Оборудование насосных станций “горячего” трубопровода такое же, как и обычного. Это объясняется тем, что температура транспортируемой жидкости (нефти или нефтепродукта), с одной стороны, достаточно высока, чтобы среда была текучей, а с другой - не превышает 100 оС.
Для “горячей” перекачки высоковязких нефтей и нефтепродуктов применяют поршневые и центробежные насосы. Наиболее широко применяются поршневые насосы марки НТ-45. Насос приводится в действие от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания. Он используется для проталкивания застывшей нефти в трубопроводе.
Преимущественное распространение на магистральных трубопроводах получили центробежные насосы, к.п.д. которых при перекачке подогретых жидкостей составляет 75...80 %. Как и при транспортировке обычных нефтей при “горячей” перекачке наилучшей схемой технологической обвязки насосных станций является последовательная установка 2...3 рабочих и одного резервного агрегатов.
Известно, что с увеличением вязкости перекачиваемой жидкости напор и к.п.д. центробежного насоса снижаются, а потребляемая мощность возрастает. Поэтому центробежный насос лучше устанавливать после теплообменных агрегатов. Однако такое расположение в ряде случаев оказывается неосуществимым, т.к. гидравлическое сопротивление коммуникаций на всасывающей линии оказывается очень большим. В результате насосу не хватает подпора, и он начинает работать с кавитацией. В связи с этим на крупных нефтепроводах подпорные и основные насосы устанавливаются перед теплообменными аппаратами и перекачивают охлажденную нефть повышенной вязкости.
Подогрев нефти перед закачкой в трубопровод можно производить как в резервуарах, так и в специальных теплообменных аппаратах. Однако подогрев в резервуарах производится только до температуры, обеспечивающей выкачку нефти с заданной производительностью. Дело в том, что нагрев нефти в резервуарах до начальной температуры перекачки нецелесообразен из-за больших потерь тепла в окружающую среду и увеличения потерь легких (наиболее ценных) фракций нефти. Нефть в резервуарах нагревается с помощью трубчатых теплообменников. В качестве теплоносителя используется водяной пар, иногда горячая вода или горячая нефть. Применяются стационарные (змеевиковые или секционные) подогреватели, располагающиеся над днищем резервуара с уклоном по ходу теплоносителя для удаления конденсата и обеспечивающие общий подогрев всей массы нефти в резервуаре.
Разогретая в резервуарах нефть забирается подпорными насосами и подается в дополнительные подогреватели (если позволяет величина подпора) или в основные насосы, которые прокачивают нефть через подогреватели в магистральный трубопровод. С точки зрения безопасности эксплуатации подогревателей и повышения эффективности работы основных насосов их надо устанавливать после подогревателей. На промежуточных насосно-тепловых станциях при перекачке по системе “из насоса в насос” подогреватели должны устанавливаться только на всасывающих линиях. В этом случае нефть поступает в насосы с высокой температурой, т.е. к.п.д. насосов будет высокий.
Через подогреватели можно пропускать весь поток транспортируемой нефти или только часть ее. В первом случае вся нефть нагревается до заданной температуры перекачки Тн, во втором - часть нефти нагревается до значительно более высокой температуры, а на входе в трубопровод смешивается с холодным потоком. Во втором случае существует опасность разгонки нефти. Чтобы ее предотвратить в подогревателях надо поддерживать повышенное давление, что требует установки перед ними специальных насосов, а это не экономично.
На магистральных “горячих” трубопроводах применяются паровые и огневые подогреватели.
В последние годы на “горячих” магистральных трубопроводах начали применяться огневые подогреватели. Такими подогревателями, в частности, оборудован крупнейший в мире “горячий” нефтепровод Узень-Гурьев-Куйбышев (Узень-Атырау-Самара). Печи Г9ПО2В и ПТБ-10.
Печь Г9ПО2В
Принципиальная схема радиантно-конвекционной печи Г9ПО2В показана на рис. 2.11.
Все пространство печи, смонтированной в металлическом каркасе 1, разделено на 2 зоны: радиантную I и конвекционную II. Радиантная зона в свою очередь поделена на две части стенкой 2 из огнеупорного кирпича, размещенной вдоль оси печи. В нижней части печи установлены по шесть форсунок 3 с воздушным распылением топлива. Топливом на нефтепроводе Узень-Атырау-Самара может служить как транспортируемая нефть так и природный газ.
В радиантной зоне печи на кронштейнах уложены трубы змеевика 4, по которому течет нефть. Нагрев нефти в этой зоне осуществляется в основном за счет лучистой энергии факела. Продукты сгорания проходят затем в конвективную зону, где передача тепла текущей по трубкам нефти осуществляется за счет конвекции. Из конвективной зоны печи продукты сгорания через дымовую трубу 5 выбрасывается в атмосферу.
Регулирование тяги в печи осуществляется с помощью шибера 6. Стены печи покрыты изнутри огнеупорной обмуровкой, а снаружи тепловой изоляцией.
Рисунок 2.11 - Принципиальная схема радиантно-конвекционной печи Г9ПОВ:
1 – металлический каркас; 2 – разделительная стенка; 3 – форсунки;
4 – трубы змеевика для нефти; 5 – дымовая труба; 6 – шибер.
Высота печи без дымовой трубы достигает 10,5 м. Пропускная способность - 600 м3/ч. Нефть нагревается с 30 до 65 оС. Максимальное рабочее давление нефти на входе в змеевик не должно превышать 6,5 МПа. Теплопроизводительность печи составляет 10500 кВт, а к.п.д. достигает 0,77 (фактически 0,5), что свидетельствует о её высокой тепловой эффективности.
Печь ПТБ 10
Печь трубчатая блочная ПТБ-10 предназначена для нагрева нефтяных эмульсий и нефти при их промысловой подготовке и транспортировке.
Теплообменная камера представляет собой теплоизолированный металлический корпус, внутри которого расположены четыре секции змеевика из оребренных труб. Продукты сгорания топливного газа рециркулируют в теплообменной камере и обеспечивают равномерный нагрев нефтяной эмульсии (нефти). Нагрев эмульсии в ПТБ 10, ПТБ 10А осуществляется прямым путем. Более совершенной конструкцией обладает печь ПТБ 10Э, являющаяся дальнейшим развитием этой модели.
В блоке основания расположены четыре камеры сгорания с трубопроводами подачи топливного газа и запальными устройствами, воздуховоды наддува воздуха от вентиляторного блока в камеры сгорания и помещение подготовки газа.
Трубчатая печь работает следующим образом (рис 2.12).
Рисунок 2.12 - Принципиальная схема теплообменной камеры трубной печи ПТБ-10:
1 – каркас; 2 – внешняя обшивка; 3 – тепловая изоляция; 4 – обшивка внутренняя;
5 – змеевик; 6 – напрвляющая дефлектора; 7- камера сгорания; 8-труба дымовая;
9 –предохранительный (взрывной) клапан.
Холодная нефть по трубопроводу ввода нефти в печь поступает в коллектор теплообменной камеры. Из коллектора нефть 4-мя потоками поступает в нижние ветви змеевиков 5, расположенных параллельно в корпусе теплообменной камеры, проходит по змеевикам и собирается в выходном коллекторе. При своем движении по змеевикам нефть нагревается за счет тепла, отдаваемого продуктами сгорания топливного газа, сжигаемого в четырех камерах сгорания 7.
Дата: 2019-02-18, просмотров: 753.