Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь Киевской Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БИЛЕТ 1

Теории возникновения государств у восточных славян

· Договорная теория строится на том, что государство славян возникло путём заключения договора между вече и князем при приглашении последнего на княжение и для осуществления защиты. При этом сам князь формировал дружину, аппарат и являлся руководителем военных походов.

· Теория завоевания, приверженцы которой считают, что самые крупные и мощные племена восточных славян для того чтобы расширить собственные территории в результате военных походов получали некие блага, которые и становились причиной имущественного расслоения. В результате этого начали формироваться политические объединения и самое сильное племя облагало данью более слабые. Для управления этими процессами и нужно было государство.

· Налоговая теория формирования государств восточных славян базируется на том, что само установление налоговой системы происходит в результате завоевания первыми киевскими князьями соседских племён. В результате этого важно было систематизировать сборы дани. Некоторые учёные утверждают, что именно после убийства Игоря Ольга реформирует систему налогообложения и государство как таковое формируется только к десятому веку.

· Торговая или же городовая теория, основоположником которой выступил Ключевский гласит, что в результате развития торговых отношений между различными племенами были сложены торговые пути, воздвигнуты города, для защиты которых необходимо было государство. То есть, само государство формируется только после появления всех его частей.

· Христианская теория, основой которой является Крещение Руси. Именно наличие общей идеологии, считают многие историки, считается признаком государства, без которой его не может существовать. Таким образом, говорить о возникновении древнерусского государства можно лишь после 988 года.

· Антинорманнская и Норманнская теории. Последняя возникает в восемнадцатом веке, а её сподвижники Миллер и Байер утверждали, что Киевская Русь была сформирована норманнами. Против данной теории выступали Чернышевский, Белинский, Герцен, а также Михаил Ломоносов, утверждавшие, что Рюрик родом был из Пруссии.


 


БИЛЕТ 2

БИЛЕТ 3

БИЛЕТ 4

БИЛЕТ 5

БИЛЕТ 6

БИЛЕТ 7

БИЛЕТ 8

Опричнина Ивана Грозного

Слово “опричь”— кроме означало часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Теперь “опричь” всей земли выделялся удел самого царя: территории не вошедшие в опричнину назывались земщиной. Во главе земщины осталась боярская дума, во главе опричнины непосредственно стал сам царь. Опричнина была дорогостоящим мероприятием, чтобы покрыть расходы, Иван IV взял с земщины 100 тыс. руб.— огромную по тем временам сумму. Вместе с опричниной появились опричники. Сначала их было 1000. Впоследствии их называли “кромешниками”— воинами тьмы кромешной. Они давали клятву верности царю. Царь был мнительным человеком и часто подозревал свое окружение в измене. Особо не терпел Иван IV честных, умных, независимых. На оправдание не было шансов, тут же царь звал опричников и они на его глазах либо разрезали на куски, либо отрезали голову, либо варили живьем. Царь редко удовлетворялся простой казнью, он почти всегда издевался над жертвой. Особенно Грозный ненавидел тех, кто пытался остановить его безудержную жестокость, вступаться за гонимых. Не спасало и духовное звание. Произошли столкновения царя и митрополита Филиппа, осуждавшего опричнину и казни. И Иван Грозный приказал убрать митрополита, его задушил известный опричник Малюта Скуратов 1570г. Иван Грозный разгромил, разграбил Новгород, узнав о якобы замышлявшемся там заговоре. Число жертв достигло 10-15 тыс. человек, при населении Новгорода 30 тыс. человек. Таким образом, Иван IV кроваво утвердил самодержавие. Политические последствия опричнины:1. Слом боярской аристократии; 2. Уничтожение экономической самостоятельности Новгорода и Пскова. 3. Усмирение церкви; 4. Сломлена земская позиция. В 1571г. на Москву напал хан Давлет-Гирей. и сжег ее. В 1581г. царь ввел “заповедные лета”— временно запретил крестьянам уходить от феодалов даже в Юрьев день.


 


БИЛЕТ 9

БИЛЕТ 10

БИЛЕТ 11

БИЛЕТ 12

БИЛЕТ 13

БИЛЕТ 14

БИЛЕТ 15

БИЛЕТ 16

Реформы Петра I

В 1699 г. во главе России стал Петр I, он был инициатором проведения реформ. В 1711 г. высшим законодательным органом власти стал сенат, который лично сам царь назначал сановников. Сенат разрабатывал новые законы, следил за их выполнением, контролировал финансы и местные органы власти. Вместо приказов учреждено 11 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной отраслью управления: военное, мануфактур-коллегия. Особой коллегией стал синод, ведавший делами церкви. Для укрепления власти на местах всю страну разделили на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. Петр I провел городскую реформу, в ходе которой созданы магистраты – местной выборной орган власти, где ведущую роль играли верхние слои. С 1705 г. в стране введена рекрутская повинность, что стало основой для создания регулярной армии. В 1716 г. введены воинские уставы.. В 1722 г. принят «табель о рангах». Все гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов: чиновник достигший 8-го ранга получал постоянное дворянство. С 1721 г. Петр I стал императором, что означало дальнейшее укрепление самодержавной власти. Петр I проводил преобразования в области культуры. Он запретил дворянским детям жениться на без свидетельства об окончании школы. В Петербурге были открыты: морская академия, горное училище. Он требовал ношение европейской одежды, устраивал ассамблеи (вечера отдыха).


 


БИЛЕТ 17

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Образование Российской империи

Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России. В то же время в период поездки по европейским странам посольству удалось подготовить коалицию против Швеции, закрывавшей России выход к Балтийскому морю. В ноябре 1699 г. был оформлен "Северный союз", в который вошла Россия, Саксония и Дания. К "Северному союзу" примкнула и Речь Посполитая, так как курфюрст Саксонии Август II был одновременно и польским королем. Летом 1700 г. было заключено перемирие с Турцией, после чего 9 августа 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Начало Северной войны было неудачным для России. Полтавская битва изменила весь ход войны. На сторону России вновь перешла Польша и Дания, к "Северному союзу" присоединилась Пруссия и Ганновер. В 1710 г. русские войска взяли Ригу, Ревель, Выборг. Однако победы русских войск вызывали недовольство ряда европейских держав и Турции. В ноябре 1710 г. Турция объявила войну России. Летом 1711 г. русская армия под командованием Петра I оказалась в окружении превосходящих сил противника на реке Прут в Молдавии. По условиям перемирия 12 июля 1711 г. Турции возвращался Азов и разрушалась русская крепость на Азовском море - Таганрог. В 1713 г. русская армия развертывает военные действия в Финляндии, принадлежавшей Швеции. Союзники вытесняют Швецию из континентальной Европы. В 1721 г. был заключён Ништадский мир, по которому за Россией закреплялись земли от Выборга до Риги. Россия получила необходимый для неё доступ к Балтийскому морю. Победа в Северной войне выдвинула Россию в ряд великих держав Европы. Величие и могущество России было подчёркнуто провозглашением её империей в 1721 г. Тогда же Сенат присваивает Петру I титул императора Великого и Отца Отечества. После завершения Северной войны правительство Петра I активизировало свою внешнюю политику на юге и востоке. Были предприняты меры для усиления связей с народами Средней Азии и Китаем. В результате "Персидского похода" (1722-1723 гг.) Россия приобрела земли в Прикаспии и усилила своё влияние на Кавказе.


 


БИЛЕТ 18

БИЛЕТ 19

БИЛЕТ 20

БИЛЕТ 21

БИЛЕТ 22

БИЛЕТ 23

Внешняя политика Александра 1

В первые годы правления вектор внешней политики Александра 1 был направлен на устранение угрозы со стороны Наполеона. В 1805 году наша страна становится членом Третьей антифранцузской коалиции, куда также вошли Великобритания, Австрия, Неаполитанское королевство и Швеция. Царь лично возглавил российскую армию. Его неумелое руководство и отсутствие полководческого опыта привело к поражению объединенной армии австрийцев и русских в битве под Аустерлицем. Это сражение вошло в историю как «битва трех императоров». Наполеон нанес сокрушительное поражение своим противникам и заставил российскую армию покинуть Австрию. В 1806 году войну Франции объявила Пруссия, после чего Александр нарушает условия мирного договора и также направляет войско против Наполеона. В 1807 французский император наносит противникам поражение, и Александр вынужден пойти на переговоры. После поражения в 1807 году Александру пришлось под давлением Наполеона объявить войну Швеции. Без официального заявления о начале боевых действий российская армия переходит шведскую границу. Начало войны для Александра было плачевным, однако в ходе боевых действий происходит коренной перелом, который приводит к победе Российской империи в 1809 году. По результатам договора шведы присоединились к континентальной блокаде против англичан, заключили союз с Российской империей и уступили той Финляндию. В 1812 году Наполеон вторгается в Россию. Александр 1 объявляет о начале Отечественной войны. В ходе боевых действий и под влиянием суровых морозов Наполеон терпит сокрушительное поражение, потеряв большую часть своей армии. После бегства Наполеона император участвует в наступлении на Францию. В 1814 году он вступает победителем в Париж. Во время Венского конгресса Александр I представлял интересы России.

 


 


БИЛЕТ 24

БИЛЕТ 25

Внешняя политика Николая I

Император Всероссийский Николай I правил страной почти 30 лет, с 1825 по 1855 годы. На период его царствования пришлось несколько кровопролитных войн, но территория государства была значительно увеличена.

 

Основные задачи в Европе

 

Главное, чего хотел добиться император, – укрепления новых границ своего государства, что предполагало сохранение тех территорий, которые присоединили его предшественники, а также подчинение Финляндии, Польши и Прибалтики интересам России. Кроме того, приоритетной задачей Николай I считал обеспечение стабильности в Европе.

 

Восточный вопрос

Все же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.

Такое пристальное внимание российского самодержца к Черному морю объясняется его стратегической и экономической важностью для государства. Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление.

 

Кавказская война

Война эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией.

 

Персидский вопрос

В 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань.

Русско-турецкие отношения

Николай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах, способствуя обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.

В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия.

 

Итоги

Последствия внешней политики этого российского императора довольно долго определяли место России на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначны, поскольку, с одной стороны, Николай I стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, которые имели тяжелые последствия для российского государства.


 


БИЛЕТ 26

БИЛЕТ 27

БИЛЕТ 28

БИЛЕТ 29

БИЛЕТ 30

БИЛЕТ 31

БИЛЕТ 32

БИЛЕТ 33

Образование политических партий в России, их стратегия и тактика в революции 1905–1907 гг

Особенностью генезиса многопартийности в дореволюционной России было то, что ее становление происходило в условиях фактического запрета на деятельность любых независимых от власти политических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни было представительных органов. Годы Первой российской революции ознаменовались появлением в России более ста новых политических партий, организаций партийного характера и движений самой разной направленности от ультраправых до ультралевых. Уже накануне революции в стране существовало от 30 до 40 партий в основном с ярко выраженной радикальной окраской, а к ее концу налицо был уже весь спектр партийно оформленных политических течений с достаточно четким разделением их ролевых функций, специфической тактикой и идеологической догматикой. После ряда десятилетий строгого партийно-политического «воздержания» российское общество в буквальном смысле слова бросилось в 1905 г. в водоворот партийного строительства, причем в обстановке революции с ее атмосферой вседозволенности и торжеством захватного права этому процессу не могли уже помешать ни отсутствие соответствующей законодательной базы, ни откровенная слабость и малочисленность многих новоявленных партийных организаций.

Для российской многопартийности, в том виде, в каком она сложилась в годы первой российской революции, было характерно следующее: 1) наличие сильного и организованного левого фланга, настроенного непримиримо по отношению не только к самодержавию, но и к "центру", т.е. либералам; 2) многочисленность, но крайняя организационная аморфность правого фланга; 3) быстрый рост достаточно рыхлого либерального "центра", правая часть которого открыто тяготела к соглашению с властями, а левая пыталась балансировать между крайне левыми и властью.


 


БИЛЕТ 34

БИЛЕТ 35

БИЛЕТ 36

БИЛЕТ 37

БИЛЕТ 38

БИЛЕТ 39

БИЛЕТ 40

БИЛЕТ 41

БИЛЕТ 42

Первые социально-экономические и политические преобразования советской власти. Создание и роспуск Учредительного собрания

После революции большевики провозгласили новый тип государственности - диктатуру пролетариата в форме Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Большевики после недолгих переговоров с эсерами и меньшевиками при посредничестве Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжеля), угрожавшего прекратить перевозки войск, отвергли идею создания однородного социалистического правительства с участием всех левых сил.

В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание 40,5% голосов было подано за эсеров; 2,6 % - за меньшевиков; 17 % - за либералов и правых; 24 % - за большевиков. Оказавшись в меньшинстве, большевики в январе 1918г. после первого же заседания прибегли к его роспуску, окончательно отвергнув принципы парламентаризма. Роспуск Учредительного собрания стал одновременно решающим шагом в становлении государственного аппарата Советской власти. Если до сих пор государственные органы рассматривались как временные, теперь они получают постоянный статус. Среди высших органов власти верховным учреждением стал Всероссийский съезд Советов, выделявший для повседневной работы Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Роль высшего исполнительно-распорядительного органа отводилась Совету Народных Комиссаров, состоявшему из руководителей отраслевых наркоматов. Для управления российской экономикой создавался Всероссийский Совет Народного Хозяйства, исполнявший преимущественно регулирующие функции. Формирующемуся государственному аппарату чрезвычайно не хватало опытных кадров служащих, поэтому привлечение старых чиновников, в большинстве своем первоначально не принявших Советскую власть, потребовало значительных усилий со стороны большевиков. При этом использовались как методы стимулирования возвращения их на службу, так и средства насилия и угроз. Именно борьба с саботажем чиновничества стала первым актом деятельности созданных властями органов подавления (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, милиции и др.). Уже в первые месяцы Советской власти сложились характерные черты ее аппарата: отсутствие четкого разделения властей, недостаточный профессионализм в сфере принятия решений, политико-идеологическая направленность деятельности.


 


БИЛЕТ 43

БИЛЕТ 44

БИЛЕТ 45

БИЛЕТ 46

БИЛЕТ 47

БИЛЕТ 48

Великая Отечественная война

БИЛЕТ 49

БИЛЕТ 50

Мероприятия советского руководства по демократизации общественной жизни и оздоровлению экономики после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС, осуждение культа личности Сталина.

5 марта 1953г – умирает Сталин и не оставляет приемника, что приводит к политическому кризису в верхах. Система единоличного правления со смертью Сталина приводила к необходимости найти новую форму коллективного руководства. Возвращение к ней никто не отрицал, диктовалась необходимость обеспечить собственную безопасность. Необходимость коллегиального руководства диктовало разделение партийной и государственной власти, что вело к борьбе за власть. В результате этой борьбы в 1958г председателем совмина и первым секретарем ЦК КПСС становится Н.С.Хрущев.

На 20 съезде партий(1956г) – Хрущев выступает с докладом который был прочитан всем и с секретной частью, которая была прочитана только членам партий.

В открытой части доклада говорилось о защите подлинного ленинизма. Заявлялось впервые о существовании многообразных моделей. Во внутренней политике доклад затрагивал ошибки Сталина.

Провозглашался принцип возвращения к ленинским методам руководства, демократизации партии, которая противостояла культу личности.

В секретной части доклад показывал складывание и упрочнение культа личности за 20 лет. Давался анализ искажения Сталиным принципов демократического централизма. Рассказывалось о чистках в партиях, репрессиях, незаконных методах следствий.

На Сталина возлагали ответственность за депортацию народов, за фабрикацию фальшивых заговоров, разрыв дипломатических отношений с Югославией. Ответственность за поражение в первые дни ВОВ. Разрушался миф о гениальном генералиссимусе.


 


БИЛЕТ 51

БИЛЕТ 52

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Реформы, их противоречивый характер и незавершенность, нарастание кризисных явлений.

Экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя».

В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. С начала 70-х гг. темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 гг. показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Инициатору реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. Реформам противостояли старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.


 


БИЛЕТ 53

Внешняя политика СССР после Второй мировой войны (1945 – середина 60-х годов). Противостояние социалистического лагеря и западных держав

После смерти И.В. Сталина в марте 1953 г. руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего, капиталистическими странами. Начался короткий период "оттепели" в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, прежде всего Индией и Индонезией. Укреплялись дружественные связи со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы, кроме Югославии. В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных. Переговоры завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его. В 1962 г советское руководство приняло решение создать на Кубе ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника. Ведь США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции с той же целью. Решение, принятое Н.С. Хрущевым под влиянием военных, было несвоевременным и ошибочным. Оно явно переоценивало возможности СССР расширить свое военное присутствие в мире и недооценивало решимости США отстаивать свои национальные интересы. В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла советские планы. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД. Начался "карибский" кризис 1962 г. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир у порога третьей мировой войны, на этот раз ракетно-ядерной и последней. Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

В последние годы жизни Сталин видел в союзе с Китаем залог победы социализма во всемирном масштабе. И в 1950-е годы советско-китайские отношения действительно определяли силу и могущество "социалистического лагеря". Однако последующий курс КПСС вызвал растущий протест руководства компартии Китая. Попыткой поставить соседа "на место явился весной 1960 г. неожиданный и срочный вывод советских специалистов из КНР, сокращение материально-технической помощи. Китай оказался в тяжелом положении; Более 150 предприятий были построены с помощью CCCP в первой китайской пятилетке, были заложены сотни новых заводов и фабрик. И все это оказалось в ловушке экономической зависимости. Процесс индустриализации Китая резко затормозился. В дальнейшем список взаимных терок множился. Отношения КПСС и КПК, СССР и КНР из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Все это имело далёко идущие и трагические последствия. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения.


 


БИЛЕТ 54

БИЛЕТ 55

БИЛЕТ 56

БИЛЕТ 57

Социально-экономическая политика в современной России (1993-2007)

За годы рыночной реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации народного хозяйства: либерализовано ценообразование, внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е года российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного и частного капитализма, мелкотоварного производства, коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработицы. Уровень ВВП сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%.

В первой половине 90-х годов в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 90-е годы стали также крупномасштабные займы. Лишь внешние займы и дальнейшая приватизация госсобственности позволили удержать в эти годы на плаву федеральный бюджет. Они усилили зависимость России от ведущих мировых держав и Международного валютного фонда. В итоги условия функционирования российской экономики все в большей мере стали зависеть от решений, принимаемых за пределами страны.

 

БИЛЕТ 1

Теории возникновения государств у восточных славян

· Договорная теория строится на том, что государство славян возникло путём заключения договора между вече и князем при приглашении последнего на княжение и для осуществления защиты. При этом сам князь формировал дружину, аппарат и являлся руководителем военных походов.

· Теория завоевания, приверженцы которой считают, что самые крупные и мощные племена восточных славян для того чтобы расширить собственные территории в результате военных походов получали некие блага, которые и становились причиной имущественного расслоения. В результате этого начали формироваться политические объединения и самое сильное племя облагало данью более слабые. Для управления этими процессами и нужно было государство.

· Налоговая теория формирования государств восточных славян базируется на том, что само установление налоговой системы происходит в результате завоевания первыми киевскими князьями соседских племён. В результате этого важно было систематизировать сборы дани. Некоторые учёные утверждают, что именно после убийства Игоря Ольга реформирует систему налогообложения и государство как таковое формируется только к десятому веку.

· Торговая или же городовая теория, основоположником которой выступил Ключевский гласит, что в результате развития торговых отношений между различными племенами были сложены торговые пути, воздвигнуты города, для защиты которых необходимо было государство. То есть, само государство формируется только после появления всех его частей.

· Христианская теория, основой которой является Крещение Руси. Именно наличие общей идеологии, считают многие историки, считается признаком государства, без которой его не может существовать. Таким образом, говорить о возникновении древнерусского государства можно лишь после 988 года.

· Антинорманнская и Норманнская теории. Последняя возникает в восемнадцатом веке, а её сподвижники Миллер и Байер утверждали, что Киевская Русь была сформирована норманнами. Против данной теории выступали Чернышевский, Белинский, Герцен, а также Михаил Ломоносов, утверждавшие, что Рюрик родом был из Пруссии.


 


БИЛЕТ 2

Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь Киевской Руси

Основу хозяйства Древнерусского государства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Особенности общественного устройства Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде». Наряду с « Русской правдой» важными памятниками законодательства являются княжеские уставы и сборники церковных установлений.

Прежде всего, в этом документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, а в Правде Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Основным населением Киевской Руси были свободные общинники, которых « Русская правда» называет «людьми». Для лично зависимого населения вотчин, а также для рабов-слуг использовались термины «челядь» и «холопы».

По мере складывания к 11 веку структуры единого государства формируется разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступали представители дружинной знати. При князьях действовал совет (Дума), состоявший из верхушки дружины. Из числа дружинников князь назначал: посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; сборщиков поземельных податей – данников; судебных чиновников – мечников, вирников, емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин – мытников; мелких должностных лиц – биричей, метельников.

Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны (с ХII века они были включены в систему государственного управления).


 


БИЛЕТ 3

Дата: 2019-02-25, просмотров: 412.