Бегство французов из России.
Последний период войны и ее воздействие на героев
Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.
Ход урока
I . Викторина — проверка знания текста.
— Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?
— Почему не распались отряды с таким разнородным составом?
— Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?
— Помогала ли партизанам русская природа?
— Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?
— Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?
— Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?
II. Выступления учащихся (анализ).
1. Дела и люди партизанских отрядов;
2. Петя Ростов в партизанском отряде;
3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;
4. Общая оценка Толстым партизанской войны;
5. Представитель народной войны Кутузов;
6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;
7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;
Пояснения для учителя:
В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира — Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.
Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.
Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».
Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, — повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... — брать не будем!» — крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).
Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других — это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)
Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 431.