II том романа изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. В нем Толстой противопоставляет бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года ту жизнь, которую называет «настоящей». Но «мир» к концу II тома рушится. Изображение России за шестилетие 1806-1812 гг. было у Толстого изображением определенной исторической эпохи, подводящей к Отечественной войне. Без II тома нам был бы непонятен характер участия в войне главных героев и их судьба в эпилоге.
Основная цель работы над II томом романа — понять, какую жизнь автор называет мирной и настоящей и почему рушится «мир» к концу II тома. Ей подчинённая цель — как через частную жизнь героев Толстой изображает историю страны.
План: Тема мирной жизни (т. II)
1. «Интересы мысли» толстовских героев. Поиски ими плодотворной общественной деятельности.
2. Природа и жизнь людей в понимании Толстого.
3. Личная жизнь («жизнь сердца») героев романа.
4. Быт поместного дворянства, живущего в непосредственной близости к народу.
5. Почему рушится «мир» к концу II тома?
II I. Обзор ч. 1 т. II, выявление ее значения.
Желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, раз влечения, музыка, балы встречают возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и др. Это и есть та жизнь, о которой мечтал, например, Николай Ростов. Но оказывается, не все мирно в этом мире. Он начинается не только с радости, но и с неудач: дуэли Пьера и Долохова, проигрыша Николая Ростова, неудачного сватовства Денисова к Наташе и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея — смерти жены. Неровной и спокойной рисует Толстой мирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни они преодолимы. Об этом свидетельствует развитие всех сюжетных линий.
Принципы изображения Толстым положительных героев.
Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером (устар. человек, готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства. Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом., то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (Дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)
Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.
И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.
В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» — подчеркнуто остро, темпераментно писал Л. Толстой в одном из писем.
Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания Толстым положительных героев является изображение их но всей душевной сложности и «текучести», в непрерывных поисках истины.
Это толстовское отношение к жизни и людям, но могут быть настоящие люди и без противоречий. Более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 1534.