Группа. Зависят от наличия/отсутствия суффикса –а-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                              - кос - // -кас –а –

    Примеры: соприкоснуться, касательная.

    В остальных корнях этой группы наличие суффикса - а – предполагает написание гласной – и – :

- ня - // -ним – а –

    Примеры: нанять, нанимать, внимательный, понимание.

- мя - // - мин – а –

    Примеры: замять, заминать, приминать.

                                      - ча - // - чин – а –

    Примеры: начать, начинание, начинать.

                                      - жа - // - жим – а –

    Примеры: нажатие, нажимать, прижимать.

                                      - кля - // - клин – а –

    Примеры: прокляну, заклинание, проклинать.

   - зор - // - зир – а –

    Примеры: взор, взирать, надзиратель, презирать.

                                       - стел - // -стил – а –

    Примеры: застелить, перестилать.

                                        - блест - // - блист – а –

    Примеры:блестящий, блистательный. Запомни: блеснуть.

                                        - чет - // - чит – а –

   Примеры: вычеты, вычитание, почет, почитать старших, чета Ивановых (-а в слове чета - окончание, а не суффикс, сравни: чету Ивановых).

   Исключения: сочетать, сочетаться, сочетание, сочетательный.

                                        - счет - // - счит – а –

   Примеры: засчитать, пересчет.

Запомни: расчет, расчетливый, расчетливость, расчетный (слова с корнем –чет-),

но: бессчетный, рассчитать, рассчитаться, рассчитывать, рассчитываться (слова с корнем –счет-//-счит-).

                                        - мер - // - мир – а –

   Примеры: замереть, замирать, умирать, отмереть.

                                        - жег - // - жиг – а –

   Примеры: поджигатель, прижег, зажигалка.

                                        - бер - // - бир – а –

   Примеры: заберу, перебирать.

                                        - пер - // - пир – а –

   Примеры: подпереть, препирательство.

                                        - дер - // - дир – а –

   Примеры: отдеру, придираться.

                                        - тер - // - тир – а –

   Примеры: подтереть, протирание.

   Упражнение 5. Объясните правописание слов с чередующимися гласными в корне, обратите внимание на написание слов-исключений.

   А) З…ревой, возг…рание, г…релка, з…ря, самовозг…раемость, з…рница, вытв…рить, тв…рение, укл…нист, скл…нение, дог…рание, оз…риться, пог…релец, г…рение, благотв…рительность, скл…нение, наг…реть, з…ревать, выг…рки, утв…рь, изг…рь, заг…релый, сотв…рение.

   Б) Взр…стать, прил…жение, зар…сли, на ск…ку, водор…сли, сл…гаемое, выр…щен, переск…чить, взр…щен, обл…жной дождь, зал…жить, ск…кун, выск…чить, р…стовщичество, подр…стковый, заск…чу на минутку, переск…чу через препятствие, проск…чу свою остановку, отр…слевик, прор…сти, р…стовчанка, ск…чок.

   В) Ср…внять с землей, ср…внить величины, р…внобедренный, обм…кнуть, м…кание, ур…вновешенный, вы'м…кать всё содержимое, пор…вняться с прохожим, р…внинный, пор…вну, всё р…вно, пл…вчиха, выпл…вка, спл…влять, непром…каемый, пром…кательная бумага, нам…чить, ур…вень.

   Г) Нач…нание, рассч…тывающий, надз…рательница, бл…сну, прокл…нать, покл…нусь, подб…ру, ст…лю, соч…тание, чинопоч…тание, словосоч…тание, прич…тать, т…реть, прож….гать, ум…рание.

       

Упражнение 6. Распределите слова по двум колонкам: с – о – в корне и с – а – в корне.

   Зар…внять поверхность, нар…стание, пл…вцы, перер…сти, водор…сли, сл…гать, соск…чить, накл…нять, вытв….рить, перег…рать, выг…рки, з…ревать, з…рянка, обск…кать, р…вняйсь, обм…кнуть, зам…чить, несг…раемый, спл…влять, ур…внение, р…вноудаленный, пром…кну'ть написанное, пл…вучесть, переск…чу через яму, сосл…гательное накл…нение, з…ревой день, подр…сли дети.

 

   Упражнение 7. Выполните тест на тему «Правописание чередующихся гласных в корне».

1. В каких словах пишется – о –

   1. Заг…релый 2.Накл…ниться 3.Оз…рение 4.З…ревой 5.Сотв…рение

 

2. В каких словах пишется – а –

1.Обл…жной дождь 2.Подг…реть 3. Распол…гаться 4.Пол…г 5.Р…стительность

В каких словах пишется – о

1.Р…стовщический 2.Отр…слевой 3. Подр…стковый 4. Приск…кать 5.Проск…чу свою остановку

   4.В каких словах пишется – а –

1.Выр…вненный асфальт 2.Подр…внять строй 3. Р…внозначный 4.Пл…вцы 5.Обр…внять края

5. В каких словах пишется – о

1.Ск…чок 2.Неук…снительно 3.Р…сточек 4.Подр…внять грядки 5.Пор…вну

6. В каких словах пишется – е –

1.Подп…реть 2.Бракосоч…тание 3.Бл…стательный 4.Выч…тание 5.Чинопоч…тание

7. В каких словах пишется – и –

1.Зам…реть 2.Закл…натель змей 3.Соч…таться по цвету 4.Выж…гание 5.Супружеская ч…та

В каких словах пишется – о -

1.Пром…кательная бумага 2.Все р…вно 3.Ул…жение 4.Р…внина 5.Р…стовчанин

   9.Найдите ошибки

1.Выравненный асфальт 2.Озаренность 3.Пловники 4.Разбирательство 5.Блестнуть

   10.Найдите ошибки

1.Прижигание 2.Проклену 3.Стиреть 4.Раздеру 5.Промакательная бумага


 

 


Правописание безударных непроверяемых гласных в корне

Слова

   Работа с разнообразной словарной лексикой представляет серьёзную трудность для студентов-журналистов. Поэтому необходимо овладеть методикой работы с такого рода словами и использовать её регулярно.

   В данном параграфе предлагается Словарь №1, в который включены наиболее часто употребляемые словарные слова с безударными непроверяемыми гласными в корне слова. Далее в соответствующих параграфах будут даны списки слов на другие орфографические темы, которые по разным причинам не могут быть объяснены соответствующими правилами.

   Если вам неизвестно значение словарного слова, обязательно проверьте его по толковому словарю или по словарю иностранных слов, обратите внимание на типичную сочетаемость данного слова. Помните: заучивание написания слова без понимания его смысла – занятие бесполезное.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 308.