Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. До принятия данного Закона оценочная деятельность регулировалась большим количеством достаточно противоречивых законов и подзаконных нормативных актов не прямого действия.

Оценочная деятельность регулируется также иными федеральными законами, которые, так или иначе, касаются вопроса оценочной деятельности. В качестве примера таких законов можно привести Федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О саморегулируемых организациях" и многие другие.

Помимо федеральных законов и международных договоров к нормативным правовым актам Российской Федерации в соответствии со ст. 3 ГК РФ относятся также:

Конституция Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ГК РФ и другим законам России;

Постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые во исполнение Гражданского кодекса и иных законов России, указов Президента России;

Акты министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Регулирование оценочной деятельности осуществляется также нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти, прежде всего федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ на осуществление надзора и нормативно-правового регулирования оценочной деятельности и деятельности СРОО (соответственно Минэкономразвития России). К числу таких актов относятся и утвержденные уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, определяющие требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, а также образовательные программы высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и программы профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности (см. комментарии к ст. 19, 20 Закона).

В ст. 3 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дается определение таких базовых понятий, как "оценочная деятельность" и "рыночная стоимость".

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные особенности оценочной деятельности:

1) оценочная деятельность является видом профессиональной деятельности;

2) оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные субъектами оценочной деятельности;

3) целью оценочной деятельности является определение рыночной или иной стоимости объектов оценки.

Следует отметить, что первая особенность оценочной деятельности была закреплена в тексте комментируемого Закона только в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные в соответствии с Федеральным законом субъектами оценочной деятельности. Понятия "субъект оценочной деятельности" и "оценщик" равнозначны.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона.

Таким образом, Законом установлены следующие признаки субъекта оценочной деятельности:

- является физическим лицом;

- членство в саморегулируемой организаций оценщиков;

- ответственность данного лица застрахована в соответствии с требованиями ст. 24.7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Ст. 5 Вышеупомянутого закона определяет примерный перечень объектов оценки, в который включены:

- вещи;

- совокупность вещей, в том числе имущественные комплексы;

- имущественные права;

- работы, услуги;

- информация;

- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Между тем перечень объектов гражданских прав, определенный в ст. 128 ГК РФ, является более широким по сравнению с перечнем объектов оценки:

- вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

- работы и услуги;

- охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

- нематериальные блага.

В соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)" к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, то есть объекты гражданских прав, не изъятые из оборота.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также не противоречащих ему;

- из соответствующих актов государственных органов и органов местного самоуправления;

- из решений судов различных инстанций;

- в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

- в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

- вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

- вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В отношении стандартов и правил оценочной деятельности, разрабатываемых и утверждаемых СРОО (см. комментарий к ст. 20 Закона), необходимо отметить следующее. Такие стандарты и правила оценочной деятельности не вполне соответствуют определению понятия нормативного правового акта, данному в п. 12 Постановления Пленума ВС России от 20 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации": под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Во-первых, стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются СРОО, т.е. организациями, не наделенными публично-властными полномочиями.

Во-вторых, такие стандарты и правила обязательны к соблюдению только теми оценщиками, которые являются членами СРОО, утвердившей данные стандарты и правила (см. комментарий к ст. 15 Закона). В то же время стандартам и правилам оценочной деятельности СРОО присущи отдельные признаки нормативных правовых актов (они устанавливают обязательные для своих членов правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные отношения, ими предусмотренные), что позволяет охарактеризовать их как локальные нормативные правовые акты.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.