-во, но не тождество понятий «индивид» и «личность(!!!)

Чел именно ч-з деят-ть транслирует свою личностность др, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации.

Персон-я рассм-ся не тол как индивид, но и как обществ потр-ть. «потр-ть индивида быть лич-ю стан-ся усл-м форм-я у др людей способ-ти видеть в нем лич-ть, жизн-но необх д. подд-я ед-ва, общ-ти.

М-д отраж субъе-ти - разработка, предст ан-з лич-ти индивида ч-з его идеаль предст-ть в жизнед-ти др людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.).

Метод отраженной субъектности позволяет выявить особенности личностного влияния субъекта на осознанное или неосознанное поведение других людей без прямого обращения к мнению.

 

15 . Роль общения в онтогенезе. Теория развития речи в детском возрасте

Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.

Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь рассматривают как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности. Выделяют 2 неразрывные функции речи:

- общение (коммуникативная)

- мышление

Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей. Без этого речь у ребенка развиваться не будет (пример: Маугли, дети с нарушением слуха). В процессе речевого развития происходит дифференциация функций речи и обслуживающих и формирующих(письменная, устная, внутренняя речь).

Младенческий возраст (до 1 года).

Социальный характер направленности речевых реакций.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.

Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослым и сам произносит несколько слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Первая речь ребенка является новообразованием 1-го года называется автономной речью (Выготский).

Автономная речь отличается от взрослой речи:

· По звуковой форме. Слова по звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда отличны от них, обрывки слов, слова - искажения, сохраняющие общий контур слова.

· Семантические различия. Ребенок вкладывает в слово не тот смысл, что взрослый. У ребенка своя логика Þ слова становятся (1) - многозначными и (2) - ситуативными. В (1-м) - одним словом обозначаются несколько предметов (по какому-то своему признаку), во (2-м) слово вплетается в целую ситуацию (нужно знать ее, чтобы понять ребенка).

· .Аграмматичность языка. Слова не обьединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, (бессвязные восклицания).

· .Автономная речь. Возникает только при яркой эмоциональной окраске ситуации и активности самого ребенка.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 267.