1.Философия и мировоззрение
2. Краткая характеристика основных разделов философии.
3.Многозначность определений, форм и направлений философии и многообразие способов философствования.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.
В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. Автор данной лекции исходит из того, что материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании.
В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: "философское мировоззрение", "политическое мировоззрение" или "художественное мировоззрение", или даже в еще более узком понимании - "врачебное мировоззрение", "физическое мировоззрение" и т.п.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней):
онтологии (учение о бытии),
гносеологии (учение о познании)
аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.
В чем специфика постановки такого рода вопросов, например в отличие от частных наук?
Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы, по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса.
Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов и дуалистов и т. д. Философов объединяет их общее проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.
Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом.
Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т.д.
В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия.
Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura — природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно-научным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.
Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.
Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. (подробнее см.: 6.2. Общество как система).
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.
Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира (подробнее см.: 53. Философское учение о познании).
В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.
Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.
Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.
Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природ}', сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания
Ключевые слова:Мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мифология, религия, философия, онтология, гносеология, этика, антропология, аксиология, логика, диалектика, метафизика, социальная философия, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, агностицизм, скептицизм, наука, вера, убеждения.
Мировоззрение – это система взглядов человека на объективный мир и место человека в нем, на отношение к окружающей действительности и к самому себе.
Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.
Мировосприятие – это формирование конкретных знаний о вещах, явлениях и процессах на основе мироощущения.
Миропонимание – это интеллектуально-познавательная сторона мировоззрения.
Мифология – это мировоззрение, основанное на эмоционально-образном переживании мира и связанное с архаичными уровнями организации общества; формой проявления является миф.
Религия – это мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные силы, которые определяют существование мира и человека.
Философия (1) – это особый, высший тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия (2) – это теоретическое учение о мире и о месте человека в нем, о взаимоотношениях между человеком и миром, о путях и способах познания и преобразования мира человеком.
Материализм – это направление в философии, сторонники которого считают, что в отношении материи и сознания первична материя, которая является самостоятельной субстанцией и не нуждается в своем обосновании ни в чем, кроме самой себя.
Идеализм – это направление в философии, которое основой универсума полагает духовное начало (бог, идея, мировая воля, представление).
Субъективный идеализм – это направление идеализма, утверждающее, что предметный мир произведен от субъективного духа (сознания, разума, чувства).
Объективный идеализм – это направление идеализма, утверждающее, что предметный мир произведен от объективного духа (бог, мировой разум).
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Диалектика – это философский метод понимания организации мира и человека как развивающегося, изменяющегося по законам взаимодействия противоположностей.
Метафизика – это философский метод понимания мира как вечного, неизменного, неподвижного, всегда равного самому себе и имеющего только количественные, а не качественные изменения.
Агностицизм – это направление в философии, отрицающее возможность познания мира человеком, ставящее под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании.
Скептицизм – это направление в философии, которое отрицает возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».
Онтология – философское учение о мире, бытие.
Гносеология – философское учение о познании.
Антропология – философское учение о человеке
Аксиология - философское учение о ценностях.
Логика – наука о законах правильного мышления
Социальная философия - философское учение об обществе.
Этика – философское учение о морали.
Вера – психологическая установка на восприятие реальности, уверенность в успехе и лучшем будущем.
Убеждение – принятие за истину определенного набора зна-ний и выработка готовности к действию.
Онтология – учение о бытии |
Гносеология – учение о познании |
Аксиология – учение о ценностях |
Социальная философия – философское учение об обществе |
Философская антропология – философское учение о человеке |
Логика – наука о законах правильного мышления. |
Этика – философское учение о морали. |
Философия- |
Литература
1. Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов./ Вып. 1. А., 1993.
2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
3. Философия. /под ред. Лавриненко В.Н., Ратников В.Н./ М.,1998.
4. Философия. /под ред. Кохановского В.П./ Ростов-на-Дону.
5. Философская энциклопедия. М.,1962.
6. Философия: Учебник. / под ред. В.Д. Губина,Т.Ю. Сидориной и др./ М.,1997.
7. Философия. Учебник. /под ред. В.Д.Губина и др./ М.,2001.
Рахимшикова М.К.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 3168.