II. Аналитическое рассмотрение сложной проблематики повести
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Что можно сказать о композиции повести? В чем ее особенность?

(История Гобсека — это рассказ в рассказе, где очень точно расставлены действующие лица, изображена аудитория, на которую якобы рассчитана повесть.)

О необыкновенной фигуре ростовщика Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль. Рассказывает он в салоне особняка виконтессы де Гранлье. Слушатели, члены семьи виконтессы, которая по богатству и знатности рода было одной из самых влиятельных дам в Сен-Жерменском предместье, прерывают рассказ и раздумья Дервиля короткими и немногочисленными репликами.

Бальзак повествует в «Гобсеке» одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье — Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль. Сидя в гостиной госпожи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и той роли, которую в этой истории играл ростовщик Гобсек.

Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на женщине из буржуазной среды, красавице Анастази, обладавшей сильным характером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации, разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста Максима де Трай. Дервилю, в то время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына.

Таков, казалось бы сюжет повести. Но на самом деле сюжет этим не ограничивается. В повести есть литературное обрамление. Чтобы понять его назначение, нужно выяснить роль рассказчика в повести.

— Каково социальное положение, профессия Дервиля?

— Как относится к нему автор?

— Какими нравственными качествами он наделен?

(Дервиль — выходец аз демократической среды, юрист. «Этот стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный и с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье он достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья, но не воспользовался их благоволением, как это сделал бы какой-нибудь честолюбец — пишет Бальзак. Читал эти строки, можно сказать, что Дервиль — порядочный, честный человек и автор симпатизирует этому герою.

Но при дальнейшем углублении в текст становится ясно, что автор относится к нему иначе, намного сложнее.

Внешне Дервиль выглядит вполне респектабельно, но с первых страниц по отношению к нему чувствуется авторская ирония. Дервиль из тех адвокатов, которые помогли приехавшей из эмиграции аристократии возвратить их имения, отобранные когда-то революцией. Так он помог виконтессе де Гранлье вернуть особняк. «Осмелев от этого успеха, — он затеял кляузную тяжбу с убежищем для престарелых и добился возвращения ей лесных угодий в Лиснее…»

И если провести сравнение между Гобсеком и Дервилем, то Гобсек по-своему сильная личность, а Дервиль — воплощение порядочности, умеренности и аккуратности в достижении своей карьеры).

— Почему Бальзак доверяет рассказать историю Гобсека Дервилю?

(Дервиль выносит на суд людской жизненную позицию Гобсека. Он доверяет рассказать о нем человеку, близко знавшему его в течение более чем десяти лет: «Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька... разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали...» Для писателя важно и то, что рассказчик — опытный юрист, великолепно знающий кухню предпринимательства и сферы накопительства. К тому же Дервиль человек честный, по-своему даже уважающий Гобсека).

— Какова художественная функция слушателей в повести? Кто они?

(Слушатели в повести — члены семьи виконтессы де Гранлье. Писатель принципиально указывает на время, когда происходит разговор в гостиной. Это зима 1829-1830-х гг., т. е. исход эпохи реставрации, канун июльской революции 1830 г., которая положит конец правлению дворянской династии Бурбонов, и в результате которой править во Франции станет король Луи Филипп.

Наверное, за несколько лет до того вряд ли виконтесса де Гранлье стала бы слушать о каком-то ростовщике. Теперь не просто слушают, а заинтересованы всем, о чем говорит Дервиль.

В начале повести стряпчий говорит: «Пора мне, виконтесса, рассказать одну историю, которая заставит вас изменить взгляд на положение в свете графа Эрнеста де Ресто...» Виконтесса поняла, что рассказ этот будет для нее интересен, так как речь идет о судьбе ее дочери Камиллы, влюбленной в графа Эрнеста. Таким образом, повод к рассказу Дервиля о Гобсеке — его желание открыть глаза виконтессе на истинное положение молодого графа: счастье Камиллы еще недавно зависело от папаши Гобсека. Но так как он недавно умер, господин де Ресто скоро вступит во владение превосходным состоянием».)

— Итак, к какому выводу приводит писатель своих читателей своим рассказом Дервиля?

(Счастье, судьба, будущее дворян зависят от власти денег. Судьба конкретного человека тоже зависит от тех изменений, которые происходят в обществе. Бальзак первым из писателей обратился к исследованию этого явления, наверное, поэтому слушателями Дервиля являются те, которые не имеют представления о сфере практической деятельности Гобсека. Эта сфера поражает их воображение, им приоткрывается завеса обыденности, в конечном итоге приоткрывается она и читателю.

Значит, в повести нет ничего случайного, все ее художественные компоненты оказываются необходимыми, закономерными).

— А что из себя представляет главный герой повести? Ведь к нему нет однозначного отношения ни у Дервиля, ни у читателей.

— Что поражает Дервиля в Гобсеке?

— Что для него составляет загадку Гобсека?

 

Пояснение для учителя.

Необходимо направить внимание учащихся на сочетание в созданном писателем характере Гобсека, казалось бы, несочетаемых качеств, которые составляют сущность героя. Найдите в тексте и зачитайте (или один из учеников) описание Гобсека, которое дано глазами Дервиля.

 

Итак, мы видим, что он богат, а живет «так». Действительно, в нем сочетается несочетаемое. В Гобсеке уживаются беспомощность, старческая немощь и неимоверная энергия, которая направлена лишь на увеличение дохода. Свое понимание жизни он излагает с непоколебимой убежденностью: все в мире иллюзия и суета, все фальшь, «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это золото». Жизнь — «машина, которую производят в движение деньги», «Золото — вот духовная сущность всего нынешнего общества».

Но в то же время Дервиль замечает: «Никогда еще в своей юридической практике я не встречал такого удивительного сочетания скупости со своеобразием характера». «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное». Гобсек, по словам Дервиля, «ненасытный удав», а «если отбросить его финансовые принципы и его рассуждения о натуре человеческой, которыми он оправдывает свои ростовщические ухватки, то я глубоко убежден, что вне этих дел он человек самой щепетильной честности...».

— А как вы понимаете восклицание Дервиля о Гобсеке: «Поэзия? В такой голове? — удивился я...»?

(Ростовщик — человек, делающий деньги из денег, оказывается в то же время поэтом, художником: «По сладкому голосу горничной я понял, что хозяйке заплатить нечем. Зато какую же я красавицу тут увидел! В спешке она только накинула на обнаженные плечи кашемировую шаль и куталась в нее так искусно, что под этим покровом вырисовывалась вся ее статная фигура...» «раскрытая постель была смята, и беспорядок ее говорил о тревожном сне. Художник дорого бы дал, чтобы побыть хоть несколько минут в спальне моей должницы в это утро...» Даже этот один эпизод говорит о том, что он знает людей и талантливо живописует их.

В нем так же поражает и социальная зоркость, умение проникнуть и осознать законы, мораль эпохи и в то же время неспособность понять смысл и назначение жизни, прежде всего, своей собственной.

Но, как мы уже сказали выше, кажущееся всесилие золота Гобсек принимает за единственное сущее. Но он не знает, что золото бессильно, оно не способно создать ничего действительно духовного, истинно человеческих ценностей.)

 

I II . Слово учителя.

Таким образом, посвятив свою жизнь ложному кумиру и называя ее блистательной, он становится «Золотым истуканом», «человеком-автоматом», «человеком векселем». Значит, в центре авторского внимания оказывается своеобразный феномен: «скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть».

А ведь, начиная рассказ, Дервиль говорит: «Сегодняшний вечер напомнил мне об одной романтической истории, единственной в моей жизни...»

Скорее всего, он имеет в виду историю своей женитьбы на Фанни Мальво. Однако повесть построена таким образом, что героем романтической истории оказывается не молодая прелестная девушка, а ... ростовщик — фигура более чем прозаическая.

— Разгадал ли Дервиль загадку Гобсека?

(Нет, сам он об этом говорит так: «хоть я поставил себе целью изучить его, должен, к стыду своему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками».

А разгадывает сущность Гобсека вся структура произведения, в котором художественно созданный характер Гобсека, разные его начала соотносятся с судьбой целого класса в настоящем и будущем. В настоящем этот класс переживает пору цветения и выдвигает из своей среды фигуры недюжинные, крупные, которые отличает сила, энергия. Но в то же время в характере Гобсека присутствует и представление писателя о его бесперспективности. Гобсек, умирая, на коленях ползет к камину, где в золе погребены последние поступившие к нему золотые, граф де Ресто и после смерти скрюченными пальцами сжимает бумаги о делах его состояния — деньги заполняют не только жизнь, но саму смерть этого общества.

Сцена смерти Гобсека, картина гниения, смрада, которую увидел в его доме Дервиль: этот эпизод повести несет мысль о бессмысленности накопительства.)

Итак, как губительно, разрушительно для личности, общества следовать ложным идеалам, т. к. ложно понятый смысл жизни может быть губительным для человека и изуродовать даже крупные личности. Поэтому страницы повести Бальзака «Гобсек» запоминаются надолго, хотя они написаны, казалось бы так давно. А проблемы, поднятые в ней, продолжают волновать нас и сегодня.

 

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

— Какие общечеловеческие проблемы подняты в повести «Гобсек»?

— Что вас поразило в характере Гобсека?

2. Написать сочинение «Деньги... что они значат для меня».

 

 

 

 


[1] В.С. Соловьев. Из статьи «Ф.И. Тютчев».

[2] Николай Кузин, г. Екатеринбург

[3] Ульяна Завьялова, школа - гимназия № 3, г. Зуевск, Кировская область

[4] Вариант урока, предложенный Фокиным П. Е., отработан в школе № 4 г. Глазова.

[5] Урок предложен В. Николаевой, физико-математический лицей № 39, г. Озерск.

[6] Н. Дойникова, Новгородский региональный центр развития образования.

[7] Татьяна Жаплова, г. Оренбург.

[8] А. К. Киселев — учитель школы №15 г. Калуги. «Литература в школе» № 4, 1989 г.

[9] С. Дмитренко. Литература № 26, 1997 г.

[10] Покусаев Е. А. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина». М., 1975.

[11] В. Г. Белинский «Петербургский сборник».

[12] Выдержки из статьи В. Набокова «Федор Достоевский». М.: НГ, 2002.

[13] Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001.

[14] В. Набоков. Федор Достоевский. М., Издательство НГ. 2001.

[15] Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М.: Издательство МГУ, 1999.

[16] Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. Перечитывая классику. М.: МГУ, 1997.

[17]Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ.2001.

[18] Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ. 2001.

[19] Лидия Харина, средняя школа № 12, г. Воркута, Республика Коми.

[20] Уроки предложены Л. П. Кабанюк, Л. И. Кузнецова, М. Я. Левянт.

[21] А. А. Сабуров «Война и мир» Л. Н. Толстого». Проблематика и поэтика. 1959.

[22] М. Котина, ср. шк. № 1, г. Грязовец, Вологодской обл.

[23] И. Я. Кленицкая «Работа над эпилогом романа Л. Толстого «Война и мир».

[24] Потапова Т. В. «Семья в романе «Война и мир» «ЛШ» № 1, 1997.

[25] Материал из газеты «Русский язык и литература в школе» № 11, 1990, с. 15.

[26] Горький М., Чехов А. Переписка. Статьи. Воспоминания. — М., 1958.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 306.