Правило:
Тире ставится:
1. в неполных предложениях
а) на месте пропуска члена предложения, в том числе и в составе сложного: Березки были расчесаны вниз, клен и осина— вверх. Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно.
б) в однотипно построенных частях сложного предложения на месте пропуска члена предложения, например: У каждого были свои ребяческие страсти и выдумки. Горький любил разводить костры, даже в пепельницах, Пушкин любил «розыгрыши»... Грин — делать луки и стрелять из них в цель, Чехов— ловить карасей, Гайдар— пускать воздушных змеев, Багрицкий— ловить силками птиц.
2. Тире ставится на месте невыраженного сказуемого в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях, в которых сказуемое не требуется для раскрытия смысла). Например: По всему небу – облака. Все пути твои — в удаче. Вдали — белый, вскипающий город. Все лучшее — детям.
3. Интонационно-смысловоетире употребляется для разграничения значений при вариативном толковании: Хочу безумно — жить. Ср.: Хочу — безумно жить. Тире ставится также перед любой частью предложения, выражающей неожиданность: Да... жить бы и жить. Да вот — привязалась болезнь.
Обратите внимание! Любое особое интонирование (отсутствие паузы и логического ударения), сопровождающее изменение смысла предложения, может отменить все названные правила.
4. Соединительное тире ставится
а) между словами или цифрами для указания на пространственные, временные и количественные пределы со значением «от... до»: Прямой поезд Лондон — Париж отошел из Лондона с вокзала Виктория поздно вечером. Он таскал с собой ружье, но не стрелял, и стрелять было некого: зверь в апреле — мае бережется как никогда старательно. В прежнее время, когда был жив отец, к нам на именины приходило всякий раз тридцать — сорок офицеров.
б) Соединительное тире ставится между двумя и более собственными именами (фамилиями, названиями стран и т.п.), совокупностью которых обозначается какое-либо учение, теория, закон, научное учреждение, общество и т. п., например: закон Бойля – Мариотта; матч Каспаров – Карпов.
Упражнение 87. Объясните причины постановки тире или его отсутствия в простом предложении. Для этого найдите основу предложения, определите тип сказуемого.
1. Главное - любить людей. 2. Западный человек есть продукт рекламных манипуляций. 3. Он лучший человек, просто соль земли. 4. Реклама — дирижер хэппенингов, искусство организации бытия. 5. Книга есть альфа и омега всякого знания. 6.Новая Англия — витрина Америки. Новости всегда свежие, известия всегда последние. 7.Кощунство — это не извращение. Это всего лишь способ недогматического мышления. 8. Домна не свеча, ее задуть — значит пустить в ход. 9. Звезды казались огромными, небо – атласным, синим, снег – бархатным, зеленоватым. 10. В основе ее благотворительности— христианская идея раскаяния. 11.Но на самом деле истоки филантропии одновременно и более возвышенны, и более рациональны. 12. Перевесился, знаете ли, через перилу, а перила — хрусь! 13.Славное место эта долина. 14. Следы на снегу как красивое обещание. 15.Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего. 16. Кто не работает, тот не ест — принцип нашего общества. 17. И в детстве, и в юности, ив зрелом возрасте мама для нас самый близкий человек.
Упражнение 88. Расставьте недостающие тире. Определите основу предложения, обратите внимание на способы выражения главных членов, на слова между подлежащим и сказуемым, на порядок слов в предложении.
1. И, в конце концов, ты доктор... 2. Счастье есть удовольствие без раскаяния. 3. Приходилось слышать, будто лебедь не добрая птица, не терпит возле себя гусей, уток, часто их убивает. 4. Брат давно хирург. 5. Ценное дерево можжевельник. 6.Моя хата с краю чужая мораль. 7. И сами находки теперь уже мне дают мало интересного, главное в каких слоях они распределяются. 8. Очень хочется, чтобы знали люди о том, как это здорово и трудно быть учителем и какие красивые люди учителя в большинстве своем. 9. Вторгаться в деятельность прокуратуры вообще занятие недозволенное. 10.Теперь эта книга ваша, возьмите ее. 11. Хлеб Родине. 12.Постепенно я понял, кто я.13.Отец смелый, он ничего не боится. 14. Впереди целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. 15. Я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. 16. В полдень поднимается свежий ветер, падает град. К вечеру буря, сильный снег. 17.Давайте помечтаем... о той жизни, какая будет после нас, лет через двести триста. 18.Ночью во сне, а днем наяву, вдруг расшумевшись и вдруг затихая, тебя вспоминаю, тебя зову, тебе пишу, о тебе вздыхаю. 19. Поехал к морю — и деньги тю-тю! 20. Я знал, что эта невыносимая жажда признак приближения конца. 21. Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. 22. Тогда я еще не знал, что писательство это труд тяжкий и расточительный, что даже одна-единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, преступление перед совестью, за которое он неизбежно ответит. 23. Стать командующим, имея на носу эвакуацию морем, незавидная перспектива. 24. Совместные усилия, несомненно, надежный путь к успеху. 25.Каждая книга писателя, если она написана кровью сердца, воплощение самых заветных его дум. 26. Главное, что притягивало меня к ним, это неисчерпаемый запас жизненных сил. 27. Первое, что он увидел, маленького человечка, похожего на обезьянку. 28. Инфантил и не дитя, и не ребенок. 29. Слово одно из чудес на свете…Оно моя работа, моя жизнь, моя судьба. 30. Поэзия моя держава, я вечный подданный ее.
Упражнение 89. Укажите номера предложений, где следует поставить тире.
1. Степь словно большой солнечный диск. 2. Правильная речь это одна из весьма существенных сторон общей культуры человека. 3. Заставить рассмеяться аудиторию наполовину убедить ее в своей правоте. 4. Море чудесное, синее, нежное. 5. Преодолеть препятствие вот наша задача. 6. Услуга в дружбе вещь святая. 7. Говорить с вами только слова тратить. 8. Севастополь очевидно город чудес. 9. Плохой товарищ не подмога. 10. Обман всегда обман. 11. Назначение каждого человека развить в себе все человеческое. 12. Славные люди наши соседи. 13. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки. 14. Великое дело новость.
Упражнение 90. Укажите номера предложений с пунктуационной ошибкой.
1. Мой дядя – самых честных правил. 2. Перед землянкой штаба – очередь. 3. И сегодня рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут. 4. От Ивана до Фомы, мертвые ль, живые, все мы вместе это мы, тот народ, Россия. 5. Без дела жить только небо коптить. 6. Люди как реки. 7. Воображение – есть великий дар природы. 8. В небесах – торжественно и чудно. 9. Ах, злые языки – страшнее пистолета. 10. Жениться – не лапоть надеть. 11. Вот – парадный подъезд. 12. Странная вещь большие деньги с непривычки. 13. Но ведь это мужская профессия – родину защищать. 14. Стихи не каприз и не шалость. 15. Глубина Байкала – тысяча шестьсот двадцать метров.
Упражнение 91. Расставьте знаки препинания. Укажите, сколько тире следует поставить в данном тексте.
«Горе от ума» А.С. Грибоедова социально-политическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы.Сорок тысяч рукописный тираж комедии. Декабристы и Грибоедов считали, что обличать крепостное право в России значит лечить страну приближать ее духовное возрождение. Показать столкновение молодой прогрессивной России с реакционерами-крепостниками главная задача Грибоедова в комедии. Александр Андреевич Чацкий это главный герой комедии «Горе от ума». Он представитель передовой дворянской интеллигенции, человек с декабристским мировоззрением. Чацкий не герой-одиночка. Он несомненно любимый герой автора. Голос Грибоедова, звучащий то насмешливо и гневно то вдохновенно и взволнованно это голос писателя отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все презрение «толпе его мучителей».Образы созданные Грибоедовым его афоризмы которые до сих пор живут в народной речи острое оружие сатиры разоблачающей то старое отжившее что еще встречается в нашей жизни в нашем быту.
Упражнение 92. Решите тест на тему «Тире между членами предложения».
1. Укажите правильное объяснение постановки тире в простом предложении: Книги – это друзья, бесстрастные, но верные.
1) подлежащее выражено существительным в И.п., сказуемое— инфинитивом глагола.
2) подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п.,
3) тире в неполном предложении,
4) тире при однородных членах предложения.
2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: У озера два берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, болотистый у воды, и в воде песок.
1) подлежащее выражено числительным в И.п., сказуемое– инфинитивом глагола.
2) подлежащее выражено существительным в И.п., сказуемое—инфинитивом глагола;
3) тире в неполном предложении;
4) тире при однородных членах предложения.
3. Укажите правильное объяснение отсутствия тире между подлежащим и сказуемым в предложении: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет.
1) т.к. подлежащее выражено личным местоимением;
2) т.к. сказуемое выражено прилагательным или наречием;
3) т.кв предложении инверсия главных членов.
4) т.к. перед сказуемым стоит вводное слово;
4. Укажите правильное объяснение отсутствия тире между подлежащим и сказуемым в предложении: Он мастер на все руки.
1) т.к. перед сказуемым появляется частица, или союз, или вводное слово, или несогласованный второстепенный член предложения (детерминант);
2) т.к. сказуемое выражено прилагательным или наречием;
3) т.к. подлежащее выражено личным местоимением;
4) т.кв предложении инверсия главных членов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 1530.