Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:
• Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.
К документам первого уровня относят также кодексы Российской Федерации и указы Президента РФ.
• К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:
· Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».
· Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».
· Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок преставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.
• Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.
Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.
· Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
· Пятый уровень — внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реализации, выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.
Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.
Таблица 4
Система нормативного регулирования аудита в России
Документы | Органы, принимающие Документы | |
I уровень | Федеральные -законы, кодексы, указы | Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ |
И уровень | Постановления приказы | Правительство РФ, Президент РФ, Минфин РФ, департамент организации аудиторской деятельности |
III уровень | Федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности | Правительство РФ, Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. |
IV уровень | Внутренние стандарты | Профессиональные аудиторские объединения |
V уровень | Внутрифирменные стандарты | Аудиторские организации |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 283.