Проверка герметичности соединений
Проверка герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Эту работу выполняют, проводя внешний осмотр автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по подтеканию тормозной жидкости, в пневматическом приводе на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения проверяемое соединение покрывают мыльной эмульсией и по появлению мыльных пузырей определяют место утечки воздуха.
Регулировка свободного хода педали тормоза. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов свободный ход педали регулируют путем изменения длины тяги, соединяющей тормозную педаль с толкателем поршня главного тормозного цилиндра. С этой целью у автомобиля ГАЗ-53А устанавливают педаль в положение, при котором она упирается в резиновый буфер, отпускают контргайку и, вращая муфту в ту или другую сторону, устанавливают свободный ход педали, равный 8—14 мм. Зазор между первичным поршнем и толкателем главного тормозного цилиндра должен находиться в пределах 1,5—2,5 мм.
При пневматическом приводе тормозов эта регулировка сводится к изменению длины тяги, которая связывает педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. Длину тяги изменяют, вращая вилку, навернутую на резьбовой конец тяги.
ЗИЛ
Систематически, надо сливать конденсат из воздушных баллонов. Интенсивность накопления конденсата зависит от влажности окружающего воздуха и от технического состояния компрессора. При высокой влажности окружающего воздуха конденсат необходимо сливать ежедневно. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. В зимнее время при безгаражной стоянке автомобилей нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания конденсата в приборах и трубопроводах. В случае замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, трубопроводы и воздушные баллоны открытым пламенем. Для этой цели следует пользоваться горячей водой. После полного слива конденсата из воздушных баллонов рекомендуется вновь накачать их сжатым воздухом до номинального давления (до срабатывания регулятора давления) и только после этого остановить двигатель.
Кран слива конденсата
1- пружина; 2- клапан; 3- толкатель; Т- вывод
6-31. Клапан контрольного вывода
1-штуцер; 2- корпус; 3- петля; 4- колпачок; 5- толкатель с клапаном; 6- пружина; Т, ТТ- выводы
При измерении давления отвернуть колпачок 4 клапана и навернуть на корпус 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному манометру. При наворачивании гайка перемещает толкатель 5 с клапаном и воздух через радиальные и осевое отверстия в толкателе поступает в шланг.
Кран слива конденсата ( 6-32.) предназначен для принудительного слива конденсата из воздушного ресивера тормозного привода а также, при необходимости, для выпуска сжатого воздуха из ресивера.
Кран слива конденсата открывается при нажатии на толкатель 3 вверх или отведении его в любую сторону.
При обслуживании пневматического привода тормозной системы автобуса проверяется герметичность системы в целом и ее отдельных частей. Места сильной утечки воздуха определяют на слух, а места слабой утечки – с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха в рабочей тормозной системе определяется при заполненной системе до рабочего давления при нажатой тормозной педали. При этом падение давления не должно превышать 0,05 мПа (0,5 кгс/см2) в течение 15 минут и 0,05 мПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 минут при свободном положении органов управления.
Утечка воздуха в стояночной тормозной системе определяется при положении рукоятки ручного тормоза в положении «Расторможено». Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных деталей соединений.
Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных пневмо аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек не должен превышать 30.. .50 Нм (3.. .5 кгем).
Для повышения безотказности и надежности работы тормозной системы, рекомендуется один раз в два года проводить профилактическую разборку тормозного крана; тормозных камер задних и передних тормозов, защитного клапана; ручного тормозного крана; клапана быстрого оттормаживания; замену сменного патрона осушителя независимо от их технического состояния.
Обнаруженные при контрольной проверке неисправные аппараты должны быть отремонтированы с помощью ремонтных комплектов, проверены на работоспособность и соответствие характеристикам.
Порядок сборки и проверки аппаратов изложен в специальных инструкциях. Их ремонт производится лицами, прошедшими необходимую подготовку.
Внимание
Не допускается провисание трубопроводов, касание их о перемещающиеся и нагревающиеся в процессе работы детали и узлы, перегибание трубопроводов с уменьшением их проходного сечения.
12) Эффективное торможение машин обеспечивается регулировкой тормозных механизмов.Регулировка тормозного механизма рабочей тормозной системыпроизводится для восстановления нормального зазора между фрикционными накладками и барабаном. Регулировка тормоза может быть полной или частичной.Полная регулировка выполняется после ремонта тормозов (замена фрикционных накладок или колодок) или нарушения центровки рабочих поверхностей фрикционных накладок и тормозного барабана. Она производится с помощью опорных эксцентриковых осей 14 колодок и осей регулировочных рычагов 9 или регулировочных эксцентриков 2 (см. рис. 7.1, 7.28 соответственно). При этом щуп толщиной 0, 1 мм не должен проходить вдоль всей ширины тормозных накладок. Зазор, замеренный щупом в верхней и нижней частях на расстоянии 30 мм от края накладок, должен быть в пределах 0,2...0,4 мм.Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер (КамАЗ-5320, КамАЗ-4310) на каждом мосту мало отличались друг от друга и находились в пределах 20...30 мм.Частичная регулировка выполняется только с помощью осей червяков регулировочных рычагов (КамАЗ-5320, КамАЗ-4310) или эксцентриков (Урал-4320) для уменьшения зазора между накладками и барабаном, который увеличивается при эксплуатации вследствие износа накладок. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживается по увеличению хода штоков тормозных камер (ход штока не должен превышать 30 мм). При регулировке тормозов ход штоков устанавливают равным 20 мм, причем для левых и правых камер каждого моста они должны мало отличаться один от другого.
Регулировка
Восстановление нормальной величины зазоров между колодками и тормозными барабанами и уменьшение хода педали регулируйте эксцентриками, у которых шестигранные головки осей выведены наружу сквозь щит.
Регулировку зазоров между колодками и тормозными барабанами (текущую регулировку) проводите в следующем порядке:
1. Поднимите домкратом колесо, тормозной механизм которого необходимо отрегулировать.
2. Вращая колесо, постепенно поворачивайте регулировочный эксцентрик до тех пор, пока колесо не затормозится.
3. Постепенно отпускайте эксцентрик, проворачивая колесо до свободного вращения без задевания барабана за колодки.
4. Отрегулируйте таким же образом зазоры между колодками и барабанами остальных тормозных механизмов.
При регулировке тормозных механизмов передних колес и передних колодок тормозных механизмов задних колес вращайте колесо вперед (рис. 6.10).
При регулировке задних колодок тормозных механизмов задних колес вращайте колесо назад (рис. 6.11).
Для уменьшения зазоров эксцентрики проворачивайте по направлению вращения колеса, а для увеличения – против.
5. Проверьте на ходу автомобиля отсутствие нагрева тормозных барабанов и равномерность работы тормозных механизмов при торможении.
При текущей регулировке не пользуйтесь опорными пальцами, так как при этом нарушится заводская установка колодок.
При замене фрикционных накладок отрегулируйте установку колодок.
Регулировку тормозных механизмов производите, когда тормозные барабаны полностью остыли и подшипники колес правильно отрегулированы.
Замена ламп в фарах
Периодически в ходе эксплуатации авто каждый автолюбитель сталкивается с перегоранием ламп в автомобиле. Замена ламп в фарах достаточно простая операция, но вместе с тем, она требует известной аккуратности и внимательности. При неправильной или неаккуратной установке лампы, она, скорее всего, перегорит. Для ламп нет определенного временного периода, когда их нужно менять. Замена ламп в фарах происходит по мере их перегорания, хотя на самом деле у каждой лампы есть среднее время горения, которое гарантирует производитель. Но при неисправной проводке ресурс ламп может значительно уменьшаться. Кроме того, лампа также может служить индикатором короткого замыкания и перегореть вместо предохранителя (ведь их природа одинакова – нить из металла).
Перед тем, как менять перегоревшую лампу убедитесь, что предохранитель цел и неисправность в фаре.
Для замены ламп в фарах вам понадобятся следующие инструменты:
- отвертки «+» и «-», желательно разных размеров;
- ключи (рожковые и накидные головки) номеров 8-10-12;
- чистая от жира и масла ветошь или чистые хлопчатобумажные перчатки.
В фарах применяются, как правило, галогеновые лампы. При работе с ними требуется соблюдать определенные правила. Во-первых, помните, что галогеновая лампа в процессе работы разогревается до очень высокой температуры (свыше ста градусов), поэтому менять лампы в фарах нужно днем и они не должны были работать минимум полчаса (к перегоревшей лампе это конечно не относится). Во-вторых, из-за нагрева лампы любой посторонний предмет, пятно жира или масла может вызвать повреждение колбы и перегорание лампы. Поэтому работать нужно в чистых х/б перчатках, либо брать лампу только в ветошь. Желательно вообще к колбе лампы не прикасаться. В-третьих, старайтесь запоминать положение цоколя или патрона по отношению к гнезду, а лучше нанесите риски краской, лаком или маркером, процарапайте ножом. Это необходимо для того, чтобы световое пятно фары осталось неизменным, т.к. у современных ламп спирали расположены не по центру.
Замена ламп в фарах производится в следующей последовательности:
· Визуальный осмотр фары снаружи. Выявление повреждений, оплавлений. Внимательно осмотрите доступ к патрону с обратной стороны фары. Если места хватает, то нет необходимости снимать фару. Если компоновка не позволяет, то фару необходимо снять. Для этого нужно открутить крепежные винты или болты.
· Аккуратно извлекаем патрон с лампой из фары. При этом стараемся не трогать колбу. Визуально осматриваем спирали лампы. Если они перегорели, то меняем лампу. Вынимаем старую лампу и устанавливаем новую. Следите за соответствием положений спиралей у безцокольных ламп.
· Соблюдая риски на корпусе фары и патроне с лампой, производим установку.
Проверяем работоспособность. Если лампа работает, то, при необходимости, крепим фару на автомобиле.
Замена предохранителей
Блок предохранителей
Практически в любом автомобиле имеются два блока предохранителей: как правило, первый располагается под капотом у левого стакана, второй – в салоне автомобиля под панелью, под центральной торпедой.
Замена предохранителей
Чтобы получить доступ к предохранителям, надо снять крышку блока. Это легко можно сделать голыми руками: одной рукой нажимаем на защелку, другой – поднимаем крышку.
Перегорает предохранитель
Если предохранители часто перегорают, то это значит, что у вас имеются проблемы с проводкой, которые необходимо устранить. В таком случае лучше доверить проверку электрики специалисту.
Предупреждения
При проверке и замене свечей будьте осторожны: если двигатель горячий, можно получить ожоги.
Не затягивайте свечи слишком сильно: керамический изолятор свечи может треснуть, что приведет к ухудшению работы двигателя.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Рекомендация к операции 3
Если свеча после первого страгивания тяжело выворачивается из-за образовавшегося нагара, не прилагайте большого усилия, чтобы не повредить резьбу в головке блока цилиндров. Слегка заворачивая и отворачивая свечу, постепенно выверните ее из головки.
11. Затяните наконечник свечи, если ослабла его посадка на резьбе.
Смазочные и очистные работы
проверка герметичности соединений
Проверка герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Эту работу выполняют, проводя внешний осмотр автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по подтеканию тормозной жидкости, в пневматическом приводе на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения проверяемое соединение покрывают мыльной эмульсией и по появлению мыльных пузырей определяют место утечки воздуха.
Регулировка свободного хода педали тормоза. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов свободный ход педали регулируют путем изменения длины тяги, соединяющей тормозную педаль с толкателем поршня главного тормозного цилиндра. С этой целью у автомобиля ГАЗ-53А устанавливают педаль в положение, при котором она упирается в резиновый буфер, отпускают контргайку и, вращая муфту в ту или другую сторону, устанавливают свободный ход педали, равный 8—14 мм. Зазор между первичным поршнем и толкателем главного тормозного цилиндра должен находиться в пределах 1,5—2,5 мм.
При пневматическом приводе тормозов эта регулировка сводится к изменению длины тяги, которая связывает педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. Длину тяги изменяют, вращая вилку, навернутую на резьбовой конец тяги.
ЗИЛ
Систематически, надо сливать конденсат из воздушных баллонов. Интенсивность накопления конденсата зависит от влажности окружающего воздуха и от технического состояния компрессора. При высокой влажности окружающего воздуха конденсат необходимо сливать ежедневно. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. В зимнее время при безгаражной стоянке автомобилей нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания конденсата в приборах и трубопроводах. В случае замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, трубопроводы и воздушные баллоны открытым пламенем. Для этой цели следует пользоваться горячей водой. После полного слива конденсата из воздушных баллонов рекомендуется вновь накачать их сжатым воздухом до номинального давления (до срабатывания регулятора давления) и только после этого остановить двигатель.
Кран слива конденсата
1- пружина; 2- клапан; 3- толкатель; Т- вывод
6-31. Клапан контрольного вывода
1-штуцер; 2- корпус; 3- петля; 4- колпачок; 5- толкатель с клапаном; 6- пружина; Т, ТТ- выводы
При измерении давления отвернуть колпачок 4 клапана и навернуть на корпус 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному манометру. При наворачивании гайка перемещает толкатель 5 с клапаном и воздух через радиальные и осевое отверстия в толкателе поступает в шланг.
Кран слива конденсата ( 6-32.) предназначен для принудительного слива конденсата из воздушного ресивера тормозного привода а также, при необходимости, для выпуска сжатого воздуха из ресивера.
Кран слива конденсата открывается при нажатии на толкатель 3 вверх или отведении его в любую сторону.
При обслуживании пневматического привода тормозной системы автобуса проверяется герметичность системы в целом и ее отдельных частей. Места сильной утечки воздуха определяют на слух, а места слабой утечки – с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха в рабочей тормозной системе определяется при заполненной системе до рабочего давления при нажатой тормозной педали. При этом падение давления не должно превышать 0,05 мПа (0,5 кгс/см2) в течение 15 минут и 0,05 мПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 минут при свободном положении органов управления.
Утечка воздуха в стояночной тормозной системе определяется при положении рукоятки ручного тормоза в положении «Расторможено». Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных деталей соединений.
Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных пневмо аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек не должен превышать 30.. .50 Нм (3.. .5 кгем).
Для повышения безотказности и надежности работы тормозной системы, рекомендуется один раз в два года проводить профилактическую разборку тормозного крана; тормозных камер задних и передних тормозов, защитного клапана; ручного тормозного крана; клапана быстрого оттормаживания; замену сменного патрона осушителя независимо от их технического состояния.
Обнаруженные при контрольной проверке неисправные аппараты должны быть отремонтированы с помощью ремонтных комплектов, проверены на работоспособность и соответствие характеристикам.
Порядок сборки и проверки аппаратов изложен в специальных инструкциях. Их ремонт производится лицами, прошедшими необходимую подготовку.
Внимание
Не допускается провисание трубопроводов, касание их о перемещающиеся и нагревающиеся в процессе работы детали и узлы, перегибание трубопроводов с уменьшением их проходного сечения.
12) Эффективное торможение машин обеспечивается регулировкой тормозных механизмов.Регулировка тормозного механизма рабочей тормозной системыпроизводится для восстановления нормального зазора между фрикционными накладками и барабаном. Регулировка тормоза может быть полной или частичной.Полная регулировка выполняется после ремонта тормозов (замена фрикционных накладок или колодок) или нарушения центровки рабочих поверхностей фрикционных накладок и тормозного барабана. Она производится с помощью опорных эксцентриковых осей 14 колодок и осей регулировочных рычагов 9 или регулировочных эксцентриков 2 (см. рис. 7.1, 7.28 соответственно). При этом щуп толщиной 0, 1 мм не должен проходить вдоль всей ширины тормозных накладок. Зазор, замеренный щупом в верхней и нижней частях на расстоянии 30 мм от края накладок, должен быть в пределах 0,2...0,4 мм.Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер (КамАЗ-5320, КамАЗ-4310) на каждом мосту мало отличались друг от друга и находились в пределах 20...30 мм.Частичная регулировка выполняется только с помощью осей червяков регулировочных рычагов (КамАЗ-5320, КамАЗ-4310) или эксцентриков (Урал-4320) для уменьшения зазора между накладками и барабаном, который увеличивается при эксплуатации вследствие износа накладок. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживается по увеличению хода штоков тормозных камер (ход штока не должен превышать 30 мм). При регулировке тормозов ход штоков устанавливают равным 20 мм, причем для левых и правых камер каждого моста они должны мало отличаться один от другого.
Регулировка
Восстановление нормальной величины зазоров между колодками и тормозными барабанами и уменьшение хода педали регулируйте эксцентриками, у которых шестигранные головки осей выведены наружу сквозь щит.
Регулировку зазоров между колодками и тормозными барабанами (текущую регулировку) проводите в следующем порядке:
1. Поднимите домкратом колесо, тормозной механизм которого необходимо отрегулировать.
2. Вращая колесо, постепенно поворачивайте регулировочный эксцентрик до тех пор, пока колесо не затормозится.
3. Постепенно отпускайте эксцентрик, проворачивая колесо до свободного вращения без задевания барабана за колодки.
4. Отрегулируйте таким же образом зазоры между колодками и барабанами остальных тормозных механизмов.
При регулировке тормозных механизмов передних колес и передних колодок тормозных механизмов задних колес вращайте колесо вперед (рис. 6.10).
При регулировке задних колодок тормозных механизмов задних колес вращайте колесо назад (рис. 6.11).
Для уменьшения зазоров эксцентрики проворачивайте по направлению вращения колеса, а для увеличения – против.
5. Проверьте на ходу автомобиля отсутствие нагрева тормозных барабанов и равномерность работы тормозных механизмов при торможении.
При текущей регулировке не пользуйтесь опорными пальцами, так как при этом нарушится заводская установка колодок.
При замене фрикционных накладок отрегулируйте установку колодок.
Регулировку тормозных механизмов производите, когда тормозные барабаны полностью остыли и подшипники колес правильно отрегулированы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.