Малышева Е.Г., Рогалева О.С
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная орфография и пунктуация русского языка: практический курс: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 031300.62 «Журналистика». – Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2014. - ____с.

 

ISBN

 

       Учебное пособие представляет собой единый методический комплекс, который содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по орфографии и пунктуации русского языка, изложенные в том числе в алгоритмизированном виде; краткие словари орфографических норм; сборники упражнений и тестовых заданий по орфографии и пунктуации русского языка; систему учебно-тренировочных тестовых заданий; обобщающие задания по орфографии и пунктуации. Кроме того, в пособии представлены методические примечания и рекомендации, комментарии по поводу типичных ошибок.

       Пособие адресовано прежде всего студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавров «Журналистика», а также студентам других гуманитарных специальностей, которые осознают необходимость повышения своей орфографической и пунктуационной грамотности.                                                                        

 

 

ББК

                                                                                                                    УДК

        

 

 

ISBNИздательство Омск. гос. ун-та , 2014

 

ОТ АВТОРОВ

 

Уважаемые студенты и преподаватели! Данное пособие - результат многолетней работы его авторов на подготовительных курсах для абитуриентов и учителей в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и в гимназиях и школах г. Омска, а также результат не менее долгих наблюдений, связанных с уровнем орфографической и пунктуационной грамотности студентов факультета филологии и медиакоммуникаций и практикующих журналистов.

Нам хотелось учесть недостатки существующих учебных пособий: тезисность, схематичность и явную неполноту в изложении теоретического материала (особенно в части так называемых «сложных случаев»); отсутствие словарного и справочного аппарата; нелогичную «простоту» предлагаемых упражнений.

Кроме того, авторы особый упор делали на те вопросы, которые, по их наблюдениям, вызывают неизменные затруднения у студентов и журналистов-практиков.

Пособие состоит из двух частей: «Орфография» (автор – доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, заведующий кафедрой Е.Г. Малышева); «Пунктуация» (автор – кандидат филологических наук, доцент журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. ДостоевскогоО.С. Рогалева).

Логическая схема изложения материала в названных частях такова: теоретическая и справочная часть (правила, алгоритмы, таблицы, примечания, словари); разнообразные упражнения, включающие все наиболее сложные случаи, связанные с той или иной темой; тестовые заданияразного формата.

Подчеркнем, что при комментировании сложных случаев из области орфографии применяется широкий синхронно-диахронический подход: рассматриваются как современные лексические и словообразовательные связи слова, так и сведения из области этимологии, в т. ч. так называемой «народной».

Теоретическое изложение орфографических и пунктуационных норм базируется на знаниях студентов-журналистов по дисциплинам курса «Современный русский язык».

Настоящее издание адресовано прежде всего студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавров «Журналистика», а также студентам других гуманитарных специальностей, которые осознают необходимость повышения своей орфографической и пунктуационной грамотности.

Авторы благодарят рецензентов – Н.В. Данилевскую, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и стилистики Пермского государственного национального исследовательского университета; Т.П. Рогожникову, доктора филологических наук, профессора, и.о. заведующего кафедрой русского языка, классического и славянского языкознания Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

 

Отдельная благодарность Е.А. Никитиной, кандидату филологических наук, доценту кафедры теоретической и прикладной лингвистикиОмского государственного университета им. Ф.М. Достоевского за переданный опыт и оказанную помощь.

Кроме того, огромное спасибо всем тем, чьи вопросы и замечания помогли в создании этого пособия, - студентам факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевсокого, коллегам-преподавателям и учителям-словесникам Омской области.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I. ОРФОГРАФИЯ.. 10

Тема 1. 10

Правописание гласных в корне слова. 10

§ 1. Гласные в корне слова, проверяемые ударением. 10

§ 2. Правописание чередующихся гласных в корне слова. 15

§3. Правописание безударных непроверяемых гласных в корне. 21

слова. 21

Тема 2. 35

Правописание согласных в корне слова. 35

§1. Звонкие и глухие согласные. 35

§2. Непроизносимые согласные. 37

§3. Удвоенные согласные. 40

Тема 3. 49

Правописание гласных после шипящих согласных и ц. 49

§1.Правописание О и Е (Ё) после шипящих. 49

Гласные О и Е после Ц.. 49

§2. Ы - И после шипящих и Ц. 54

Гласные А, У после шипящих и Ц.. 54

Тема 4. 59

Правописание приставок. 59

§1. Трудные случаи употребления неизменяемых приставок. 59

(приставка с-). 59

Правописание приставок на –з/-с. 59

§ 2. Правописание приставок пре- и при- 61

§3. И-ы после приставок, оканчивающихся на согласный. 67

Тема 5. 71

Правописание Ъ и Ь. 71

§1.Разделительный Ъ.. 71

§2. Разделительный Ь. 72

§3. Ь в грамматических формах. 73

§4. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. 75

Тема 6. 81

Н-НН в разных частях речи. 81

§1. Общий алгоритм рассуждения. 81

§2. Отымённые образования и непроизводные слова. 84

§3. Отглагольные образования. 87

§4. Н-НН в кратких отглагольных формах. 91

Тема 7. 100

Не слитно и раздельно с разными частями речи. 100

Тема 8. 117

Разграничение НЕ и НИ.. 117

§1. НЕ и НИ с отрицательными местоимениями и наречиями. 117

§2. Смысловое различение частиц НЕ и НИ.. 118

Тема 9. 130

Правописание окончаний и суффиксов. 130

глаголов и глагольных форм. 130

§1. Правописание неизменяющихся глагольных суффиксов. 130

§2. Правописание глаголов с суффиксом –ва- 130

и суффиксами –ова-/-ева-, -ыва-/-ива. 130

§3. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, 132

действительных причастий прошедшего времени, 132

деепричастий совершенного вида. 132

§4. Суффиксы Е и И в глаголах с приставкой О-, ОБЕЗ- (ОБЕС-) 133

§5. Правописание гласной в суффиксах. 134

страдательных причастий прошедшего времени. 134

§6. Правописание личных окончаний глаголов. 140

настоящего/будущего времени. 140

и суффиксов действительных. 140

и страдательных причастий настоящего времени. 140

Тема 10. 150

Правописание окончаний. 150

имен существительных. 150

§1. Е – И в падежных окончаниях существительных. 150

единственного числа. 150

§2. Е-И в основе существительных родительного падежа. 151

множественного числа на –ья//-ьё//-ия//-ие. 151

§3. Окончания творительного падежа единственного числа. 153

в именах собственных. 153

§4. Окончания именительного падежа единственного числа. 154

существительных с суффиксами –ищ- , -ушк-//-юшк-, -ышк-//-ишк-, -л- 154

Тема 11. 156

Правописание суффиксов имен существительных. 156

Тема 12. 160

Правописание окончаний причастий и окончаний и суффиксов. 160

имен прилагательных. 160

§1. Окончания причастий и прилагательных. 160

§2. Гласные в суффиксах имен прилагательных. 160

§3. Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных. 162

Тема 13. 170

Правописание сложных существительных. 170

и прилагательных. 170

§1. Правописание сложных слов с соединительной гласной. 170

§2. Сложные слова с корнем ПОЛ- и ПОЛУ- 171

§3. Сложные слова без соединительной гласной. 171

§4. Правописание сложных существительных. 172

§5. Правописание сложных прилагательных. 176

Тема 14. 183

Правописание наречий. 183

§1. Дефисное написание наречий. 183

§2. Слитное написание наречий. 185

§3. Раздельное написание наречий и наречных выражений. 187

Тема 15. 193

Правописание производных предлогов. 193

Различение производных предлогов и знаменательных частей речи. 193

Тема 16. 198

Различение союзов, наречий и сходных с ними сочетаний. 198

ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ.. 209

ЧАСТЬ II. ПУНКТУАЦИЯ.. 214

. 214

Тема 1. Тире между членами предложения. 215

1.1.Тире между подлежащим и сказуемым. 215

1.2. Другие случаи постановки тире в простом предложении. 217

Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения. 224

2.1.Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов 224

2.2.Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 228

2.3.Другие знаки препинания при однородных членах предложения. 230

Тема 3. Знаки препинания при обособленных членах предложения. 240

3.1.Обособление определений. 240

3.2. Обособление приложений. 249

3.3. Обособление обстоятельств. 255

3.4. Обособление дополнений. 259

(ограничительно-выделительных оборотов) 259

3.5. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных. 262

и присоединительных членах предложения. 262

3.6. Знаки препинания при сравнительных союзах. 265

Тема 4. Знаки препинания при словах и конструкциях, 276

не являющихся членами предложения. 276

4.1.Вводные слова, словосочетания и предложения. 276

Вставные конструкции. 276

4.2.Обращения, междометия и утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. 282

Тема 5. Знаки препинания в сложном предложении. 290

5.1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 290

5.2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 298

5.2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 309

Тема 6. Знаки препинания при передаче чужой речи. 327

6.1.Знаки препинания при прямой речи и диалоге. 327

6.2.Знаки препинания при косвенной речи. 331

Тема 7. Комбинация знаков препинания. 337

ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ……………………………………………………………………........343

 



ЧАСТЬ I. ОРФОГРАФИЯ

Тема 1

Дата: 2019-02-25, просмотров: 302.