Потрясенная до основания гигантским социальным взрывом дворянская империя Екатерины II почти сразу же приступает к своеобразному ремонту своей государственной машины. В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли местное управление кардинальной перестройке. Активнейшую роль в этом сыграла и сама Екатерина II. В письме к Вольтеру в конце 1775 г. она сообщала: “Я только что дала моей империи “Учреждение о губерниях”, которое содержит в себе 215 печатных страниц... Это плод пятимесячной работы, исполнен мною одной”. Конечно, Екатерина разрабатывала этот проект не одна. Было подано 19 проектов, составленных видными сановниками и государственными деятелями. По проекту вся Россия делилась теперь на 50 губерний вместо 23 прежних. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе “губернского правления”. Функции губернского правления были довольно обширны, но главная из них - широкое объявление закона правительственных распоряжений, надзор за их выполнением и, наконец, право отдачи под суд нарушителей закона. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата. Она же брала на себя часть функций центральных коллегий. Совсем новым учреждением был “приказ общественного призрения”.
С наибольшей наглядностью новые веяния проявились в правовой сфере: в кодификации законодательства, которая из технического метода упорядочения права в век Просвещения превратилась в своеобразную форму регулирования социальных отношений; в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления; в отделении суда от администрации и более четком устройстве судебных органов; в законодательном закреплений прав и привилегий сословий и общесословных организаций.
В основу социальной политики Екатерины II легли выводы западноевропейских мыслителей. Идеи регулярного государства, в котором монарх и подданные равно подчиняются законам, нашли своеобразное преломление в указах 60–80-х гг. XVIII в. Закон в соответствии с местом человека в обществе предоставлял ему определенные права и преимущества. А все общество мыслилось в виде структуры, каждое звено которой обладало закрепленным законами набором прав и привилегий. Подписанная 21 апреля 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила права и привилегии благородного сословия. Изданием Грамоты императрица подчеркивала тот факт, что все права, отличающие дворян от остальных ее подданных, исконно не принадлежали благородному сословию, а являлись пожалованием верховной власти. Помимо привилегий, дарованных самой Екатериной II, в Жалованной грамоте подтверждалось освобождение дворян от подушной подати и ряда других казенных повинностей, от обязательной государственной службы, от телесных наказаний и др. Наиболее важной из зафиксированных Жалованной грамотой привилегий являлось безусловное исключительное право дворян на владение деревнями.
Иначе подходила императрица к решению проблем городских жителей. В организованных в сословие горожанах она видела своеобразный противовес дворянству. Однако трудность задачи заключалась даже не в том, что "среднее сословие" еще надлежало создать. В России отсутствовали и условия, способствовавшие формированию третьего сословия из жителей городов. Поэтому прежде чем начинать объединение "городских обывателей" в "средний род людей", следовало создать условия, при которых это объединение стало бы возможно. Политика правительства в области предпринимательства и торговли способствовала формированию слоя зажиточных горожан – основы нового сословия. Решению задачи формирования среднего сословия должна была способствовать и Жалованная грамота городам, изданная в 1785 г. При этом грамота не отменяла правовое неравенство различных разрядов городских обывателей. Но в решении проблем города принимали участие все его жители. В зависимости от состояния и рода занятий городские обыватели делились на шесть разрядов. Все жители города избирали Общую городскую думу.
В годы царствования Екатерины II не изменился лишь правовой статус крестьянства (крепостное право отменено не было). В 1763 г. был издан закон, возлагавший на крестьян расходы по содержанию воинских команд, посылаемых на подавление их восстаний. Два года спустя Екатерина II повторила елизаветинский указ о праве помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь. А в 1767 г. запретом крепостным жаловаться на помещиков была повторена норма Соборного Уложения 1649 г., не разрешавшая подавать коллективные жалобы в руки государя. Таким образом, екатерининское законодательство о крепостных, исключая закон 1763 г., не являлось новацией и лишь дублировало правовые нормы прежних лет.
БИЛЕТ 21
Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.