— Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (ч. III, гл.1-3).
— Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?
(Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель.)
— Чем же природа возрождает князя Андрея?
(Своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется, нет ничего мертвого.)
— Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч. III, гл. 1)
(Толстой не признавал жизни застывшей. Одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключенную в природе.)
— Какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем?
(Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.)
— Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью?
(Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)
— Вспомните другие сцены, где автор также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?
(Н. Ростов первый раз в бою остро почувствовал красоту мира. «Как хорошо показалось небо... — ... залитые до макушек туманом сосновые леса…» (т. I , ч. II, гл.8). Природа в восприятии Толстого несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, войне.)
— Какие пейзажные сцены еще помнятся из романа?
(Туман и солнце под Аустерлицем; небо, увиденное князем Андреем; картины дунайской природы, замеченные Н. Ростовым, природа в Богучарове; волны и закату парома...)
— Среди всех пейзажей романа нет ни одного городского, хотя многие герои живут в городе. Почему?
(Толстой не воспринимал городскую природу видя в ней неестественность, задавленность.)
— Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?
(Сила жизни, вечное обновление. Красота, поэтичность, величие, вечность и бесконечность природы, ее естественность, мир и согласие — вот что видит и ценит в природе Толстой.)
— Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
(Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.)
Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета — открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова... Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость — радость природы».
Особое мастерство Толстого проявляется и в том, что один и тот же человек может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях.
— Вспомните, с каким настроением князь Андрей едет в Отрадное? На что бы он тогда обратил внимание, если бы не был угнетен и печален?
(Вероятно, ему были бы ближе картины оживающей природы — растущая на глазах трава, зеленеющие деревья... Сейчас же все весен нее ему чуждо и кажется обманом. Привлекает его внимание дуб, который «думает мыслями князя Андрея» и говорит об обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье... Итак, одно и то же явление природы можно описать по-разному в зависимости от человека и настроения. И вторая встреча с дубом уже закрепляет в нем мысль, что «жизнь не кончена в 31 год» заставила жить «общей жизнью».)
Самостоятельно записать вывод по вопросу: «Какую роль играет природа в жизни людей, с точки зрения Толстого?»
Домашнее задание.
1. Пересмотреть т. I ч. IV-V, индивидуальное задание: составить тест по содержанию IV-V ч.
2. Выучить отрывок «Описание дуба» т. II, ч. III, гл. 3 «Целый день был жаркий... — и чтобы все они жили со мною вместе» или т. II, ч. III, гл. 1 «На краю дороги стоял дуб... — не тревожась и ничего не желая».
3. Задание по группам: пересказ и анализ.
— 1 гр. Жизнь поместного дворянства (IV ч. Ростовы, их соседи).
Любовь героев (III ч., V ч.):
— 2 гр. Элен Курагина. Есть ли «сердце» у Элен?
— 3 гр. Любил ли Берг Веру Ростову?
— 4 гр. Что руководило отношением Б. Друбецкого и Жюли Карагиной?
— 5 гр. В чем вы видите обаяние любви Наташи Ростовой и князя Андрея?
— 6 гр. Как вы объясняете и расцениваете ее «измену»?
Приложение — индивидуальные карточки
1) Как характеризует Пьера его интерес к братству масонов?
2) Что лежит в основе взаимоотношений Пьера и князя Андрея? (ч. II, гл.10-14).
3) Какие конкретные шаги предпринял П. Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? Чем объяснить, что планы его не были осуществлены? Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов?
4) Расскажите о деятельности князя Андрея в комиссии Сперанского (т. II, ч. III, гл. 5, 6, 18). Почему он разочаровался в этой деятельности?
5) Сравнивая данные ниже портретные зарисовки князя Андрея Болконского, докажите, что Толстого-портретиста интересуют не столько внешние черты лица персонажа, сколько отражение в этих чертах внутреннего мира, душевного состояния.
В салоне Шерер.
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
В армии (1805 г.)
«Несмотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольство собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».
В Богучарове (после Аустерлица)
«Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 1520.